ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 21 сентября 2016 года № 641


Об утверждении Основных направлений
налоговой политики в Нижегородской области
на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов



В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительство Нижегородской области  постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Министерству финансов Нижегородской области и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при составлении бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов руководствоваться Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.



Губернатор                                                                      В.П.Шанцев

     


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 21 сентября 2016 года № 641

     

Основные направления налоговой политики
в Нижегородской области на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годов


Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" и подготовлены с целью составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

Налоговая политика Нижегородской области в 2017 - 2019 годах будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года, как и прежде, будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2017 - 2019 годы определены:

увеличение налогового потенциала Нижегородской области (далее - регион, область) за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;

государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона;

конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в Нижегородской области;

дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области;

дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы в Нижегородской области;

проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области и увеличение доходов от их использования.

     1. Основные итоги реализации налоговой политики
     Нижегородской области в 2012 - 2015 годах


Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области в 2012-2015 годах характеризуется следующим образом:

     млн. рублей

2012 год

2013 год

% к пред. году

2014 год

% к пред. году

2015 год

% к пред. году

Налоговые доходы

99 451,0

108 082,5

108,7

112 598,2

104,2

119 960,3

106,5

в том числе

Налог на прибыль организаций

24 150,8

24 184,3

100,1

24 209,5

100,1

28 968,9

119,7

Налог на доходы физических лиц

42 279,4

47 592,3

112,6

50 916,7

107,0

51 602,9

101,3

Акцизы на ЛВИ

5 187,5

6 567,0

126,6

6 980,8

106,3

6 525,2

93,5

Акцизы на нефтепродукты

5 652,1

5 931,2

104,9

5 328,0

89,8

5 781,7

108,5

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

3 713,1

4 189,1

112,8

4 457,2

106,4

4 830,2

108,4

Единый налог на вмененный доход

1 914,8

1 870,0

97,7

1 925,1

102,9

1 996,5

103,7

Налог на имущество физических лиц

345,1

433,3

125,6

490,6

113,2

524,5

106,9

Налог на имущество организаций

9 847,7

10 354,9

105,2

10 742,2

103,7

11 799,1

109,8

Транспортный налог

2 738,0

3 098,3

113,2

3 309,1

106,8

3 770,1

113,9

Земельный налог

3 130,7

3 293,9

105,2

3 596,5

109,2

3 321,0

92,3

Прочие налоги и сборы

491,8

568,2

115,5

642,5

113,1

840,2

130,8

Неналоговые доходы

9 072,0

10 827,4

119,3

11 357,0

104,9

9 278,3

81,7

в том числе

Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков

2 433,8

2 952,6

121,3

3 137,4

106,3

2 518,9

80,3

Аренда нежилого фонда

1 325,8

1 510,2

113,9

1 040,4

68,9

1 024,8

98,5

Доходы от продажи имущества и земельных участков

2 272,1

2 301,6

101,3

2 782,5

120,9

1 671,6

60,1

Платежи при пользовании природными ресурсами

882,2

897,9

101,8

945,1

105,3

869,0

91,9

Административные платежи и штрафы

742,3

1 122,1

151,2

1 871,2

166,7

2 027,3

108,3

Прочие неналоговые доходы

1 415,8

2 043,0

144,3

1 580,4

77,4

1 166,7

73,8

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

108 523,0

118 909,9

109,6

123 955,2

104,2

129 238,6

104,3


Удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых
в консолидированный бюджет Нижегородской области,
в валовом региональном продукте области

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Валовый региональный продукт, млрд. рублей

842,2

925,2

1 018,4

1 107,0
(оценка)

Налоговые и неналоговые доходы, млрд. рублей

108,5

118,9

124,0

129,2

% к ВРП

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

12,89

12,85

12,17

11,68

Налоговые доходы, всего

11,81

11,68

11,06

10,84

в том числе

Налог на прибыль организаций

2,87

2,61

2,38

2,62

Налог на доходы физических лиц

5,02

5,14

5,00

4,66

Акцизы на ЛВИ

0,62

0,71

0,69

0,59

Акцизы на нефтепродукты

0,67

0,64

0,52

0,52

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0,44

0,45

0,44

0,44

Единый налог на вмененный доход

0,23

0,20

0,19

0,18

Налог на имущество физических лиц

0,04

0,05

0,05

0,05

Налог на имущество организаций

1,17

1,12

1,05

1,07

Транспортный налог

0,32

0,34

0,33

0,34

Земельный налог

0,37

0,36

0,35

0,30

Прочие налоги и сборы

0,06

0,06

0,06

0,07

Неналоговые доходы

1,08

1,17

1,11

0,84

в том числе

Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков

0,29

0,32

0,31

0,23

Аренда нежилого фонда

0,16

0,16

0,10

0,09

Доходы от продажи имущества и земельных участков

0,27

0,25

0,27

0,15

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,10

0,10

0,09

0,08

Административные платежи и штрафы

0,09

0,12

0,18

0,18

Прочие неналоговые доходы

0,17

0,22

0,16

0,11


Представленные данные показывают, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Нижегородской области, в валовом региональном продукте области с 2012 года снизился на 1,21 процентного пункта: с 12,89% в 2012 году до 11,68% в 2015 году. При этом основное снижение произошло по налоговым доходам - на 0,97 процентного пункта.

Основное влияние на указанное снижение оказали следующие изменения федерального налогового законодательства:

- по налогу на прибыль организаций - с 2012 года ряд крупных организаций получили право объединяться в консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН) и применять особый порядок уплаты налога на прибыль организаций.

Анализ основных итогов функционирования КГН, основанный на данных ФНС России за период  2012-2014 годов, показал, что создание КГН привело к снижению поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на сумму около 100 млрд. рублей.

Нижегородская область относится к числу регионов, которые несут значительные финансовые потери от создания КГН - около 6 млрд. рублей ежегодно;

- по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - до 2014 года имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (земли) предоставлялся каждому гражданину однократно. Повторное использование имущественного вычета при приобретении жилья не допускалось. С 1 января 2014 года налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета, размер которого в настоящее время составляет 2 млн. рублей, имеет право получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья. В 2015 году сумма имущественных вычетов по НДФЛ в целом по Нижегородской области увеличилась в 1,9 раза по сравнению с 2012 годом, а удельный вес НДФЛ в валовом региональном продукте уменьшился с 5,02% в 2012 году до 4,66% в 2015 году;

- по налогу на имущество организаций - в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не признается объектами налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.

В целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов указанным Федеральным законом с 2013 года предусмотрена постепенная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. В полном объеме налог от перечисленных объектов начнет поступать в бюджет области только с 2019 года.

Однако данные меры не позволили в полной мере компенсировать потери бюджета. В результате выведение из налогообложения движимого имущества организаций привело к снижению удельного веса налога в валовом региональном продукте с 1,17% в 2012 году (до вступления в силу данной нормы законодательства) до 1,07% - в 2015 году;

- по акцизам на алкогольную продукцию и пиво - в результате принятия на федеральном уровне мер по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией (в том числе снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени; разработка и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.) отмечается снижение объемов реализации данной подакцизной продукции и, соответственно, поступление акцизов в бюджет. В результате удельный вес акцизов на алкогольную продукцию и пиво в 2015 году уменьшился до 0,59% (на 0,12 процентного пункта по сравнению с 2013 годом);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»