Государственная программа
"Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы"
(далее - Программа)
Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения Нижегородской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы | министерство здравоохранения Нижегородской области | |||||||||
Подпрограммы Программы | подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"; подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"; подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"; подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области" | |||||||||
Цель Программы | увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки | |||||||||
Задачи Программы | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. 2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. 3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. 5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей. 6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей. 7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. 8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях. 9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения. 10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени. | |||||||||
Индикаторы достижения цели Программы | смертность от всех причин; материнская смертность; младенческая смертность; смертность от болезней системы кровообращения; смертность от дорожно-транспортных происшествий; смертность от новообразований (в том числе, от злокачественных); смертность от туберкулеза; потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); распространенность потребления табака среди взрослого населения; распространенность потребления табака среди детей и подростков; заболеваемость туберкулезом; обеспеченность врачами; соотношение врачей и среднего медицинского персонала; средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области; средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области; средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области; ожидаемая продолжительность жизни при рождении | |||||||||
Этапы и сроки реализации Программы | программа реализуется в два этапа: первый этап: 2013 - 2015 годы; второй этап: 2016 - 2020 годы | |||||||||
Объемы и источники финансирования Программы, | 354 878 742,54 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 7 759 667,90 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы); средства областного бюджета по предварительной оценке: 111 745 095,74 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 234 313 500,90 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы); средства юридических лиц по предварительной оценке: 1 060 478,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы); средства из иных источников по предварительной оценке: 0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы) | |||||||||
тыс. руб. | ||||||||||
Наименование государственного заказчика | Источник финансирования | Годы | ||||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
Министерство здравоохранения Нижегородской области | Всего | 26 338 167,12 | 38 160 819,55 | 52 325 634,95 | 49 123 780,15 | 56 474 939,10 | 42 035 775,02 | 44 080 863,06 | 46 338 763,59 | |
Федеральный бюджет | 776 050,70 | 2 023 161,93 | 1 691 527,83 | 1 132 290,94 | 554 645,10 | 579 363,00 | 518 554,10 | 484 074,30 | ||
Областной | 5 211 438,60 | 12 506 511,50 | 22 351 850,62 | 20 549 0 44,21 | 24 443 839,50 | 8 406 134,79 | 8 859 517,87 | 9 416 758,65 | ||
ТФ ОМС | 20 350 677,82 | 23 631 146,12 | 27 221 778,50 | 27 442 445,00 | 31 476 454,50 | 33 050 277,23 | 34 702 791,09 | 36 437 930,64 | ||
Юридические лица | 0,00 | 0,00 | 1 060 478,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Иные источники | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; всего: 107 940 078,90 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; всего: 149 217 022,46 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"; всего: 1 060 478,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"; всего: 35 427 380,47 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; всего: 13 864 880,48 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; всего: 2 782 128,66 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; всего: 1 067 921,00 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; всего: 8 985 034,11 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"; всего: 233 445,46 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области"; всего: 34 300 373,00 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы) | ||||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | снижение смертности от всех причин с 16,10 до 9,8 на 1000 населения; снижение материнской смертности с 10,3 до 6,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми; снижение младенческой смертности с 8,8 до 6,3 на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения с 987,7 до 583,3 на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 13,7 до 9,6 на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе, от злокачественных) с 225,9 до 184,10 на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза с 10,8 до 6,3 на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) с 17,5 до 6,0 литров на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 38,5% до 24,8%; снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков с 25,0% до 15,0 %; снижение заболеваемости туберкулезом с 52,3 до 28,8 на 100 тыс. населения; увеличение обеспеченности врачами с 32,9 до 33,9 на 10 тыс. населения; соотношение врачей и среднего медицинского персонала с 1:2,65 до 1:3,0; повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области с 124,10% до 200%; повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области с 63,60% до 100%; повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области с 38,20 до 100%; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,98 до 76,20 лет |
Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
С конца 90-х годов в Нижегородской области началось ухудшение демографической ситуации, которое сохранялось до 2005 года.
В 1989 году еще сохранялся небольшой положительный баланс между рождаемостью и смертностью. С 1990 года показатели смертности населения начинают превышать рождаемость и формируется убыль населения
. Данные 2012 года представлены за 12 мес.
Самых низких показателей рождаемость достигла в 1999 году. Затем медленно, с остановками она начала повышаться, а с 2006 года положительная динамика носит стабильный характер.
Показатель смертности населения с 2006 года также стабильно снижается. Исключение составляет 2010 год, когда из-за пожаров и ухудшения экологической обстановки смертность населения увеличилась.
С 2005 года до 2012 года рождаемость увеличилась на 32,6% (с 8,9 до 11,8 промилле), смертность сократилась на 20% (с 20,0 до 16,0 промилле), естественная убыль населения сократилась на 62% (с -11,0 до - 4,2 промилле).
При этом отмечается снижение смертности от основных причин: от болезней органов кровообращения - на 29,3% (с 1274,8 до 901,4 на 100 тыс.), новообразований - на 4,1% (с 229,6 до 220,1 на 100 тыс.), от внешних причин - на 42% (с 227,6 до 132,7 на 100 тыс.), туберкулеза - на 62,3% (с 21,8 до 8,22 на 100 тыс.). Материнская смертность сократилась на 66% (с 30 до 10,3 на 100 тыс. родившихся живыми). Младенческая смертность сократилась с 2005 по 2011 годы на 44,4% (с 12,6 до 7 на 1000 родившихся живыми). В 2012 году показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми в связи с изменением системы регистрации.
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 63,4 до 68,9 лет.
В 2012 году впервые с 2003 года произошло снижение заболеваемости населения: как распространенности заболеваний (на 2,2%), так и первичной заболеваемости (на 1,8%).
Сочетание снижения показателей смертности и заболеваемости населения свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проводимых Правительством Нижегородской области.
В структуре заболеваемости на первом месте, по-прежнему, болезни органов дыхания, далее идут болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы, травмы и отравления.
Позитивным изменениям способствовали значительные инвестиции государства в здравоохранение в виде реализации крупномасштабных проектов:
- на федеральном уровне:
1) приоритетный национальный проект "Здоровье";
2) федеральная целевая "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280;
3) программа модернизации здравоохранения;
- на региональном уровне: