РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2016 года № 227
О согласовании проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода
«Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы»
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода, статьей 18.1 Положения о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.05.2013 № 79,
ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШИЛА:
Согласовать проект постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы (прилагается).
Глава города И.Н.Карнилин
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
___________ № ____
Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» и в целях преобразования и совершенствования отрасли культуры в процессе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2015 - 2017 годы (далее - Программа).
2. Отменить:
2.1. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3906 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2015-2017 годы».
2.2. Пункт 19 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.12.2014 № 5059 «О внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода».
2.3. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 07.05.2015 № 874 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3906».
2.4. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 07.12.2015 № 2676 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3906».
2.5. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 27.07.2016 № 2242 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.09.2014 № 3906».
3. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Смирнов Д.Е.) обеспечить опубликование постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Евсикова Е.Н.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Стрельцова Л.Н.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2017 года.
Глава администрации города С.В. Белов
Утверждена
постановлением администрации города
от _____________________ № _________
Муниципальная программа
«Развитие культуры города Нижнего Новгорода» на 2017 - 2019 годы
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы | Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода | |||
Соисполнители Программы | Департамент строительства администрации города Нижнего Новгорода | |||
Цель Программы | Удовлетворение потребностей населения в сфере культуры и искусства, повышение привлекательности и эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования | |||
Задачи Программы | Повышение доступности и качества предоставляемых услуг населению муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства | |||
Создание надлежащих условий, оснащение и совершенствование материально-технической базы муниципальных учреждений | ||||
Обеспечение эффективного функционирования сферы культуры | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Срок реализации Программы 2017-2019 годы. Программа реализуется в один этап. | |||
Объемы бюджетных ассигнований за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | Ответственный исполнитель, соисполнители | 2017 | 2018 | 2019 |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода | 1538965000,00 | 1538965000,00 | 1 538 965 000,00 | |
Департамент строительства администрации города Нижнего Новгорода | 0,00* | 0,00* | 0,00* | |
* Объем бюджетных ассигнований определиться в очередном финансовом году при наличии дополнительных поступлений в бюджет города Нижнего Новгорода | ||||
Целевые индикаторы Программы | Количество посещений учреждений культуры на 1 человека - 3,05 посещений. | |||
Доля участников культурно-массовых мероприятий, проводимых учреждениями культуры (от общего населения города) - 70%. | ||||
Доля экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды (от общего количества фондов) - 2,3%. | ||||
Доля вновь созданных и капитально возобновленных спектаклей и концертных программ (от общего количества спектаклей и концертных программ) - 18,4%. | ||||
Доля участников клубных формирований (от общего количества детей в возрасте 5-18 лет, проживающих в городе) - 1,3%. | ||||
Доля новых поступлений музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав музейных фондов (от общего количества музейных предметов и музейных коллекций) - 0,54%. | ||||
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях, подведомственных департаменту культуры (от общего количества детей в возрасте 5-18 лет, проживающих в городе) - 8,9%. | ||||
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры - 12,5%. | ||||
Доля вновь приобретенных основных средств в общем количестве (от общего количества основных средств) - 0,3%. | ||||
Доля населения, принявшего участие в городских массовых культурно-досуговых мероприятиях от общего числа жителей города (от общего населения города) - 43,6%. | ||||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства - 24 101,31 руб. | ||||
Доля молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях культуры и дополнительного образования (от общего количества работников культуры) - 1,8%. |
2. Текстовая часть Программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Повышение духовного и творческого уровня общества на основе гуманистических ценностей становится возможным при условии обеспечения равного доступа населения к культуре и участия его в культурной жизни города.
Обеспечение максимальной доступности культурных благ, повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры является одной из основных задач культурной политики города.
Доступность культурных благ для населения обеспечивается, прежде всего, сетью городских учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры.
Нижнему Новгороду благодаря развитой структуре учреждений культуры и дополнительного образования, одному из немногих сопоставимых городов-миллионников удалось сохранить большую часть культурного наследия, традиций и т.д.
В городе функционируют около 30 музеев, включая муниципальные (7 ед.), государственные (3 ед.), ведомственные и частные (около 20 ед.); 8 театров, из которых 4 муниципальных.
По уровню обеспеченности библиотеками (83,4% или 93 ед.) Нижний Новгород в 2015 году занимал 4 место среди сопоставимых городов-миллионников РФ или 2 место после Самары среди городов-миллионников Приволжского федерального округа (рис. 1).
Рис. 1. Уровень фактической обеспеченности библиотеками от нормативной потребности, в разрезе городов-миллионников РФ, %
Невысокой остается обеспеченность Нижнего Новгорода клубами и учреждениями клубного типа - 16,3% от нормативной потребности или 12 место среди сопоставимых городов-миллионников РФ (рис. 2).
Рис. 2. Уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа от нормативной потребности, в разрезе городов-миллионников РФ, %
Высокой сохраняется доля обеспеченности города парками культуры и отдыха и садами - 100% (или 14 парков и садов при нормативе 13 ед.). Это второй (после Челябинска) результат среди сопоставимых городов-миллионников РФ и первый в Приволжском федеральном округе (рис.2.1).
Рис. 2.1. Уровень фактической обеспеченности парками культуры и отдыха от нормативной потребности, в разрезе городов-миллионников РФ, %
При этом нужно отметить, что только 59 организаций культуры и дополнительного образования находятся в ведении администрации города Нижнего Новгорода. В связи с этим, средства городского бюджета в рамках программы в большей степени будут направлены на обеспечение деятельности и развитие инфраструктуры муниципальных учреждений.
Структура отраслевых муниципальных учреждений
№ | Типы учреждений культуры | Количество учреждений, ед. | В том числе со статусом юридического лица, ед. |
1 | Общедоступные библиотеки | 91 | 11 |
2 | Музеи | 7 | 7 |
3 | Учреждения культурно-досугового типа (клубные учреждения) | 9 | 9 |
4 | Театры, концертные организации и творческие коллективы | 7 | 7 |
5 | Учреждения дополнительного образования в сфере культуры (ДМШ, ДШИ, ДХШ) | 23 | 23 |
6 | МБУК «ДООЛ «Чайка» | 1 | 1 |
7. | МП «Автозаводский парк» | 1 | 1 |
Итого: | 139 | 59 |
В целом по городу, за последние годы, благодаря поддержке федерального и областного бюджетов после длительной реставрации открыто главное здание Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника (усадьба Рукавишникова), построены новые здания планетария и цирка, восстановлена Зачатьевская башня Нижегородского кремля. Начиная с 2012 года, администрацией города Нижнего Новгорода осуществляется поэтапное развитие на территории парка «Победа» Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности. На сегодняшний день его коллекция насчитывает 45 экспонатов.
В то же время при большом количестве музеев в исторической части города нет площадей для размещения богатейшей коллекции экспонатов Нижегородского краеведческого музея. Недостаток площадей под размещение фондов испытывает МБУК «Государственный музей А.М.Горького». Актуальность вопроса усиливается в связи с предстоящими юбилейными датами - 150-летие со дня рождения А.М. Горького в 2018 году и необходимостью проведения ремонтных работ в зданиях музея и 800-летие города Нижнего Новгорода в 2021 году.
Нижегородские театральная школа и школа музыкального и художественного творчества являются своеобразными брендами города.
Сложившаяся структура учреждений дополнительного образования в области культуры позволяет организовать работу в сфере музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства. Контингент учащихся, обучающихся за счет бюджетных средств, насчитывает 12078 человек (на платных отделениях - 3754 человек). Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги в сфере дополнительного образования по направлениям искусств, в общей численности детей данной возрастной группы составляет 9%.
В сети общедоступных библиотек и музеев города сосредоточены немалые информационные ресурсы, в том числе фонд редких изданий и книжных памятников. Тенденции развития общества значительно повлияли на способы получения информации, в том числе через информационно-коммуникационные технологии. Основным направлением реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212) в сфере культуры обозначено обеспечение доступности для граждан библиотечных и музейных фондов. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в настоящее время удалось оцифровать менее 1% всех библиотечных и музейных фондов. Создание информационных систем учета, оцифровка изданий и ведения каталогов в электронном виде производится работниками библиотек практически вручную с большими людскими и временными затратами.
Решение вышеуказанных задач в городе в полном объеме невозможно без комплексной технологической модернизации муниципальных библиотек и музеев, изменения стандартов деятельности и расширения спектра, предоставляемых ими, услуг, оснащения программным обеспечением и современным компьютерным оборудованием и внедрения систем безопасности фондов. Подвижки к решению этих задач были положены в 2016 году путем создания городского центра оцифровки библиотечных фондов на базе Центральной городской библиотеки им. В.И.Ленина. В полную силу центр должен заработать в 2017 году.