ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 29 декабря 2015 года № 894


О внесении изменений в государственную программу
"Охрана окружающей среды Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в государственную программу "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор                                                        В.П.Шанцев

     


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 29 декабря 2015 года № 894


     "УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 30 апреля 2014 года № 306
     (в редакции постановления Правительства
     Нижегородской области
     от 29 декабря 2015 года № 894)

     

Государственная программа
"Охрана окружающей среды Нижегородской области"

     (далее - Программа)

     1. Паспорт программы

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии Нижегородской области, министерство)

Соисполнители Программы

Отсутствуют

Подпрограммы Программы

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга";

подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области";

подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений";

подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие";

подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира";

подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения";

подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы".

Цели Программы

Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области (далее - область) как экологически чистой территории

Задачи Программы

1. Комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.

2. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

3. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов. Снижение уровня возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.

4. Сохранение и восстановление биологического разнообразия на территории Нижегородской области.

5. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира.

6. Формирование у населения всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции в деле практического участия в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды.

Этапы и сроки реализации Программы

2015 - 2020 годы.

Программа реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)

Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" по годам (тыс. рублей)

Всего, в том числе:

2 583 947,9

2015

402 724,0

2016

409 746,1

2017

418 486,8

2018

436 850,7

2019

450 903,7

2020

465 236,6

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"

Всего, в том числе:

118 919,6

2015

17 937,6

2016

19 763,4

2017

19 763,4

2018

20 256,1

2019

20 483,5

2020

20 715,6

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области"

Всего, в том числе:

106 756,3

2015

19 315,7

2016

16 315,7

2017

16 315,7

2018

17 278,3

2019

18 263,2

2020

19 267,7

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений"

Всего, в том числе:

1 191 773,6

2015

189 855,4

2016

189 639,6

2017

190 205,6

2018

196 070,9

2019

207 283,2

2020

218 718,9

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие"

Всего, в том числе:

136 365,3

2015

22 480,8

2016

22 170,3

2017

22 170,3

2018

22 811,1

2019

23 178,9

2020

23 553,9

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира"

Всего, в том числе:

176 819,5

2015

32 423,8

2016

28 327,9

2017

28 327,9

2018

28 995,3

2019

29 245,0

2020

29 499,6

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения"

Всего, в том числе:

35 179,2

2015

4 482,2

2016

5 727,8

2017

5 727,8

2018

6 065,8

2019

6 411,5

2020

6 764,1

Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы"

Всего, в том числе:

818 134,4

2015

116 228,5

2016

127 801,4

2017

135 976,1

2018

145 373,2

2019

146 038,4

2020

146 716,8

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

Индикаторы достижения цели:

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":

- доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (в % от общего числа городов), сохранение текущего уровня 32,1%;

- доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод (в % от общего числа муниципальных образований), сохранение текущего уровня 28,8%.

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":

- доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, в процентах, рост до 82,7%;

- доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в процентах, рост до 6,4%.

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":

- доля муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий (от общего количества муниципальных районов и городских округов), - рост до 100%;

- доля площади ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба (от общей площади, занятой объектами накопленного экологического ущерба, предполагаемых к ликвидации) - увеличение до 100%;

- отношение числа обустроенных сибиреязвенных скотомогильников на момент выполнения работ к числу необустроенных - увеличение до 100%.

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":

- доля площади области, занятая особо охраняемыми природными  территориями,  (далее  -  ООПТ)  - увеличение до 7,3%;

- доля ООПТ, имеющих утвержденную в установленном порядке документацию (рост до 88% от общего числа ООПТ).

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":

- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - увеличение до 31%;

- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 75%;

- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленные нарушений - увеличение до 75%;

- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - сохранение на уровне 52%;

- индекс численности волка (отношение численности волка по окончании охотничьего сезона в текущем году к его численности по окончании охотничьего сезона 2010/2011 года) - сохранение на уровне 100%;

- доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области (не менее) - 80%;

- количество брошенных орудий лова, изъятых из водных объектов Нижегородской области, по отношению к площади водных объектов, очищенных от брошенных орудий лова (к уровню 2013 года), - снижение на 24,9%.

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":

- доля населения, активно участвующего в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды, в % от общего числа населения области (рост до 5%).

В результате реализации Программы будут достигнуты следующие непосредственные результаты:

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":

- количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха, - 9;

- количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения, - 18;

- формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области (в количестве 1 ед. в год);

- формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области (в количестве 1 ед. в год),

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":

- протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - рост до 2141,3 м;

- площадь защищаемой территории от негативного воздействия вод в случае реализации берегоукрепительных мероприятий - рост до 5085,0 тыс. кв. м;

- вероятностный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод в случае реализации мероприятий подпрограммы увеличится до 8271,0 млн руб.;

- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, увеличится до 7 ед.;

- численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, защищенного в результате проведения мероприятий подпрограммы, увеличится до 2334 человек.

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":

- количество муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, составит 52;

- количество отсортированных отходов от общего количества отходов, поступающих на комплексы утилизации, составит 174200 тонн;

- площадь ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба за 2015 - 2020 годы составит 95,92 га;

- проведение мер по обеспечению безопасности 188 сибиреязвенных скотомогильников;

- количество земельных участков, исследованных на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства, в целях дальнейшего размещения комплексов утилизации отходов, составит 4.

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":

- количество вновь созданных ООПТ - 51;

- количество утвержденных паспортов и положений об ООПТ, существующих на момент разработки Программы, - 30;

- количество ООПТ, зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости в качестве зон с особыми условиями использования, - 10;

- количество видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу области, численность которых увеличивается, - 5 единиц.

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":

- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - увеличение до 37 видов;

- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - 36 видов;

- численность волка по окончании охотничьего сезона в текущем году - 40 особей;

- площадь закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - уменьшение до 5660,0 тыс. га;

- количество брошенных орудий лова, изъятых из водных объектов Нижегородской области, по отношению к площади водных объектов, очищенных от брошенных орудий лова, - 3,76 кв. м/га.

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":

- проведение мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения - не менее 7 в год с общим охватом населения не менее 20000 человек;

- проведение летних экологических лагерей и экспедиций школьников - не менее 20 с охватом 1000 человек в год;

- издание экологических материалов общим тиражом до 5000 экземпляров в год


2. Текстовая часть программы


2.1. Характеристика текущего состояния

Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 года № 327, относят к основным направлениям региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»