ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 года № 332
Правительство Нижегородской области постановляет:
внести в постановление Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года № 174 "Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2013 годы" следующие изменения:
1) в абзаце втором пункта 1 и пункте 1 постановления слова "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского дом 89 г.Дзержинска" заменить словами "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по пр.Циолковского в юго-западном районе г.Дзержинска Нижегородской области";
2) приложение 7 "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского дом 89 г.Дзержинска" к региональной программе модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор В.П.Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 19 мая 2014 года № 332
"ПРИЛОЖЕНИЕ 7
к Программе модернизации здравоохранения
Нижегородской области на 2011-2013 годы
Наименование Подпрограммы | Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского в юго-западном районе г.Дзержинска Нижегородской области | |||
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации | Министерство здравоохранения Нижегородской области; Министерство строительства Нижегородской области | |||
Основание для разработки Подпрограммы | - Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 1873-р "Об утверждении распределения субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров" | |||
Срок реализации Подпрограммы | 2013-2016 годы (приложение 2 к Подпрограмме) | |||
Объемы и источники финансирования Подпрограммы (тыс. руб.) | Наименование задачи | ВСЕГО | в том числе средства | |
ФФОМС | Консолиди- рованного бюджета Нижего- родской области | |||
2013 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 95 725,0 | 0 | 95 725,0 | |
2014 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 753 081,0 | 582 608,0 | 170 473,0 | |
2015 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 0 | 0 | 0 | |
2016 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 0 | 0 | 0 |
Акушерский коечный фонд в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2014 года представлен в таблице.
Вид ЛПУ | Количество учреждений (по состоянию на 01.01.2014) | Количество коек |
ЛПУ 1 группы (до 500 родов в год) | 33 | 364 |
ЛПУ 2 группы (>500 родов в год) | 20 | 1051 |
ЛПУ 3 группы | 0 | 0 |
№ | Наименование профиля коек | 2010 год | 2012 год | Расчетный норматив | План на 2015 год |
1. | Для беременных и рожениц | 829 | 783 | 720 | 730 |
2. | Патология беременных | 685 | 632 | 606 | 610 |
3. | Койки сестринского ухода для беременных | 0 | 29 | - | 175 |
4. | Койки патологии новорожденных | 214 | 266 | 220 | 280 |
в том числе, в учреждениях родовспоможения | 0 | 10 | 42 | ||
5. | Койки реанимации новорожденных | 90 | 111 | 156 | 156 |
в том числе, в учреждениях родовспоможения | 69 | 76 | 91 |
*С учетом повышения рождаемости
К 2016 году планируется перепрофилирование 53 коек для беременных и рожениц в учреждениях 1 группы в койки патологии беременных и развертывание 30 коек сестринского ухода при межрайонных перинатальных центрах.
В настоящее время медицинская помощь при родовспоможении в Нижегородской области (далее - область, регион) осуществляется в 3 этапа:
1 этап: в муниципальных образованиях области доврачебная помощь беременной женщине оказывается в фельдшерско-акушерском пункте (ФАП), врачебная помощь - в акушерско-гинекологическом кабинете (отделении) центрально-районной больнице (ЦРБ) и кабинете врача общей практики; роды при низкой степени перинатального риска принимаются в акушерском отделении ЦРБ. В городских округах области женщина наблюдается в женской консультации; при любой степени перинатального риска женщина поступает в городской родильный дом по месту жительства. Всего учреждений родовспоможения 1 группы в регионе по состоянию на 1 января 2014 года - 33. В восьми районах области с целью обеспечения доступности медицинской помощи акушерские койки перепрофилированы в койки сестринского ухода для беременных и рожениц.
За период 2010-2012 годов в маломощных акушерских стационарах с учетом низкого числа родов, плеча доставки до межрайонного перинатального центра не более 1 часа 29 коек для беременных и рожениц в 8 учреждениях перепрофилированы в койки сестринского ухода за беременными, 17 коек в двух учреждениях сокращены.
В период 2013-2014 годов будет продолжена централизация данного вида помощи путём сокращения коек для беременных и рожениц в 16 маломощных акушерских отделениях с низкой функцией акушерской койки (менее 200,0), количеством родов менее 200 в год, с одновременным увеличением мощности перинатальных центров.
2 этап: в муниципальных образованиях области беременные женщины средней степени перинатального риска родоразрешаются в межрайонных перинатальных центрах. В регионе функционирует 10 межрайонных перинатальных центров на функциональной основе. Всего по состоянию на 1 января 2014 года развернуто в межрайонных перинатальных центрах 602 койки для беременных и рожениц (76,8% от общего числа коек данного профиля) и 450 коек патологии беременности (71%).
В 2014 году планируется создать дополнительно два межрайонных перинатальных центра на базе акушерских отделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области (ГБУЗ НО) "Семеновская центральная районная больница" и ГБУЗ НО "Починковская центральная районная больница" суммарной мощностью 37 коек.
3 этап: беременные женщины высокой степени перинатального риска направляются в акушерское отделение на 200 коек, при многопрофильной больнице ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40 Автозаводского района г.Нижний Новгород", выполняющее роль учреждения 3 группы. В настоящее время учреждение относится ко второй группе учреждений родовспоможения. Здание акушерского корпуса 1986 года постройки, в настоящее время по набору помещений и площадей не соответствует рекомендуемой структуре регионального перинатального центра.
Этапность оказания медицинской помощи новорожденным:
1 этап - первичная медицинская помощь оказывается в родильном доме по месту жительства;
2 этап - госпитализация детей в муниципальных образованиях осуществляется в детские отделения ЦРБ, в городских округах - в детские больницы и профильные детские отделения;
3 этап - в тяжелых случаях неонатальная бригада санитарной авиации транспортирует ребенка в отделение реанимации новорожденных ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница" или ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница № 1 Приокского района г.Нижнего Новгорода".
К 2015 году планируется ввести в эксплуатацию Дзержинский перинатальный центр на 150 коек (далее - Центр), являющийся по проекту учреждением родовспоможения третьей группы.
Всего в Нижегородской области в учреждениях родовспоможения 1 группы в 2012 году зарегистрировано 6576 родов, что составляет 17,4% от общего их числа, в учреждениях второго уровня - 25823 (68,4%), в акушерском отделении ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40" 5376 родов (14,2%).
В настоящее время в регионе отсутствует акушерский стационар 3 группы. Функцию учреждения 3 группы выполняет акушерское отделение при многопрофильной больнице ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40 Автозаводского района г.Нижний Новгород" мощностью 200 коек.
Реализация мероприятий в рамках национального приоритетного проекта "Здоровья", Концепции демографического развития, модернизации здравоохранения привели к положительным демографическим изменениям. Однако, по итогам 2012 года показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми, что хуже целевого показателя на 4,8% и на 23,9% выше, чем в 2011 году (7,1).
Из 341 умершего ребенка первого года жизни 34% (116 детей) - дети с низкой и экстремально низкой массой тела. Выживаемость детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела (весом до 1500,0) составила 69%. Более чем в 80% случаев новорожденные дети умирали в учреждениях родовспоможения 2 уровня (межрайонных перинатальных центрах). Учреждение родовспоможения третьей группы, которое должно обеспечивать организацию всей профильной помощи в области, являясь головным учреждением родовспоможения, в настоящее время в Нижегородском регионе отсутствует.
В связи с этим, остается ряд нерешенных вопросов, как по организации медицинской помощи, так и по методикам и качеству лечения пациентов, а именно:
- оказание экстренной реанимационно-консультативной помощи женщинам и новорожденным децентрализовано и представлено выездными реанимационными бригадами (акушерскими реанимационными и неонатальными), располагающимися на базе различных учреждений (ГКУЗ "Нижегородский центр медицины катастроф", ГБУЗ НО "Областная клиническая больница им.Н.А.Семашко", ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница");
- имеется дефицит коек реанимации новорожденных в специализированных стационарах. Перевод глубоко недоношенного из отделения реанимации межрайонного перинатального центра на второй этап выхаживания требует дополнительной транспортировки, что зачастую ухудшает состояние ребенка;
- показатель мертворожденности остается высоким и не имеет тенденции к снижению;
- отсутствует учреждение родовспоможения, осуществляющее организационно-методическую помощь учреждениям первой и второй группы.
Акушерский коечный фонд в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2014 года представлен в таблице.
Показатель | |||
2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) | 8,0 | 7,0 | 8,8 |
в том числе неонатальная | 4,9 | 4,3 | 6,2 |
- ранняя неонатальная | 3,7 | 3,1 | 4,2 |
- поздняя неонатальная | 1,2 | 1,3 | 2,0 |
постнеонатальная | 3,0 | 2,6 | 2,7 |
перинатальная | 9,3 | 9,2 | 11,4 |
мертворожденность | 5,6 | 6,0 | 7,8 |
Материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми) | 24,8 | 16,4 | 10,3 |
Рождаемость (на 1000 населения) | 11,0 | 11,0 | 11,9 |
Остается достаточно высоким показатель неонатальной смертности и мертворожденности, что диктует необходимость концентрации беременных и новорожденных группы риска в учреждении родовспоможения третьей группы.