ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 года № 641
Об утверждении Основных направлений
налоговой политики в Нижегородской области
на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
2. Министерству финансов Нижегородской области и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при составлении бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов руководствоваться Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.
Губернатор В.П.Шанцев
Основные направления налоговой политики
в Нижегородской области на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" и подготовлены с целью составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Налоговая политика Нижегородской области в 2017 - 2019 годах будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года, как и прежде, будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2017 - 2019 годы определены:
увеличение налогового потенциала Нижегородской области (далее - регион, область) за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;
государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;
взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона;
конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в Нижегородской области;
дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области;
дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы в Нижегородской области;
проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области и увеличение доходов от их использования.
1. Основные итоги реализации налоговой политики
Нижегородской области в 2012 - 2015 годах
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области в 2012-2015 годах характеризуется следующим образом:
млн. рублей
2012 год | 2013 год | % к пред. году | 2014 год | % к пред. году | 2015 год | % к пред. году | |
Налоговые доходы | 99 451,0 | 108 082,5 | 108,7 | 112 598,2 | 104,2 | 119 960,3 | 106,5 |
в том числе | |||||||
Налог на прибыль организаций | 24 150,8 | 24 184,3 | 100,1 | 24 209,5 | 100,1 | 28 968,9 | 119,7 |
Налог на доходы физических лиц | 42 279,4 | 47 592,3 | 112,6 | 50 916,7 | 107,0 | 51 602,9 | 101,3 |
Акцизы на ЛВИ | 5 187,5 | 6 567,0 | 126,6 | 6 980,8 | 106,3 | 6 525,2 | 93,5 |
Акцизы на нефтепродукты | 5 652,1 | 5 931,2 | 104,9 | 5 328,0 | 89,8 | 5 781,7 | 108,5 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 3 713,1 | 4 189,1 | 112,8 | 4 457,2 | 106,4 | 4 830,2 | 108,4 |
Единый налог на вмененный доход | 1 914,8 | 1 870,0 | 97,7 | 1 925,1 | 102,9 | 1 996,5 | 103,7 |
Налог на имущество физических лиц | 345,1 | 433,3 | 125,6 | 490,6 | 113,2 | 524,5 | 106,9 |
Налог на имущество организаций | 9 847,7 | 10 354,9 | 105,2 | 10 742,2 | 103,7 | 11 799,1 | 109,8 |
Транспортный налог | 2 738,0 | 3 098,3 | 113,2 | 3 309,1 | 106,8 | 3 770,1 | 113,9 |
Земельный налог | 3 130,7 | 3 293,9 | 105,2 | 3 596,5 | 109,2 | 3 321,0 | 92,3 |
Прочие налоги и сборы | 491,8 | 568,2 | 115,5 | 642,5 | 113,1 | 840,2 | 130,8 |
Неналоговые доходы | 9 072,0 | 10 827,4 | 119,3 | 11 357,0 | 104,9 | 9 278,3 | 81,7 |
в том числе | |||||||
Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков | 2 433,8 | 2 952,6 | 121,3 | 3 137,4 | 106,3 | 2 518,9 | 80,3 |
Аренда нежилого фонда | 1 325,8 | 1 510,2 | 113,9 | 1 040,4 | 68,9 | 1 024,8 | 98,5 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков | 2 272,1 | 2 301,6 | 101,3 | 2 782,5 | 120,9 | 1 671,6 | 60,1 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 882,2 | 897,9 | 101,8 | 945,1 | 105,3 | 869,0 | 91,9 |
Административные платежи и штрафы | 742,3 | 1 122,1 | 151,2 | 1 871,2 | 166,7 | 2 027,3 | 108,3 |
Прочие неналоговые доходы | 1 415,8 | 2 043,0 | 144,3 | 1 580,4 | 77,4 | 1 166,7 | 73,8 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 108 523,0 | 118 909,9 | 109,6 | 123 955,2 | 104,2 | 129 238,6 | 104,3 |
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых
в консолидированный бюджет Нижегородской области,
в валовом региональном продукте области
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Валовый региональный продукт, млрд. рублей | 842,2 | 925,2 | 1 018,4 | 1 107,0 |
Налоговые и неналоговые доходы, млрд. рублей | 108,5 | 118,9 | 124,0 | 129,2 |
% к ВРП | ||||
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 12,89 | 12,85 | 12,17 | 11,68 |
Налоговые доходы, всего | 11,81 | 11,68 | 11,06 | 10,84 |
в том числе | ||||
Налог на прибыль организаций | 2,87 | 2,61 | 2,38 | 2,62 |
Налог на доходы физических лиц | 5,02 | 5,14 | 5,00 | 4,66 |
Акцизы на ЛВИ | 0,62 | 0,71 | 0,69 | 0,59 |
Акцизы на нефтепродукты | 0,67 | 0,64 | 0,52 | 0,52 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 0,44 | 0,45 | 0,44 | 0,44 |
Единый налог на вмененный доход | 0,23 | 0,20 | 0,19 | 0,18 |
Налог на имущество физических лиц | 0,04 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Налог на имущество организаций | 1,17 | 1,12 | 1,05 | 1,07 |
Транспортный налог | 0,32 | 0,34 | 0,33 | 0,34 |
Земельный налог | 0,37 | 0,36 | 0,35 | 0,30 |
Прочие налоги и сборы | 0,06 | 0,06 | 0,06 | 0,07 |
Неналоговые доходы | 1,08 | 1,17 | 1,11 | 0,84 |
в том числе | ||||
Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков | 0,29 | 0,32 | 0,31 | 0,23 |
Аренда нежилого фонда | 0,16 | 0,16 | 0,10 | 0,09 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков | 0,27 | 0,25 | 0,27 | 0,15 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 0,10 | 0,10 | 0,09 | 0,08 |
Административные платежи и штрафы | 0,09 | 0,12 | 0,18 | 0,18 |
Прочие неналоговые доходы | 0,17 | 0,22 | 0,16 | 0,11 |
Представленные данные показывают, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Нижегородской области, в валовом региональном продукте области с 2012 года снизился на 1,21 процентного пункта: с 12,89% в 2012 году до 11,68% в 2015 году. При этом основное снижение произошло по налоговым доходам - на 0,97 процентного пункта.
Основное влияние на указанное снижение оказали следующие изменения федерального налогового законодательства:
- по налогу на прибыль организаций - с 2012 года ряд крупных организаций получили право объединяться в консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН) и применять особый порядок уплаты налога на прибыль организаций.
Анализ основных итогов функционирования КГН, основанный на данных ФНС России за период 2012-2014 годов, показал, что создание КГН привело к снижению поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на сумму около 100 млрд. рублей.
Нижегородская область относится к числу регионов, которые несут значительные финансовые потери от создания КГН - около 6 млрд. рублей ежегодно;
- по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - до 2014 года имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (земли) предоставлялся каждому гражданину однократно. Повторное использование имущественного вычета при приобретении жилья не допускалось. С 1 января 2014 года налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета, размер которого в настоящее время составляет 2 млн. рублей, имеет право получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья. В 2015 году сумма имущественных вычетов по НДФЛ в целом по Нижегородской области увеличилась в 1,9 раза по сравнению с 2012 годом, а удельный вес НДФЛ в валовом региональном продукте уменьшился с 5,02% в 2012 году до 4,66% в 2015 году;
- по налогу на имущество организаций - в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не признается объектами налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.
В целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов указанным Федеральным законом с 2013 года предусмотрена постепенная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. В полном объеме налог от перечисленных объектов начнет поступать в бюджет области только с 2019 года.
Однако данные меры не позволили в полной мере компенсировать потери бюджета. В результате выведение из налогообложения движимого имущества организаций привело к снижению удельного веса налога в валовом региональном продукте с 1,17% в 2012 году (до вступления в силу данной нормы законодательства) до 1,07% - в 2015 году;
- по акцизам на алкогольную продукцию и пиво - в результате принятия на федеральном уровне мер по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией (в том числе снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени; разработка и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.) отмечается снижение объемов реализации данной подакцизной продукции и, соответственно, поступление акцизов в бюджет. В результате удельный вес акцизов на алкогольную продукцию и пиво в 2015 году уменьшился до 0,59% (на 0,12 процентного пункта по сравнению с 2013 годом);