ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2016 года № 4193
Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Гражданская оборона
и защита населения города Нижнего Новгорода от чрезвычайных ситуаций» на 2017 - 2019 годы
(с изменениями на 27 марта 2018 года)
----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 16.03.2017 № 903;
постановлением администрации города Н.Н. от 27.03.2018 № 820
----------------------------------------------------------------------
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», cт. 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода», учитывая решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2016 № 230 «О согласовании проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Гражданская оборона и защита населения города Нижнего Новгорода от чрезвычайных ситуаций» на 2017-2019 годы», администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Гражданская оборона и защита населения города Нижнего Новгорода от чрезвычайных ситуаций» на 2017 - 2019 годы.
2. Отменить:
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3907 «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Гражданская оборона и защита населения города Нижнего Новгорода от чрезвычайных ситуаций» на 2015 - 2017 годы»;
пункт 16 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.12.2014 № 5059 «О внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода»;
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29.04.2015 № 818 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3907»;
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.11.2015 № 2574 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3907»;
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 23.05.2016 № 1381 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3907».
3. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Смирнов Д.Е.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Евсикова Е.Н.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Миронова С.М.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2017 года.
Исполняющий обязанности главы
администрации города С.М.Миронов
П.А.Марков
439 04 45
Муниципальная программа города Нижнего Новгорода
«Гражданская оборона и защита населения города Нижнего Новгорода
от чрезвычайных ситуаций» на 2017 - 2019 годы
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода. | ||||
Соисполнители Программы | Муниципальное казенное учреждение города Нижнего Новгорода «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Нижнего Новгорода» (далее - МКУ «Управление ГОЧС г. Н.Новгорода»); Администрации районов города Нижнего Новгорода. | ||||
Подпрограммы программы | - | ||||
Цели Программы | Повышение уровня защиты городского населения от опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | ||||
Задачи Программы | Повышение готовности сил и средств города к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в 2017 - 2019 годы в один этап. | ||||
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | руб. | ||||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2017 | 2018 | 2019 | Всего | |
Всего, в том числе: | 109 968 713,05 | 87 828 100,00 | 87 828 100,00 | 285 624 913,05 | |
МКУ «Управление ГОЧС г. Н.Новго-рода» (департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода) | 109 318 765,67 | 87 828 100,00 | 87 828 100,00 | 284 974 965,67 | |
Администрации районов города Нижнего Новгорода (департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода) | 499 947,38 | 0,00 | 0,00 | 499 947,38 | |
Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода | 150 000,00 | 0,00 | 0,00 | 150 000,00 | |
Целевые индикаторы Программы | 1. Время реагирования экстренных служб на чрезвычайные ситуации - 12 минут. 2. Охват населения системами оповещения - 95%. 3.Доля руководящего состава и должностных лиц, прошедших обучение по вопросам гражданской обороны, защите от чрезвычайных ситуаций и террористических акций - 50%. 4. Доля пожаров на территории города Нижнего Новгорода, произошедших по причине человеческого фактора, от общего количества пожаров - 31% . |
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень полномочий органов местного самоуправления по осуществлению мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств.
В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. Это говорит о высокой эффективности предупредительных (превентивных) мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении пожаров и происшествий на водных объектах.
Проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Нижнего Новгорода носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения безопасности.
Современный этап развития города Нижнего Новгорода характеризуется нарастающим напряжением в промышленном секторе, выражающемся в существенном износе основных фондов и слабой модернизации производственных процессов.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет наличие высокоэффективной системы мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оперативному реагированию при их ликвидации.
В первую очередь к таким мерам относятся: полноценное функционирование аварийно-спасательной службы и единой дежурно-диспетчерской службы города, системы информирования и оповещения населения, внедрение современных технологий информирования, развитие инфраструктуры информационного обеспечения.
Функционирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в немалой степени зависит от уровня подготовки должностных лиц и специалистов, в обязанности которых входит решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В условиях повышения угрозы возникновения ЧС природного и техногенного характера большое значение имеет оперативное реагирование на возникновение ЧС, координация задействованных сил и средств которые в большой мере ложатся на единую дежурно-диспетчерскую службу города (далее - ЕДДС). Кроме работы с обращениями населения, ЕДДС взаимодействует с МЧС, ГИБДД, социальными службами, где также наблюдается рост оперативной информации и, соответственно, рост требований к их выполнению.
Выделяется ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для повышения безопасности населения города Нижнего Новгорода от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
Совершенствование системы оповещения населения города Нижний Новгород об опасностях, возникающих в мирное и военное время.
В соответствии с действующим законодательством РФ в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление информирования населения о чрезвычайных ситуациях и создание и поддержание в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
С целью увеличения охвата оповещаемого населения необходимо провести следующее:
заменить устаревшее оборудование системы оповещения;
провести расширение функций системы оповещения и обеспечение технической возможности сопряжения централизованной системы и локальных систем оповещения объектов, несущих повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций для оповещения и информирования населения в городе созданы:
автоматизированная система централизованного оповещения;
системы оповещения потенциально опасных объектов.
Зона покрытия территории оповещаемого населения составляет 100%. Несмотря на это, имеются проблемы по поддержанию системы оповещения в технически исправном состоянии.
Недостаточная оснащенность поисково-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб объектов.
Аварийно-спасательный отряд постоянно находится в режиме круглосуточного дежурства на автомобиле первой помощи. В настоящее время укомплектованность отряда основными видами имущества, аварийно-спасательного оборудования и его техническое состояние позволяют проводить работы в соответствии со свидетельством на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. За первое полугодие 2016 года на территории города Нижний Новгород аварийно-спасательным отрядом муниципального казенного учреждения города Нижнего Новгорода «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Нижнего Новгорода» совершено 864 выезда на предупреждение и ликвидацию различных видов чрезвычайных ситуаций и неотложных работ. Количество выездов: на ДТП - 9, извлечение пострадавших из ям, люков, колодцев, попытки суицида, спасение людей на воде - 48, пожар - 21, разминирование - 20. Анализ количества выездов свидетельствует, что источники возникновения ситуаций представляют угрозу безопасности граждан.
Оснащенность спасательных отрядов муниципального казенного учреждения города Нижнего Новгорода «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Нижнего Новгорода» аварийно-спасательной техникой и оборудованием позволяет экипировать три смены. При ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций этого недостаточно.
Отсутствие необходимой техники и оборудования приводит к снижению эффективности действий спасательных отрядов.
Также необходимо решить вопрос укомплектования и дооснащения добровольных пожарных дружин и команд современным оборудованием и средствами спасания.
Слабое знание населением основ безопасности жизнедеятельности и действий при чрезвычайных ситуациях.
Одним из важных элементов снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является осведомленность населения о порядке действий при чрезвычайных ситуациях и происшествиях. Для поднятия уровня знаний населения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо развитие системы обучения незанятого в сфере производства и обслуживания населения по месту жительства, которое должно осуществляться через продолжение развития системы стационарных и подвижных учебно-консультационных пунктов и совершенствование их учебно-материальной базы.
Недостаточное взаимодействие дежурных служб.
В настоящее время на базе муниципального казенного учреждения города Нижнего Новгорода «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Нижнего Новгорода» создана единая дежурно-диспетчерская служба города Нижнего Новгорода. Дежурно-диспетчерские службы аварийных служб города, а также предприятий, организаций и ведомств разрознены: пользуются различными базами данных; основным средством связи между ними является телефонная связь, что приводит к увеличению времени реагирования на аварийные ситуации и происшествия и затрудняет организацию взаимодействия.
В целях ускорения обмена данными, принятия решений и реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера необходимо создание системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также, объединения разрозненных баз данных, информационных систем дежурно-диспетчерских служб на единой интеграционной платформе, обеспечивающей сквозную передачу и обработку информации, создание единой электронной системы управления силами и средствами, что должно уменьшить время реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, повысить качество работы спасателей и аварийных служб, их взаимодействие, и соответственно уменьшить количество погибших и пострадавших граждан, уменьшить время устранения последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, сократить экономический ущерб при чрезвычайных ситуациях, в большей степени предупредить возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций.
В связи с этим, взаимодействие органов местного самоуправления, ЕДДС и населения, организаций и учреждений является приоритетной задачей и должно быть основано на взаимовыгодном сотрудничестве.
Состояние пожарной безопасности, складывающееся в последние годы в городе Нижний Новгород, следует расценивать как тревожное. Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются одним из факторов, негативно влияющих на состояние экономики и в целом дестабилизируют социально-экономическую обстановку.
Состояние защищенности жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров на территории города Нижнего Новгорода продолжает оставаться низким, что является следствием неэффективного функционирования системы обеспечения пожарной безопасности.
Материальные потери от пожаров исчисляются десятками и сотнями тысяч рублей. И это без учета косвенного ущерба, вызванного направлением средств на восстановление объектов пострадавших от пожаров.
Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, система мер противопожарной пропаганде и обучению недостаточно эффективна. В результате для большинства граждан пожар представляется маловероятным событием, игнорируются противопожарные требования и как следствие, 30 % пожаров происходит по причине неосторожного обращения с огнем.
Анализ причин, от которых возникают пожары и гибнут люди, убедительно показывает, что предупредить их возможно, опираясь на средства противопожарной пропаганды, одним из видов которой является обучение (инструктаж) населения, включая обучение элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях, умению быстро производить эвакуацию, воспрепятствовать распространению огня.
В этой работе должны быть, прежде всего, система и определенный порядок. Их следует проводить, несмотря на трудности и организационную сложность, поступательно, преодолевая складывающуюся инертность.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к одной из приоритетных задач развития города Нижний Новгород и заключается в реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, защите жизни, здоровья, имущества жителей города и муниципального имущества.
Проводятся мероприятия по обеспечению безопасности на воде, намечены дополнительные меры по предотвращению гибели людей на водных объектах.
Одним из мероприятий защиты населения города является его укрытие в защитных сооружениях гражданской обороны, 70% имеющихся которых находятся в технически исправном состоянии и готовы к приему укрываемых в установленные сроки. На многих защитных сооружениях отдельные элементы систем жизнеобеспечения давно выработали установленные сроки эксплуатации, а в ряде сооружений они не предусматривались проектами
В Программу включаются мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, где велика возможность массовой гибели людей (объекты социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства). Данные мероприятия направлены на предупреждение, своевременное обнаружение и тушение пожаров в первоначальной стадии, создание условий для успешной эвакуации людей из зданий в случае пожаров.