Отменен в части

Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2018-2020 годы (с изменениями на 26 марта 2019 года)

      
2. Текстовая часть Программы

2.1. Характеристика текущего состояния


Приоритетными направлениями социально-экономического развития города Нижнего Новгорода являются социальная поддержка граждан, повышение качества и создание благоприятных условий жизни отдельных категорий граждан, социально незащищенных слоёв населения города, поддержка семьи, материнства и детства, предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения города Нижнего Новгорода с учетом их потребностей.

Город Нижний Новгород является одним из крупнейших городов России, он входит в пятерку крупнейших российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек. По данным социального паспорта города Нижнего Новгорода численность населения города Нижнего Новгорода составляла:

на 1 марта 2014 года - 1269,4 тыс. человек;

на 1 марта 2015 года - 1262,1 тыс. человек;

на 1 февраля 2016 года - 1269,6 тыс. человек.

на 1 февраля 2017 года - 1272,0 тыс. человек.

В городе Нижнем Новгороде в территориальных органах социальной защиты населения состоят на учете почти 400 тысяч семей, из них около 12000 тысяч - семьи одиноких матерей с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума, в которых воспитывается около 14 тысяч детей.

Повышение цен на продукты питания, одежду, отсутствие жилья зачастую являются предпосылками к снижению количества многодетных семей, также отметим, что остается достаточно высоким число семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Становятся редкостью семьи, воспитывающие пять и более детей. На 01.02.2017 на учете состоят 6857 многодетных семей, что составляет примерно 4% от общего числа семей с детьми в городе.

Поддержание стабильной численности населения возможно при решающем воздействии на показатели рождаемости, смертности и миграционного прироста. Эффективное воздействие на данные показатели возможно путем создания системы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей, повышения престижа материнства и отцовства, создания социально-экономических условий для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, обеспечения их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни города Нижнего Новгорода. Это является основой для стабильного развития экономики и социальной сферы города. Отсутствие положительной динамики демографических процессов может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, что неблагоприятно скажется на социально-экономической ситуации города Нижнего Новгорода.

Особенностью современной демографической ситуации и уровня здоровья нации является высокая численность граждан с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов и граждан пожилого возраста. В связи с этим защита прав и интересов этих категорий населения, поддержание их социального статуса являются неотъемлемой частью социальной политики города.

Тенденция социально-демографического старения отчетливо проявляется в России. В городе Нижнем Новгороде 400643 человека - пенсионеры пенсионного фонда Российской Федерации, из них 86064 человека - старше 71 года. Процентная доля пенсионеров от общей численности жителей составила около 32,0%, то есть почти 1/3 часть всего населения города. В этой связи реализация мер по созданию условий, направленных на повышение качества жизни пожилых граждан, является актуальной проблемой.

Негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья инвалидов и пожилых людей, приобрели масштабный характер. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда граждан с ограниченными возможностями здоровья, граждан в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения большинства пожилых граждан и инвалидов.

Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются социальные контакты ветеранов. Возможности для полноценного участия в жизни у них ограничены.

В то же время надо отметить, что высокая численность ветеранов в России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.

В городе Нижнем Новгороде на 01.02.2017 проживают 16329 ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, из них 1312 участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 91 человек - вдовы, родители, семьи погибших участников Великой Отечественной войны, 179 человек - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, 16121 человека - труженики тыла, 9465 человек - ветераны боевых действий, 219 человек - инвалиды боевых действий, 185 человек - жители блокадного Ленинграда.

Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворения потребностей ветеранов, ограниченные возможности для полноценного участия в общественной жизни - характерные черты значительной части ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в улучшении своего положения, чему может служить комплексный подход к решению связанных с этим задач.

Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют ветеранов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости. Участие в городских социально значимых мероприятиях, творческих фестивалях или литературных конкурсах для многих становится отправной точкой к активному образу жизни.

Социокультурная реабилитация ветеранов, инвалидов и пожилых граждан во многом способствует формированию активной жизненной позиции, достижению определенных положительных результатов как в физическом, так и в эмоционально-психологическом состоянии. Участие в социокультурных мероприятиях также способствует развитию их творческого потенциала, и в настоящее время многие из них готовы к открытому диалогу с обществом. Но, к сожалению, само общество не всегда готово понять проблемы пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. В связи с этим в городе необходимо развивать социальную рекламу, которая станет важным шагом в создании благоприятного общественного климата, способствующего социальной интеграции отдельных категорий граждан.

Для обеспечения социально-культурной поддержки в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дом ветеранов», которое организует и поддерживает работу городской общественной  организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на его базе работает городской совет ветеранов. Более 200 первичных общественных организаций, работу которых курирует городской дом ветеранов, объединяют более 150 тыс. нижегородских ветеранов и пенсионеров. Организуя социокультурную, правовую, медицинскую поддержку нижегородских ветеранов, большое внимание  уделяется также военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Поддержка семьи, материнства и детства также является одной из приоритетных задач социальной политики, как государства, так и города Нижнего Новгорода. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

В целях дополнительной адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми в городе Нижнем Новгорода с 2002 года выплачиваются городские социальные пособия.

Все пособия оформляются и выплачиваются через органы социальной защиты населения по схеме «встроенной» (на программно-технологическом уровне, принцип «единого окна») в систему назначения и выплаты федеральных и региональных пособий.

Кроме этого, с 1 января 2012 года, когда во всех городах и районах Нижегородской области взамен натуральных молочных продуктов были введены ежемесячные денежные выплаты (произошла монетизация льгот на детское питание), в городе Нижнем Новгороде удалось сохранить систему обеспечения детей первых лет жизни натуральной кисломолочной продукцией.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.11.2006 года № 133-З городу Нижнему Новгороду были переданы государственные полномочия в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до 3-х лет. Для этих целей в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Молочная кухня».

В настоящий момент в городе Нижнем Новгороде функционирует 3 молочные кухни, расположенные в Автозаводском, Нижегородском и Сормовском районах города и 43 пункта раздачи молочного питания во всех районах города, которые обеспечивают специальным молочным питанием 7,5 тысяч  детей льготных категорий бесплатно, а также около 9,0 тысяч детей - за личные средства граждан. Ежегодно отмечается увеличение численности детей, имеющих право на бесплатное получение питания.

Также в соответствии с Федеральным  от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время относится к муниципальным полномочиям.