Отменен в части

Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Развитие экономики и предпринимательства города Нижнего Новгорода» на 2017 - 2019 годы (с изменениями на 22 марта 2018 года)

3.1. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» (далее - Подпрограмма-1)

3.1.1. Паспорт Подпрограммы-1

Ответственный исполнитель Подпрограммы-1

ДЭРПЗ

Соисполнители Подпрограммы-1

КУГИиЗР

Администрации районов города Нижнего Новгорода

Строка изложена в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 03.02.2017 № 319 - см. предыдущую редакцию

Задачи Подпрограммы-1

Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Этапы и сроки реализации Подпрограммы-1

Сроки реализации: 2017 - 2019 годы.

Подпрограмма-1 реализуется в 1 этап.

Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы-1 за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Общий объем бюджетных ассигнований на период реализации  Подпрограммы-1 составит 2 853 599,5 руб., в том числе:

руб.

Ответственный исполнитель (соисполнители)
2017 год
2018 год
2019 год


Всего, в том числе:

853 599,50
1000000,00
1000000,00


ДЭРПЗ

853 599,50
1000000,00
1000000,00


(строка "Объемы... " изложена в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 22.03.2018 № 774 - см. предыдущую редакцию)

Целевые индикаторы Подпрограммы-1

Количество субъектов СМиСП в расчете на 10 000 человек населения - 526,4 ед.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) СМиСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций - 42,7%.

Объем налоговых поступлений от СМиСП в бюджет города(<*>)-1079,3 млн. руб.

<*> Налоговые поступления в бюджет города от деятельности СМиСП, применяющих специальные налоговые режимы (патентная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог).

3.1.2. Текстовая часть Подпрограммы-1.

3.1.2.1. Характеристика текущего состояния.

Малое и среднее предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города - это насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет города. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, занимать не востребованные крупными предприятиями ниши. Предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, социальной мобильности общества, и выступает основным инструментом для создания цивилизованной конкурентной среды.

По состоянию на 01.01.2016 в городе Нижнем Новгороде количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства оценивается в 63 304 единицы, в т.ч. 293 средних предприятия, 30 646 малых предприятий и  32 365 предпринимателей без образования юридического лица.

В секторе малого и среднего предпринимательства занято - 49,8% от числа занятых в экономике города. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (с учетом микропредприятий) в 2015 году составила 275 814 человека, на средних предприятиях - 15 744 человек. Численность индивидуальных предпринимателей и наемных работников у индивидуальных предпринимателей составила 80 400 человек. Общее количество занятых в малом и среднем предпринимательстве составило 371 958 человек.

Общий объем налоговых поступлений за 2015 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города составил 974,9 млн руб.

В перспективе выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей.

Анализ сложившейся отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует, что наибольшее количество малых предприятий приходится на сферу торговли (ремонт автотранспортных средств) - 37,8%, что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом, операции с недвижимостью - 25,9%, строительство - 11,3%, и обрабатывающие производства - 9,6%.

За 2015 год общий оборот малых предприятий составил 360,2 млрд. руб. (за 2014 год - 322,2 млрд.руб.).

В оптовой и розничной торговле, ремонт автотранспортных средств занято 30,4% от общего числа работающих на малых предприятиях, в сфере операций с недвижимостью - 27,9%, в обрабатывающих производствах - 15,5%, в строительстве - 11,5%.

Размер среднемесячной заработной платы работников списочного состава организаций малого бизнеса за 2015 год составил 17 363,4 руб. (за 2014 год - 15 319,7 руб.), работников средних предприятий 25 882,1 руб. (за 2014 год - 27 330,2 руб.).

В целом показатели деятельности предприятий малого и среднего бизнеса за период 2015 - 2016 годов демонстрируют положительную динамику развития.

Однако, несмотря на положительную динамику развития предпринимательства, анализ состояния малого и среднего предпринимательства в городе обозначил основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса, а именно:

нехватка собственных оборотных средств;

ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного, имущественного обеспечения);

постоянный рост цен на энергоносители и сырье;

нехватка нежилых помещений;

усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний федерального уровня;

низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров;

невысокий уровень осведомленности о существующих формах муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что ведет к скоординированному выполнению мероприятий Подпрограммы-1.

В соответствии с целями реализации государственной политики Нижегородской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области», на территории города Нижнего Новгорода реализуется широкий спектр мероприятий по следующим направлениям:

а) имущественная поддержка.

С целью оказания имущественной поддержки СМиСП городской Думой города Нижнего Новгорода на основании предложений администрации города Нижнего Новгорода сформирован Перечень муниципального имущества, предназначенного для реализации мер по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Нижнего Новгорода. Порядок формирования, ведения Перечня муниципального имущества города Нижнего Новгорода, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, определяется нормативным правовым актом городской Думы города Нижнего Новгорода.

б) финансовая поддержка.