Изменения,
которые вносятся в подраздел 2.1 "Характеристика
текущего состояния" государственной программы
"Энергоэффективность и развитие энергетики
Нижегородской области", утвержденной
постановлением Правительства Нижегородской области
от 28 апреля 2014 года № 287
"Подпрограмма 3. "Энергетическая безопасность в сфере использования топливных ресурсов"
Данная подпрограмма включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение энергетической безопасности региона и повышающих надежность теплоснабжения, эффективность использования топливных ресурсов, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере топливоснабжения.
Энергетическая безопасность - состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.
Теплоэнергетический комплекс Нижегородской области включает в себя 8554 отопительных и отопительно-производственных котельных суммарной тепловой мощностью 16,1 тыс. Гкал/ч. Услуги централизованного теплоснабжения населению и потребителям социально-бытового сектора оказывают 2056 котельных всех форм собственности установленной мощностью 11,4 тыс. Гкал/ч.
Объем производства тепловой энергии в Нижегородской области за 2014 год составил 31 131,2 тыс. Гкал, в том числе за счет выработки: - тепловыми электростанциями - 11 141,0 тыс. Гкал; - котельными - 16 994,2 тыс. Гкал; - промышленными теплоутилизационными установками - 2 821,5 тыс. Гкал.
В общем балансе производства тепловой энергии объем тепловой энергии, отпущенной котельными, составляет - 54,6%, объем тепловой энергии, отпущенной тепловыми электростанциями, - 35,8%, за счет промышленных теплоутилизационных установок производится 9,1% от общего объема тепловой энергии.
Во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 октября 2012 года № ДМ-П9-5927 в целях обеспечения безопасности энергоснабжения потребителей в осенне-зимний период ежегодно приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области утверждаются и доводятся до теплоснабжающих организаций нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, а также организовывается мониторинг их фактических запасов.
Важнейшими параметрами топлива, оказывающими влияние на КПД, являются: теплота сгорания, влажность, зольность, содержание серы и фракционный состав.
В 2014 году было проведено 23 лабораторных испытания партий топлива, поступившего на объекты бюджетной сферы области и ЖКХ, и в 17 случаях топливо имело отклонения по качественным характеристикам (зола, влага, теплота сгорания). Доля некачественного топлива (каменного угля), в общем объеме поступившего для нужд предприятий ЖКХ и бюджетной сферы Нижегородской области, составила 6%.
Снижение характеристик топлива по качеству приводит:
- к увеличению необходимого расхода топлива топливоиспользующими установками (котлоагрегатами) вследствие увеличения тепловых потерь и снижения КПД установки;
- увеличению расходов, связанных с транспортировкой, разгрузкой-погрузкой, хранением топлива;
- ограничению выработки тепловой энергии топливоиспользующими установками;
- увеличению объемов ремонтных работ, связанных с повышенной нагрузкой на котлоагрегаты;
- увеличению объемов работ, связанных с модернизацией технологического оборудования котельных для обеспечения требуемых параметров выработки тепловой энергии, надежности работы теплоисточников и экологических параметров (или дополнительными затратами на штрафы вследствие повышенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу).
Серьезной проблемой является продажа низкокачественного топлива на АЗС.
На территории города Н.Новгорода и Нижегородской области в настоящее время действует 526 АЗС, из них 446 АЗС (бензин и Дт), а остальные - многотопливные и автогазозаправочные станции, которые способствуют дополнительной деловой конкуренции на розничном рынке ГСМ.
Годовой объем реализации светлых нефтепродуктов на розничном рынке ГСМ в регионе составляет около 1,5 млн тонн, что вполне обеспечивает потребности экономики области и населения.
Как показывает анализ Нижегородского рынка нефтепродуктов, доля контрафактного топлива в течение последних трех лет (2011 - 2014 годы) составляет: по бензинам - 1 - 3%, по дизельному топливу - снизилась с 33% в 2011 году до 13% в 2014 году.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, и технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826, в Нижегородской области осуществляет инспекция Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В 2012 году сотрудниками инспекции проведено 74 проверки, из которых 26 с выявленными нарушениями, что составляет 35%. В 2013 году проведено 62 проверки, из них 20 с выявленными нарушениями (или 32%). В процессе проверок выявлены следующие нарушения: завышенная массовая доля серы, заниженная температура вспышки в закрытом тигле, заниженное цетановое число. В ряде случаев отсутствовал паспорт продукции, сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Региональные власти принимают активное участие в поддержании стабильной ситуации на рынке нефтепродуктов:
- в целях упорядочения системы сбыта нефтепродуктов на региональном рынке разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 33 Концепция размещения автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области;
- во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 мая 2011 года № ИС-П9-3620 и поручения Президента Российской Федерации от 9 января 2012 года № Пр-66 в целях контроля обстановки в Нижегородской области, связанной с обеспечением в необходимых количествах горюче-смазочных материалов (бензин и дизельное топливо) и цен на указанные виды моторного топлива, министерством ЖКХ и ТЭК организован постоянный мониторинг за ситуацией на рынке ГСМ;
- наиболее крупные компании, обеспечивающие реализацию ГСМ на территории региона, были проинформированы о необходимости предоставления в министерство ЖКХ и ТЭК соответствующих сведений в случае снижения нормативного запаса моторного топлива на объектах хранения и реализации ГСМ.
В целях обеспечения бесперебойного газоснабжения коммунально-бытовых потребителей и в соответствии с действующим законодательством в Нижегородской области распоряжением Правительства Нижегородской области ежегодно (на I и IV кварталы) утверждаются графики перевода потребителей природного газа на резервные виды топлива при похолоданиях и авариях на магистральных газопроводах (график № 1 и № 2). Утвержденные графики позволяют обеспечить устойчивое снабжение потребителей природным газом и избежать возникновения чрезвычайных ситуаций при резком росте потребления газа в зимнее время.