Кадры органов местного самоуправления - это ключевой фактор, определяющий эффективность их функционирования в целях обеспечения жизни населения муниципального образования. Муниципальные служащие представляют собой особую социально-профессиональную группу. От их компетентности, профессионализма, образованности, общей культуры, гражданской ответственности зависит качество осуществляемой ими профессиональной деятельности, конечной целью которой является обеспечение и организация благоприятных условий для жизнедеятельности местного сообщества.
Муниципальная кадровая политика определяет основные цели, принципы, задачи, приоритеты и механизмы деятельности органов местного самоуправления по регулированию кадровых процессов и отношений, а также основные направления работы с кадрами, пути развития и рационального использования кадрового потенциала города Нижнего Новгорода.
Таким образом, муниципальная кадровая политика является важнейшим ресурсом развития муниципального образования. Воздействуя на кадры, она влияет на эффективность местного самоуправления, успешное развитие экономики и благополучие города Нижнего Новгорода.
По состоянию на 30.06.2016 в администрации города Нижнего Новгорода в соответствии с утвержденными штатными расписаниями числится 1967 шт.ед., из них должностей муниципальной службы - 1797 шт.ед., что составляет 91,35 % от общей численности работников, 170 шт.ед. (9,65 %) - технический и обслуживающий персонал.
Фактическая численность по состоянию на 30.06.2016 следующая:
муниципальных служащих - 1754 чел.,
работников, не замещающих должности муниципальной службы, (технический и обслуживающий персонал) - 163 чел.
В целях надлежащего исполнения должностных обязанностей в полном объеме по каждой должности муниципальной службы и, соответственно, повышения эффективности и результативности муниципальной службы в администрации города Нижнего Новгорода требуется свести к минимуму количество вакантных должностей.
Возрастной состав муниципальных служащих:
до 30 лет - 434 чел. (24,74 % от фактической численности муниципальных служащих),
от 31 до 40 лет - 437 чел. (24,91 % от фактической численности муниципальных служащих),
от 41 до 50 лет - 423 чел. (24,11 % от фактической численности муниципальных служащих),
от 51 до 60 лет - 412 чел. (23,48 % от фактической численности муниципальных служащих),
от 61 года - 48 чел. (2,73 % от фактической численности муниципальных служащих).
Следовательно, формирование кадровых резервов в администрации города Нижнего Новгорода должно осуществляться с учетом возрастного состава муниципальных служащих, предусматривая кандидатов на должности муниципальных служащих, чей возраст приближается к предельному возрасту пребывания на муниципальной службе.
Образовательный уровень муниципальных служащих:
из 1754 муниципальных служащих 1749 имеют высшее образование.
Причем:
201 муниципальный служащий имеет высшее профессиональное образование по специальностям ГМУ и менеджмент, что составляет 11,46 % от фактической численности муниципальных служащих, из них для 72 чел. данное образование является вторым высшим;
539 муниципальных служащих - по специальностям экономика и финансы (30,73 % от фактической численности муниципальных служащих), из них для 92 чел. данное образование является вторым высшим;
277 муниципальных служащих - по специальности юриспруденция (15,79 % от фактической численности муниципальных служащих), из них для 184 чел. данное образование является вторым высшим;
294 муниципальных служащих - по специальности инженеры (16,76 % от фактической численности муниципальных служащих), из них для 5 чел. данное образование является вторым высшим;
438 муниципальных служащих - по другим специальностям (24,97 % от фактической численности муниципальных служащих).
В реализации муниципальной программы участвуют все кадровые службы администрации города Нижнего Новгорода: департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации города Нижнего Новгорода, департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, а также управление делами администрации города Нижнего Новгорода, участвующее в организации обучения муниципальных служащих.
В результате реализации программы должен быть создан муниципальный кадровый резерв, состоящий из высокопрофессиональных специалистов, а также управленческий кадровый резерв, должно быть обеспечено приоритетное назначение муниципальных служащих из муниципального кадрового резерва, а также обеспечено прохождение обучения частью муниципальных служащих администрации города Нижнего Новгорода.
Развитие муниципальной службы представляет собой неотъемлемую часть кадровой политики и направлено на повышение эффективности и результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации города Нижнего Новгорода.
Вопросы поступления и прохождения муниципальной службы в администрации города Нижнего Новгорода урегулированы, главным образом, Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области», другими законами, муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.1 ст.39 Закона Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.