ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2015 года № 360
Об утверждении Основных направлений налоговой политики
в Нижегородской области на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов
В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Министерству финансов Нижегородской области и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при составлении бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов руководствоваться Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.
Губернатор В.П.Шанцев
Основные направления
налоговой политики в Нижегородской области
на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов
Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" и подготовлены с целью составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Налоговая политика Нижегородской области в 2016-2018 годах будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года, как и прежде, будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2016-2018 годы определены:
увеличение налогового потенциала Нижегородской области (далее - регион, область) за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;
государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона;
конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в Нижегородской области;
дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области;
дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы в Нижегородской области;
проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области и увеличение доходов от их использования.
Основные итоги реализации налоговой политики
Нижегородской области в 2011-2014 годах
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области в 2011-2014 годах характеризуется следующим образом:
млн. рублей
2011 год | 2012 год | % к пред. году | 2013 год | % к пред. году | 2014 год | % к пред. году | |
Налоговые доходы | 91 167,9 | 99 451,0 | 109,1 | 108 082,5 | 108,7 | 112 598,2 | 104,2 |
в том числе | |||||||
Налог на прибыль организаций | 25 512,9 | 24 150,8 | 94,7 | 24 184,3 | 100,1 | 24 209,5 | 100,1 |
Налог на доходы физических лиц | 37 659,3 | 42 279,4 | 112,3 | 47 592,3 | 112,6 | 50 916,7 | 107,0 |
Акцизы на ЛВИ | 4 833,4 | 5 187,5 | 107,3 | 6 567,0 | 126,6 | 6 980,8 | 106,3 |
Акцизы на нефтепродукты | 4 346,5 | 5 652,1 | 130,0 | 5 931,2 | 104,9 | 5 328,0 | 89,8 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 2 704,9 | 3 713,1 | 137,3 | 4 189,1 | 112,8 | 4 457,2 | 106,4 |
Единый налог на вмененный доход | 1 694,3 | 1 914,8 | 113,0 | 1 870,0 | 97,7 | 1 925,1 | 102,9 |
Налог на имущество физических лиц | 112,9 | 345,1 | 305,7 | 433,3 | 125,6 | 490,6 | 113,2 |
Налог на имущество организаций | 8 593,6 | 9 847,7 | 114,6 | 10 354,9 | 105,2 | 10 742,2 | 103,7 |
Транспортный налог | 2 373,2 | 2 738,0 | 115,4 | 3 098,3 | 113,2 | 3 309,1 | 106,8 |
Земельный налог | 2 221,2 | 3 130,7 | 140,9 | 3 293,9 | 105,2 | 3 596,5 | 109,2 |
Прочие налоги и сборы | 1 115,7 | 491,8 | 44,1 | 568,2 | 115,5 | 642,5 | 113,1 |
Неналоговые доходы | 9 292,2 | 9 072,0 | 97,6 | 10 827,4 | 119,3 | 11 357,0 | 104,9 |
в том числе | |||||||
Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков | 2 462,0 | 2 433,8 | 98,9 | 2 952,6 | 121,3 | 3 137,4 | 106,3 |
Аренда нежилого фонда | 1 381,1 | 1 325,8 | 96,0 | 1 510,2 | 113,9 | 1 040,4 | 68,9 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков | 2 834,6 | 2 272,1 | 80,2 | 2 301,6 | 101,3 | 2 782,5 | 120,9 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 731,8 | 882,2 | 120,5 | 897,9 | 101,8 | 945,1 | 105,3 |
Административные платежи и штрафы | 734,6 | 742,3 | 101,1 | 1 122,1 | 151,2 | 1 871,1 | 166,7 |
Прочие неналоговые доходы | 1 148,1 | 1 415,8 | 123,3 | 2 043,0 | 144,3 | 1 580,5 | 77,4 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 100 460,1 | 108 523,0 | 108,0 | 118 909,9 | 109,6 | 123 955,2 | 104,2 |
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых
в консолидированный бюджет Нижегородской области,
в валовом региональном продукте области
% к ВРП
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Налоговые доходы, всего | 12,01 | 11,86 | 11,77 | 11,25 |
в том числе | ||||
Налог на прибыль организаций | 3,36 | 2,88 | 2,63 | 2,42 |
Налог на доходы физических лиц | 4,96 | 5,04 | 5,18 | 5,09 |
Акцизы на ЛВИ | 0,64 | 0,62 | 0,71 | 0,70 |
Акцизы на нефтепродукты | 0,57 | 0,67 | 0,65 | 0,53 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 0,36 | 0,44 | 0,46 | 0,45 |
Единый налог на вмененный доход | 0,22 | 0,23 | 0,20 | 0,19 |
Налог на имущество физических лиц | 0,02 | 0,04 | 0,05 | 0,05 |
Налог на имущество организаций | 1,13 | 1,18 | 1,13 | 1,07 |
Транспортный налог | 0,31 | 0,33 | 0,34 | 0,33 |
Земельный налог | 0,29 | 0,37 | 0,36 | 0,36 |
Прочие налоги и сборы | 0,15 | 0,06 | 0,06 | 0,06 |
Неналоговые доходы | 1,22 | 1,08 | 1,18 | 1,13 |
в том числе | ||||
Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков | 0,32 | 0,29 | 0,32 | 0,31 |
Аренда нежилого фонда | 0,18 | 0,16 | 0,17 | 0,10 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков | 0,37 | 0,27 | 0,25 | 0,28 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,09 |
Административные платежи и штрафы | 0,10 | 0,09 | 0,12 | 0,19 |
Прочие неналоговые доходы | 0,15 | 0,17 | 0,22 | 0,16 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 13,23 | 12,94 | 12,95 | 12,38 |
Представленные данные показывают, что с 2011 года удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Нижегородской области, в валовом региональном продукте области снизился на 0,85 процентного пункта: с 13,23% в 2011 году до 12,38% в 2014 году. При этом основное снижение произошло по налоговым доходам - на 0,76 процентного пункта.
Основное влияние на указанное снижение оказали следующие изменения федерального налогового законодательства:
- по налогу на прибыль организаций - создание с 2012 года консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). Недополученные доходы бюджета области от действия КГН оцениваются в сумме около 6 млрд. рублей ежегодно. В результате действия данной нормы федерального законодательства доля налога на прибыль организаций в валовом региональном продукте снизилась с 3,36% в 2011 году до 2,42% в 2014 году или на 0,94 процентного пункта;
- по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - до 2014 года имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (земли) предоставлялся каждому гражданину однократно. Повторное использование имущественного вычета при приобретении жилья не допускалось. С 1 января 2014 года налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета, размер которого в настоящее время составляет 2 млн. рублей, вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья. Удельный вес НДФЛ в валовом региональном продукте уменьшился с 5,18% в 2013 году до 5,08% в 2014 году;
- по налогу на имущество организаций - в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не признается объектами налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.
В целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов указанным Федеральным законом с 2013 года предусмотрена постепенная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. В полном объеме налог от перечисленных объектов начнет поступать в бюджет области только с 2019 года.
Также на областном уровне Законом Нижегородской области от 6 ноября 2013 года № 140-З "О признании утратившим силу пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" с 2014 года отменена льгота по налогу на имущество организациям в отношении автомобильных дорог общего пользования Нижегородской области и муниципальных дорог, сумма которой составляла около 1 млрд. рублей.
Однако данные меры, предпринятые как на федеральном, так и на региональном уровне, не позволили в полной мере компенсировать потери бюджета. В результате выведение из налогообложения движимого имущества организаций привело к снижению удельного веса налога в валовом региональном продукте с 1,18% в 2012 году (до вступления в силу данной нормы законодательства) до 1,07% в 2014 году.
Информация о предоставляемых налоговых льготах по платежам
в консолидированный бюджет Нижегородской области
Сумма налоговых льгот по законодательству Нижегородской области по годам составила:
(млн. рублей)
2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Налоговые льготы, всего | 4 386,2 | 4 044,0 | 4 338,7 |
в том числе | |||
Налог на прибыль организаций | 1 897,2 | 801,9 | 874,3 |
Налог на имущество физических лиц | 28,5 | 24,8 | 24,7 |
Налог на имущество организаций | 1 757,5 | 2 531,3 | 2 772,3 |
Транспортный налог | 192,1 | 203,0 | 220,5 |
Земельный налог | 511,0 | 482,9 | 446,8 |