9.1. Описание структуры управления отходами на территории Нижегородской области
Модель региональной системы комплексного управления обращения с отходами должна обеспечивать три функции управления (рисунок 9.1.1):
- регулятивную (создание эффективной нормативно-правовой базы, создание оптимальной региональной структуры управления отходами на всех уровнях, обеспечение эффективного учета и контроля за движением отходов);
- технологическую (организация производственно-технического комплекса объектов по обращению с отходами, вторичным сырьем и продукцией, поиск, разработка и внедрение наилучших доступных технологий в области обращения с отходами и вторичными ресурсами);
- информационную (создание системы сбора и анализа информации в сфере обращения с отходами на территории каждого муниципального образования области для поддержки принятия управленческих решений, включая ведение регионального кадастра отходов производства и потребления Нижегородской области, проведение необходимого учета образования и размещения отходов, а также обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных лиц, включая общественность).
Для обеспечения единой региональной государственной политики развития отрасли обращения с отходами производства и потребления, для повышения эффективности учета и контроля в указанной сфере следует определить орган, отвечающий за координацию деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и хозяйствующих субъектов Нижегородской области по обеспечению экологически безопасного и экономически обоснованного обращения с отходами.
Уполномоченный орган должен обладать всей полнотой функций, позволяющих ему осуществлять планирование, регулирование и учет в области обращения с отходами на территории области, в том числе:
- управление системой обращения с отходами на территории области;
-формирование и реализация программ и планов развития системы обращения с отходами производства и потребления, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами, в т.ч. формирование принципов тарифной политики (с привлечением всех заинтересованных сторон);
-оказание учебно-консультативных и информационных услуг в сфере обращения с отходами;
-исполнение функций заказчика по строительству межмуниципальных объектов по сбору, накоплению, обработке, перегрузке, транспортированию, обезвреживанию, использованию и размещению отходов, проведению соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
-взаимодействие с органами федеральной государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами области для решения общих проблем обращения с отходами.
Рисунок 9.1.1. - Модель региональной системы управления в сфере обращения с отходами
9.2 Обоснование зон деятельности регионального оператора и операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами
(п. 9.2 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 01.09.2017 № 658 -см. предыдущую редакцию)
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами с 1 января 2016 года, в том числе относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, и регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Деятельность регионального оператора в области обращения с ТКО определяется в соответствии с действующим федеральным законодательством, также определяется зона его деятельности.
Статус регионального оператора присваивается юридическому лицу на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в соответствии с настоящей Схемой и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На регионального оператора возлагаются технологическая и инвестиционная функции по управлению отходами в зоне его деятельности, в том числе организация и проведение инвестиционно-строительного процесса по созданию на территории области комплекса межмуниципальных объектов по обращению с отходами, вторичным сырьем и вторичной продукцией: полигонов по размещению твердых коммунальных отходов, мусороперерабатывающих и мусоросортировочных комплексов, мусороперегрузочных станций, площадок временного накопления отходов, обеспечение их экологически и экономически эффективной эксплуатации, включающей сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, организацию соответствующего учета и мониторинга движения и накопления твердых коммунальных отходов.
Между органом исполнительной власти Нижегородской области и региональным оператором заключается соглашение. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками отходов. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Учет объема и массы твердых коммунальных отходов на основании соответствующих договоров осуществляется региональным оператором в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505.
Региональный оператор при изменении нахождения источников образования отходов, количества образующихся отходов, целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, мест накопления отходов, объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, схемы потоков отходов информирует о таких изменениях уполномоченный орган исполнительной власти Правительства Нижегородской области.
В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль и для эффективной организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области формируются девять зон деятельности региональных операторов, по количеству запланированных к созданию в Нижегородской области современных объектов обработки и размещения отходов.