ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2015 года № 463
О внесении изменений в государственную программу
"Развитие здравоохранения Нижегородской области
на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274
В целях приведения в соответствие с Законом Нижегородской области от 18 декабря 2014 года № 184-З "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274 (далее - Программа), следующие изменения:
1) текст Программы и подпрограмм 1-10 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
2) приложение 1 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
3) приложение 2 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;
4) приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11 к подпрограмме 2 изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;
5) приложение к подпрограмме 4 изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению;
6) приложение 1 к подпрограмме 5 изложить в новой редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению;
7) приложение 1 к подпрограмме 6 изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению;
8) приложение к подпрограмме 9 изложить в новой редакции согласно приложению 8 к настоящему постановлению.
Губернатор В.П.Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 22 июля 2015 года № 463
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26 апреля 2013 года № 274
(в редакции постановления
Правительства Нижегородской области
от 22 июля 2015 года № 463)
Государственная программа
"Развитие здравоохранения Нижегородской области
на 2013 - 2020 годы"
(далее - Программа)
Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения Нижегородской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы: | Министерство здравоохранения Нижегородской области | |||||||
Подпрограммы Программы: | подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"; подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"; подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"; подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области" | |||||||
Цель Программы: | Увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки. | |||||||
Задачи Программы: | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. 2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. 3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. 5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей. 6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей. 7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. 8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях. 9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения. 10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени. | |||||||
Целевые индикаторы и показатели Программы: | смертность от всех причин; | |||||||
Этапы и сроки реализации Программы: | Программа реализуется в два этапа: | |||||||
| 361 484 744,37 тыс. руб., из них: | |||||||
Источник финанси- рования | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Всего | 26 338 167,12 | 38 160 819,55 | 51 645 123,64 | 54 289 337,30 | 57 535 417,10 | 43 096 253,02 | 44 080 863,06 | 46 338 763,59 |
Федеральный бюджет | 776 050,70 | 2 023 161,93 | 1 307 821,65 | 552 821,90 | 554 645,10 | 579 363,00 | 518 554,10 | 484 074,30 |
Областной бюджет | 5 211 438,60 | 12 506 511,50 | 22 551 994,69 | 24 487 035,60 | 24 443 839,50 | 8 406 134,79 | 8 859 517,87 | 9 416 758,65 |
ТФ ОМС | 20 350 677,82 | 23 631 146,12 | 26 724 829,30 | 28 189 001,80 | 31 476 454,50 | 33 050 277,23 | 34 702 791,09 | 36 437 930,64 |
Юридические лица | 0,00 | 0,00 | 1 060 478,00 | 1 060 478,00 | 1 060 478,00 | 1 060 478,00 | 0,00 | 0,00 |
Иные источники | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Всего: 110 860 469,36 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" Всего: 150 392 105,68 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства" Всего: 4 241 912,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" Всего: 35 227 897,11 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" Всего: 13 962 528,39 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" Всего: 2 933 657,43 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" Всего: 1 047 800,10 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" Всего 8 042 820,97 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении" Всего: 233 445,46 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области" Всего: 34 542 107,89 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы). | ||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы: | снижение смертности от всех причин с 16,0 до 9,8 случаев на 1000 населения; снижение материнской смертности с 10,3 до 6,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми; снижение младенческой смертности с 8,8 до 6,0 на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения с 901,4 до 618,0 на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 11,5 до 9,6 на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе, от злокачественных) с 220,1 до 190,0 на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза с 8,22 до 5,0 на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) 7,92 до 6,0 литров на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 38,5% до 22,5%; снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков с 25,0% до 15,0 %; снижение заболеваемости туберкулезом с 52,3 до 27,9 случаев на 100 тыс. населения; увеличение обеспеченности врачами с 32,9 до 46,0 на 10 тыс. населения; соотношение врачей и среднего медицинского персонала с 1:2,65 до 1:3,0; повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) до 200% от средней заработной платы в регионе; повышение средней заработной платы среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в регионе; повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в регионе; увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 68,9 до 75,0 лет. |
Общая характеристика сферы реализации Программы,
в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
С конца 90-х годов в Нижегородской области началось ухудшение демографической ситуации, которое сохранялось до 2005 года.
В 1989 году еще сохранялся небольшой положительный баланс между рождаемостью и смертностью. С 1990 года показатели смертности населения начинают превышать рождаемость и формируется убыль населения
Данные 2012 года представлены за 12 мес.
Самых низких показателей рождаемость достигла в 1999 году. Затем медленно, с остановками она начала повышаться, а с 2006 года положительная динамика носит стабильный характер.
Показатель смертности населения с 2006 года также стабильно снижается. Исключение составляет 2010 год, когда из-за пожаров и ухудшения экологической обстановки смертность населения увеличилась.
С 2005 года до 2012 года рождаемость увеличилась на 32,6% (с 8,9 до 11,8 промилле), смертность сократилась на 20% (с 20,0 до 16,0 промилле), естественная убыль населения сократилась на 62% (с -11,0 до - 4,2 промилле).
При этом отмечается снижение смертности от основных причин: от болезней органов кровообращения - на 29,3% (с 1274,8 до 901,4 на 100 тыс.), новообразований - на 4,1% (с 229,6 до 220,1 на 100 тыс.), от внешних причин - на 42% (с 227,6 до 132,7 на 100 тыс.), туберкулеза - на 62,3% (с 21,8 до 8,22 на 100 тыс.). Материнская смертность сократилась на 66% (с 30 до 10,3 на 100 тыс. родившихся живыми). Младенческая смертность сократилась с 2005 по 2011 годы на 44,4% (с 12,6 до 7 на 1000 родившихся живыми). В 2012 году показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми в связи с изменением системы регистрации.
Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 63,4 до 68,9 лет.
В 2012 году впервые с 2003 года произошло снижение заболеваемости населения: как распространенности заболеваний (на 2,2%), так и первичной заболеваемости (на 1,8%).
Сочетание снижения показателей смертности и заболеваемости населения свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проводимых Правительством Нижегородской области.
В структуре заболеваемости на первом месте, по-прежнему, болезни органов дыхания, далее идут болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы, травмы и отравления.
Позитивным изменениям способствовали значительные инвестиции государства в здравоохранение в виде реализации крупномасштабных проектов:
- на федеральном уровне:
1) приоритетный национальный проект "Здоровье";
2) федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы) ";
3) программа модернизации здравоохранения;
- на региональном уровне:
1) областные целевые программы:
"Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области на 2007 - 2009 годы";
"Совершенствование кардиохирургической помощи населению Нижегородской области" на 2008 год";
"Предупреждение и борьбы с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы";
"Совершенствование медико-профилактической помощи и формирование здорового образа жизни" на 2011 год";
"Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской области на 2011-2014 годы";
"Совершенствование медицинской наркологической помощи в Нижегородской области" на 2012-2015 годы";
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2009 - 2012 годы";
"Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы";
"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области";
2) увеличение стоимости программы государственных гарантий с 9,5 млрд. руб. в 2005 году до 27,3 млрд. руб. в 2012 году;
3) в 2012 году в Нижегородской области продолжено создание сети физкультурно-оздоровительных комплексов, что способствует увеличению числа занимающихся физкультурой и спортом, особенно среди молодежи. Всего в области с 2007 года построено 24 ФОКа (при этом 3 ФОКа в рамках государственно-частного партнерства), в том числе, 3 ФОКа - в 2012 году. Проведены проектно-изыскательские работы по строительству ФОКов в 28 районных центрах. Данная работа будет продолжена. Запланировано построить по 1 ФОКу в каждом районе области и по 2 ФОКа в каждом районе г. Н.Новгорода.
Фондооснащенность лечебных учреждений на 1 января 2013 года составила 13,8 тыс. руб. на 1 кв. м площади, фондовооруженность - практически 1,5 млн. руб. на 1 врача.
По состоянию на 1 января 2012 года численность населения области составила 3 296 947 человек, в том числе, трудоспособного возраста - 1 975 070, или 59,9% (РФ - 60,9%), старше трудоспособного - 838 072, или 25,4% (РФ - 22,7%).
Доля детей 0-17 лет - 547620, или 16,6% (РФ - 19%).
Доля городского населения - 79%, сельского - 21%. Доля сельского населения в структуре населения Нижегородской области не снижается.
Такие показатели, как заболеваемость и смертность от туберкулеза, смертность от ДТП, материнская смертность в Нижегородской области лучше среднероссийских. Однако такие показатели, как рождаемость, смертность населения, в том числе, от болезней органов кровообращения, новообразований, младенческая смертность, заболеваемость населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни хуже среднероссийских.
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
1) высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
2) высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
3) низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
4) несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование; низкое развитие стационарозамещающих технологий, неотложной медицинской помощи;
5) недостаток реабилитационных коек;
6) низкое развитие паллиативной медицинской помощи;
7) дефицит кадров;
8) недостаточное применение современных информационных технологий и телемедицины.
Цель Программы: увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки.
Задачи Программы:
1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей.
6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей.