ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 5 июня 2015 года № 360


Об утверждении Основных направлений налоговой политики
в Нижегородской области на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов



В целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

2. Министерству финансов Нижегородской области и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области при составлении бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов руководствоваться Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.



Губернатор                                                               В.П.Шанцев


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 5 июня 2015 года № 360

     

Основные направления
налоговой политики в Нижегородской области
на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов  

     

Основные направления налоговой политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" и подготовлены с целью составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

Налоговая политика Нижегородской области в 2016-2018 годах будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года, как и прежде, будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2016-2018 годы определены:

увеличение налогового потенциала Нижегородской области (далее - регион, область) за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;

государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона;

конструктивная работа, направленная на формирование благоприятного налогового и инвестиционного климата в Нижегородской области;

дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области;

дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы в Нижегородской области;

проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области и увеличение доходов от их использования.

     Основные итоги реализации налоговой политики
     Нижегородской области в 2011-2014 годах


Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области в 2011-2014 годах характеризуется следующим образом:

              млн. рублей

2011 год

2012 год

% к пред. году

2013 год

% к пред. году

2014 год

% к пред. году

Налоговые доходы

91 167,9

99 451,0

109,1

108 082,5

108,7

112 598,2

104,2

в том числе

Налог на прибыль организаций

25 512,9

24 150,8

94,7

24 184,3

100,1

24 209,5

100,1

Налог на доходы физических лиц

37 659,3

42 279,4

112,3

47 592,3

112,6

50 916,7

107,0

Акцизы на ЛВИ

4 833,4

5 187,5

107,3

6 567,0

126,6

6 980,8

106,3

Акцизы на нефтепродукты

4 346,5

5 652,1

130,0

5 931,2

104,9

5 328,0

89,8

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

2 704,9

3 713,1

137,3

4 189,1

112,8

4 457,2

106,4

Единый налог на вмененный доход

1 694,3

1 914,8

113,0

1 870,0

97,7

1 925,1

102,9

Налог на имущество физических лиц

112,9

345,1

305,7

433,3

125,6

490,6

113,2

Налог на имущество организаций

8 593,6

9 847,7

114,6

10 354,9

105,2

10 742,2

103,7

Транспортный налог

2 373,2

2 738,0

115,4

3 098,3

113,2

3 309,1

106,8

Земельный налог

2 221,2

3 130,7

140,9

3 293,9

105,2

3 596,5

109,2

Прочие налоги и сборы

1 115,7

491,8

44,1

568,2

115,5

642,5

113,1

Неналоговые доходы

9 292,2

9 072,0

97,6

10 827,4

119,3

11 357,0

104,9

в том числе

Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков

2 462,0

2 433,8

98,9

2 952,6

121,3

3 137,4

106,3

Аренда нежилого фонда

1 381,1

1 325,8

96,0

1 510,2

113,9

1 040,4

68,9

Доходы от продажи имущества и земельных участков

2 834,6

2 272,1

80,2

2 301,6

101,3

2 782,5

120,9

Платежи при пользовании природными ресурсами

731,8

882,2

120,5

897,9

101,8

945,1

105,3

Административные платежи и штрафы

734,6

742,3

101,1

1 122,1

151,2

1 871,1

166,7

Прочие неналоговые доходы

1 148,1

1 415,8

123,3

2 043,0

144,3

1 580,5

77,4

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

100 460,1

108 523,0

108,0

118 909,9

109,6

123 955,2

104,2


Удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых
в консолидированный бюджет Нижегородской области,
в валовом региональном продукте области


% к ВРП

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Налоговые доходы, всего

12,01

11,86

11,77

11,25

в том числе

Налог на прибыль организаций

3,36

2,88

2,63

2,42

Налог на доходы физических лиц

4,96

5,04

5,18

5,09

Акцизы на ЛВИ

0,64

0,62

0,71

0,70

Акцизы на нефтепродукты

0,57

0,67

0,65

0,53

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0,36

0,44

0,46

0,45

Единый налог на вмененный доход

0,22

0,23

0,20

0,19

Налог на имущество физических лиц

0,02

0,04

0,05

0,05

Налог на имущество организаций

1,13

1,18

1,13

1,07

Транспортный налог

0,31

0,33

0,34

0,33

Земельный налог

0,29

0,37

0,36

0,36

Прочие налоги и сборы

0,15

0,06

0,06

0,06

Неналоговые доходы

1,22

1,08

1,18

1,13

в том числе

Арендная плата за землю и средства от продажи права аренды земельных участков

0,32

0,29

0,32

0,31

Аренда нежилого фонда

0,18

0,16

0,17

0,10

Доходы от продажи имущества и земельных участков

0,37

0,27

0,25

0,28

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,10

0,10

0,10

0,09

Административные платежи и штрафы

0,10

0,09

0,12

0,19

Прочие неналоговые доходы

0,15

0,17

0,22

0,16

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего

13,23

12,94

12,95

12,38


Представленные данные показывают, что с 2011 года удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Нижегородской области, в валовом региональном продукте области снизился на 0,85 процентного пункта: с 13,23% в 2011 году до 12,38% в 2014 году. При этом основное снижение произошло по налоговым доходам - на 0,76 процентного пункта.

Основное влияние на указанное снижение оказали следующие изменения федерального налогового законодательства:

- по налогу на прибыль организаций - создание с 2012 года консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). Недополученные доходы бюджета области от действия КГН оцениваются в сумме около 6 млрд. рублей ежегодно. В результате действия данной нормы федерального законодательства доля налога на прибыль организаций в валовом региональном продукте снизилась с 3,36% в 2011 году до 2,42% в 2014 году или на 0,94 процентного пункта;

- по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - до 2014 года имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (земли) предоставлялся каждому гражданину однократно. Повторное использование имущественного вычета при приобретении жилья не допускалось. С 1 января 2014 года налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета, размер которого в настоящее время составляет 2 млн. рублей, вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья. Удельный вес НДФЛ в валовом региональном продукте уменьшился с 5,18% в 2013 году до 5,08% в 2014 году;

- по налогу на имущество организаций - в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не признается объектами налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.

В целях компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов указанным Федеральным законом с 2013 года предусмотрена постепенная отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. В полном объеме налог от перечисленных объектов начнет поступать в бюджет области только с 2019 года.

Также на областном уровне Законом Нижегородской области от 6 ноября 2013 года № 140-З "О признании утратившим силу пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" с 2014 года отменена льгота по налогу на имущество организациям в отношении автомобильных дорог общего пользования Нижегородской области и муниципальных дорог, сумма которой составляла около 1 млрд. рублей.

Однако данные меры, предпринятые как на федеральном, так и на региональном уровне, не позволили в полной мере компенсировать потери бюджета. В результате выведение из налогообложения движимого имущества организаций привело к снижению удельного веса налога в валовом региональном продукте с 1,18% в 2012 году (до вступления в силу данной нормы законодательства) до 1,07%  в 2014 году.

Информация о предоставляемых налоговых льготах по платежам

в консолидированный бюджет Нижегородской области


Сумма налоговых льгот по законодательству Нижегородской области по годам составила:

(млн. рублей)

2011 год

2012 год

2013 год

Налоговые льготы, всего

4 386,2

4 044,0

4 338,7

в том числе

Налог на прибыль организаций

1 897,2

801,9

874,3

Налог на имущество физических лиц

28,5

24,8

24,7

Налог на имущество организаций

1 757,5

2 531,3

2 772,3

Транспортный налог

192,1

203,0

220,5

Земельный налог

511,0

482,9

446,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»