Действующий

Об утверждении Концепции демографического развития Нижегородской области на 2014-2025 годы

     4. Основные этапы и ожидаемые результаты
     демографического развития Нижегородской области


С учетом сложившейся демографической ситуации реализация Концепции на период до 2025 года будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2014-2018 годы) будут реализованы меры, направленные на снижение темпов естественной убыли населения, стабилизацию численности населения, обеспечение устойчивого миграционного прироста, а также достижение целевых показателей в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

По итогам реализации первого этапа планируется к 2018 году обеспечить:

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет;

- повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 рождений;

- снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом до 0,03 на 1000 работающих;

- сокращение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 1,4 на 1000 работающих.

- снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 7,0 случаев на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,0 случаев на 100 тыс. населения;

- снижение младенческой смертности до 6,8 на 1 тыс. родившихся живыми.

На втором этапе (2019-2025 годы) будет продолжено дальнейшее увеличение численности населения области, проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации.

По итогам работы к 2025 году планируется обеспечить:

- постепенное увеличение численности населения области с учетом замещающей миграции до 3,37 млн. человек;

- дальнейшее увеличение суммарного коэффициента рождаемости в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом;

- снижение смертности от болезней системы кровообращения до 618,0 случаев на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190,0 случаев на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 5,0 случаев на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 9,6 случаев на 100 тыс. населения;

- снижение младенческой смертности до 6,0 на 1 тыс. родившихся живыми.

Снижение темпов естественной убыли населения планируется прежде всего за счет снижения смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области. На это направлена Государственная программа "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274.

В настоящее время Нижегородская область находится в ситуации естественно обусловленного снижения численности женщин фертильного возраста, в связи с этим для анализа рождаемости основным показателем принимается суммарный коэффициент рождаемости, измеряемый числом рождений, приходящихся в среднем на одну женщину за всю ее жизнь.

Тем не менее уровень рождаемости также планируется повышать с учетом следующих факторов: роста уровня жизни большинства семей нижегородцев; создания благоприятных условий для рождения вторых и третьих детей в семьях, которые реально хотели бы их иметь, но стеснены неблагоприятными жизненными обстоятельствами; формирования ориентации на 3-детную семью; улучшения репродуктивного здоровья населения, в т.ч. снижение уровня инфертильности с учетом применения современных медицинских технологий.

Положительное значение для стимулирования рождаемости будут иметь реализация государственных программ в сферах здравоохранения, образования, жилищной и социальной политики; выплата регионального материнского (семейного) капитала и, в перспективе, его увеличение.

Наряду с естественным приростом существенное влияние на численность населения оказывает уровень миграционного прироста. Первоначально с целью стабилизации, а затем с целью увеличения миграционного прироста в области реализуется государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2016 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 14 октября 2013 года № 724 (II этап реализации Государственной программы на территории области). Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества. В указанный период 2014-2016 годов планируется привлечь 1640 соотечественников.

Поставленные задачи могут быть решены и ожидаемые результаты достигнуты при условии объединения и координации действий органов всех уровней власти и общественных организаций, а также за счет консолидации мер экономической, финансовой и социальной политики Правительства Нижегородской области, увеличения размеров инвестиций и расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней.