(с изменениями на 4 мая 2016 года)
__________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления администрации города Н.Н. от 14.12.2016 № 4245
____________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 20.11.2015 № 2483;
постановлением администрации города Н.Н. от 04.05.2016 № 1217
------------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода», на основании статьи 52.1 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Охрана окружающей среды города Нижнего Новгорода».
2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Раков С.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.
3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Филиппова Н.О.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Черткова А.Г.
Исполняющий обязанности главы
администрации города М.М.Холкина
В.А.Ковалев
243 04 43
Муниципальная программа
«Охрана окружающей среды города Нижнего Новгорода»
(далее - программа)
(в ред. постановлений администрации города Н.Н. от 20.11.2015 № 2483; от 04.05.2016 № 1217)
Ответственный | Управление по благоустройству администрации города Нижнего Новгорода | |||
Соисполнители | МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода» | |||
Подпрограммы программы | - | |||
Цели программы | 1. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного лесопользования, улучшение качества и продуктивности лесов, сохранение их средообразующих, водоохранных, оздоровительных функций, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде, создание условий для комплексного и эффективного освоения лесов на подведомственных территориях МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода». | |||
Задачи программы
| 1. Сохранение и развитие озелененных территорий всех категорий, как современных, так и исторических. 2. Реабилитация территорий, сохранение и восстановление лесов, парков, скверов и зеленых насаждений. 3. Обеспечение охраны лесов от пожаров. 4. Обеспечение ухода за лесами. 5. Улучшение экологической ситуации на территории города Нижнего Новгорода. 6. Предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий. 7. Совершенствование системы просвещения и воспитания населения в области оптимизации городской среды путем привлечения населения и средств массовой информации к решению проблем охраны зеленых насаждений на территории города. 8. Предоставление жителям города объективной информации о состоянии окружающей среды на территории города Нижнего Новгорода. 9. Развитие системы экологического образования и воспитания на территории города Нижнего Новгорода. 10. Организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных в части регулирования численности безнадзорных животных. | |||
Сроки и этапы реализации программы | Реализуется в 2015 - 2017 годах без выделения этапов | |||
Объемы бюджетных ассигнований за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода программы | Ответственный исполнитель, соисполнители | Расходы (руб.) годы | ||
2015 год | 2016 год | 2017 год | ||
Всего | 137 561 221,83 | 105 193 000,00 | 156 679 926 | |
Управление по благоустройству администрации города Нижнего Новгорода МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода» | 79 018 155,06 | 64 115 500,00 | 92 605 826 | |
Управление по благоустройству администрации города Нижнего Новгорода МКУ «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» |
|
| 58 574 100,00 | |
Управление по благоустройству администрации города Нижнего Новгорода | 0 | 8 788 300,00 | 5 000 000,00 | |
Строка "Объемы бюджетных ... " изложена в новой ред. постановлением администрации города Н.Н. от 04.05.2016 № 1217 - см. предыдущую редакцию | ||||
Индикаторы достижения цели | 1. Количество лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения по отношению к общему количеству лесных пожаров - 100%. 2. Площадь посадки лесных культур (восстановления леса) по отношению к общей площади городских лесов, находящихся в ведении МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода» - 3%. 3. Количество ликвидированных несанкционированных свалок по отношению к общему количеству выявленных свалок на территории города - 85%. 4. Количество загрязняющих веществ с превышением ПДК по отношению к общему количеству контролируемых ингредиентов - 35%. 5. Количество МОУ СОШ, принимающих участие в экологических конкурсах, фестивалях, акциях, по отношению к общему количеству МОУ СОШ города - 54%. 6. Причинение вреда жизни и здоровью населения от болезней, общих для человека и животных (0,5%) по отношению к общей численности населения города. | |||
Строка "Индикаторы достижения цели" изложена в новой ред. постановлением администрации города Н.Н. от 04.05.2016 № 1217 - см. предыдущую редакцию |
Нижний Новгород, расположенный на слиянии двух крупнейших рек России - Волги и Оки, является одним из крупнейших по насыщению промышленными производствами "городов - миллионщиков" Российской Федерации. Ведущими отраслями промышленности города являются радиоэлектроника, машиностроение и металлообработка, авто-, судо- и авиа- строение, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика, строительство и деревообработка.
Сегодня на территории города функционируют свыше 500 крупных промышленных предприятий и объединений, десятки тысяч организаций различных форм собственности и частных предпринимателей.
Достигнутый в последние годы рост промышленного производства приводит к увеличению антропогенной нагрузки на все компоненты природной среды (атмосферный воздух, воду, почву, зеленые насаждения и т.п.) однако экологическая обстановка в городе на протяжении последних лет остается стабильной и в целом благоприятной. Для этого администрация Нижнего Новгорода, в рамках своих полномочий, принимает все необходимые меры.
Сохранение леса как важнейшего компонента биосферы и стабилизатора крупномасштабных природных процессов, источника ценных биологических ресурсов является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития города Нижнего Новгорода.
По масштабам и характеру воздействия на леса огонь был и остается доминирующим фактором, определяющим структуру и динамику земель лесного фонда. Стихийные пожары оказывают разрушительное воздействие на лесную флору, фауну, органический слой почвы. Охрана лесов от пожаров должна стать важнейшим направлением муниципальной политики, обеспечивающим экологическую безопасность муниципального образования Нижний Новгород и сохранение ресурсного потенциала лесов.
Программа предусматривает дальнейшее развитие охраны лесов от пожаров и других неблагоприятных факторов (ветровалы, буреломы, затопление и иное), которые до настоящего времени являются главными факторами повреждения и гибели городских лесов.
Достаточно высокой является общая площадь лесов, которые погибают от влияния вредных организмов, промышленных выбросов и неблагоприятных погодных факторов: 0,9 - 1,0 тыс. гектаров (в среднем около 0,03 тыс. гектаров ежегодно). При сохранении этой тенденции площадь очагов вредителей и болезней в городских лесах не уменьшится и прогнозируется на среднем многолетнем уровне. Наибольшему риску подвергаются лесные участки, пройденные пожарами в 2010 году, расположенные в основном в Сормовском районе, также хвойные насаждения Нижегородского и Автозаводского районов. Прогнозируется, что большая часть этих насаждений погибнет.
За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветления, прочистки) снизились. При реализации соответствующих мероприятий программы прогнозируется увеличение объемов рубок ухода в молодняках.
Реализация программы предусматривает интенсификацию использования лесов, в частности, проведение мероприятий лесоустройства, формирование данных лесного реестра, информатизацию системы лесного хозяйства, снижение уровня нарушений лесного законодательства на подведомственных территориях МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода».
Лесоустройство - это система мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышение продуктивности, воспроизводство, охрану и защиту лесов, а также повышение культуры лесного хозяйства. Лесоустройство включает в себя изучение лесорастительных и экономических условий территории, разработку проектов ведения лесного хозяйства, обоснование объемов лесохозяйственных мероприятий и возможный размер пользования древесиной.
По данным на 1 января 2014 года городские леса имеют давность лесоустройства более 10 лет. Имеется необходимость в модернизации технологии лесоустроительных работ на основе современных методов оценки лесных ресурсов и информационных технологий, повышении уровня развития системы муниципального лесного надзора и системы государственного пожарного надзора в лесах.
В лесном хозяйстве города накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает роль лесов в улучшении качества жизни граждан.
Важнейшее значение в обеспечении устойчивого управления лесами имеет качество информации о динамике лесов и их использовании, получаемой при осуществлении государственной инвентаризации лесов и лесных мониторингов. Существующая система сбора и обработки такой информации не в полной мере отвечает требованиям современных управленческих технологий.
Следует отметить наличие проблем в использовании лесов лесопарковых зон в целях социально-экономического развития на подведомственных территориях МКУ «Лесопарковое хозяйство города Нижнего Новгорода». Одним из неотъемлемых конституционных прав каждого гражданина нашей страны является право на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции Российской Федерации. Одним из основных элементов благоприятной окружающей среды является лес, он занимает примерно половину суши нашей страны, от него в очень большой степени зависит качество многих других элементов: воды, воздуха, мест отдыха.
В связи с этим защитные леса оказались в очень сложном положении. С одной стороны, они все больше и больше нужны людям, поскольку качество окружающей среды имеет для современного человека все возрастающее значение. С другой стороны, защитные леса все сильнее страдают от изменения окружающей их среды, нарушения природных механизмов саморегуляции и самоподдержания. В целом представляется очевидной необходимость экстренных мер по сохранению системы защитных лесов, обеспечению в них качественного лесного хозяйства, соответствующего целевому назначению категорий леса.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляется в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Устава Нижнего Новгорода, других нормативных и законодательных актов. К вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
ряд других вопросов.
Для решения данных вопросов администрация города Нижнего Новгорода, в рамках своих полномочий, принимает все необходимые меры. Уполномоченным органом администрации Нижнего Новгорода в области охраны окружающей среды на территории города является муниципальное казенное учреждение «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» (Горкомэкологии Нижнего Новгорода). Деятельность Комитета направлена на решение задач органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на территории муниципального образования Нижний Новгород:
1) Ликвидация несанкционированных свалок на территории города Нижнего Новгорода.
Из года в год Комитет финансирует работы по ликвидации несанкционированных свалок на территории города, но каждый год они образуются вновь, как на прежних местах, так и по новым адресам (пустыри, овраги, лесопарковые зоны, берега водоемов, гаражные кооперативы).
Образование несанкционированных свалок твердых отходов на территории города обусловлено отсутствием экологической культуры населения. От чего страдает экологическая безопасность города, нормальное функционирование городского хозяйства, условия жизни населения в целом.
2) Мониторинг за состоянием окружающей среды.
С целью комплексного наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценкой и прогнозом изменений состояния окружающей среды, на территории РФ осуществляется государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды). На территории города Нижнего Новгорода уполномоченным органом по осуществлению государственного экологического мониторинга является ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «ВВУГМС»).
а) Предоставление администрации города Нижнего Новгорода информации о состоянии загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, снежного покрова на территории города, а именно:
информационный отчет о состоянии загрязнения атмосферного воздуха на ПНЗ, расположенных на территории города Нижнего Новгорода по контролируемым загрязняющим веществам;
прогноз высоких уровней загрязнений в периоды неблагоприятных метеоусловий;
качество воды в реках Ока и Волга в районе города и озерах на территории города Нижнего Новгорода; (абзац изложен в новой ред. постановлением администрации города Н.Н. от 20.11.2015 № 2483 - см. предыдущую редакцию)
качество снега и локальных участков снежного покрова на территории города Нижнего Новгорода.
б) Предоставление администрации города Нижнего Новгорода гидрометеорологической информации на территории города, а именно гидрометеорологические бюллетени прогнозов погоды, в которых отражены:
специализированный прогноз на 1 сутки по г. Н. Новгороду;
специализированный прогноз на 2 - 3 сутки по г. Н. Новгороду;
специализированный прогноз среднесуточной температуры воздуха и количество осадков на 4 - 5 сутки по г. Н. Новгороду;
информация об уровнях воды по 3-м водомерным постам (Новинки, Н. Новгород, Сормово);
расчет показателя горимости леса по лесопарковой зоне г. Н. Новгорода и его пригородам;
прогноз класса горимости леса на 1-3 суток по лесопарковой зоне Н. Новгорода и его пригородам.
3) Эколого-просветительская деятельность:
а) Участие в федеральных, областных и городских экологических форумах, конференциях, семинарах по поручению администрации города Нижнего Новгорода. Издание информационно - методических материалов. По поручению администрации города Нижнего Новгорода Комитет ежегодно принимает участие в традиционном Международном научно-промышленном форуме «Великие реки». Издаются ежегодные доклады об экологической обстановке и природоохранной деятельности в Нижнем Новгороде и другие информационные материалы.
б) Организация и развитие системы экологического образования и воспитания и формирование экологической культуры, а именно:
в детских садах проводятся уроки экологии, конкурсы рисунка и другие мероприятия;
организуются субботники, трудовые десанты, экологические акции по благоустройству и озеленению школьных территорий;
приобретаются школьные микролаборатории по экологии и биологии для городских школ.
в) Организация и проведение экологических олимпиад, конкурсов, фестивалей, акций, а именно:
1 апреля в «Международный день птиц» проводится традиционный городской конкурс на лучший скворечник и гнездовальный домик;
совместно с Дворцом детского творчества им. Чкалова проводится городской фестиваль школьных экологических агитбригад «Наш дом - Нижний Новгород»;
проводятся городские олимпиады школьников по экологии для учащихся 9,10,11 классов.
В соответствии со статьей 2 Закона Нижегородской области от 03 октября 2013 года № 129-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных» (далее - Закон) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных. Во исполнение указанного Закона и в целях соблюдения права граждан на благоприятную среду обитания управление по благоустройству администрации города Нижнего Новгорода организовывает выполнение работ по регулированию численности безнадзорных животных на территории города путем заключения муниципальных контрактов. (абзац введен постановлением администрации города Н.Н. от 20.11.2015 № 2483)