Действующий

Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



1. Оценка текущего состояния в сфере реализации государственной национальной политики на территории Нижегородской области


Нижегородская область относится к регионам с многонациональным составом населения. Своеобразие этнодемографической ситуации Нижегородской области заключается в том, что, с одной стороны, по существующим международным стандартам область является типично моноэтническим образованием (численность русского населения составляет 95,2%), с другой стороны, в Нижегородской области проживают представители более 100 других национальностей и этнических групп.


К числу коренных (основных) национальностей Нижегородской области относятся: русские (2448,9 тыс. чел.), татары (26,7 тыс. чел.), мордва (8,1 тыс. чел.), чуваши (4,6 тыс. чел.), марийцы (2,9 тыс. чел.) (по данным переписи 2020 года). В настоящее время существуют муниципальные образования с компактным проживанием коренных национальностей.


Определенное влияние на численный состав населения области и его национальную структуру оказывают миграционные процессы.


Нижегородская область занимает одну из ведущих позиций в Приволжском федеральном округе по привлекательности для мигрантов. Это объясняется ее высоким промышленно-экономическим потенциалом и развитостью инфраструктуры. В 2022 году число мигрантов, прибывших в регион, составило более 225 тыс. человек, что на 24,2% больше, чем в 2021 году. Большинство прибывающих в регион мигрантов составляют граждане из стран СНГ (Узбекистана, Украины, Армении, Таджикистана, Азербайджана).


Ежегодно по результатам социологических исследований по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений проводится оценка состояния межнациональной ситуации в регионе.


В 2023 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Нижегородской области составила 86,5%, уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - 90%. 71% жителей области удовлетворены межнациональными отношениями в своем населенном пункте, 76% - межконфессиональными.


Преимущественное большинство муниципальных образований области имеют места проживания выходцев из северокавказских республик, Закавказья и Средней Азии численностью более 10 человек. В целом взаимоотношения с коренным населением носят нейтральный характер.


Национальное многообразие Нижегородской области является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития региона. Для представителей всех национальностей и этнических групп, проживающих в области, созданы все условия для сохранения и развития национальных культур, языка и традиций.


В местах компактного проживания коренных народов Нижегородской области созданы творческие коллективы художественной самодеятельности, многие из них удостоены звания "народный". При муниципальных учреждениях культуры и образования успешно функционируют центры национальных культур, этнографические музеи и специализированные библиотечные отделы с литературой на национальных языках.


В Нижегородской области стали традиционными такие мероприятия, как Дни национальных культур, межрегиональные национальные фестивали-конкурсы, областные праздники мордовской, татарской, чувашской и марийской культуры, торжества, приуроченные к национальным праздникам и памятным датам.


Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.


По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее - ГУ Минюста России по Нижегородской области), в регионе официально зарегистрировано более 40 национальных общественных объединений граждан, включая национально-культурные автономии местного и регионального уровней.


Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, направленная на возрождение и развитие российского казачества.


Основной целью данного документа является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, формирование эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.