ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2014 года № 310

О внесении изменений в Порядок оказания адресной государственной
социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим
одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области,
утвержденный постановлением Правительства Нижегородской
области от 12 февраля 2004 года № 27



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в Порядок оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 года № 27, следующие изменения:

1.1. Пункты 1-3 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными законами 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З "Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области", другими законами и нормативными правовыми актами Нижегородской области.

2. Адресная государственная социальная поддержка осуществляется в следующих видах:

1) социальная помощь, в том числе на основании социального контракта:

- денежные выплаты (социальные пособия и иные выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие предметы потребления);

2) социальные услуги, предусмотренные Перечнем гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания Нижегородской области, утверждаемым Правительством Нижегородской области.

3. Адресная государственная социальная поддержка, в том числе на основании социального контракта, предоставляется малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - семьи), которые оказались в трудной жизненной ситуации, и по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки.

Независящими от граждан причинами возникновения трудной жизненной ситуации являются:

- воспитание в семье ребенка-инвалида, нуждающегося по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе;

- первичное установление инвалидности 1 или 2 группы гражданам трудоспособного возраста;

- потеря кормильца семьями с детьми;

- наличие у лиц трудоспособного возраста несовершеннолетних детей в возрасте от полутора до шести лет, находящихся на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченные местом в данных организациях.

Данные обстоятельства подтверждаются документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, а также определяются в ходе материально-бытового обследования положения семьи или одиноко проживающего гражданина при составлении акта.".

1.2. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Адресная государственная социальная поддержка, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в государственные казенные учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - учреждения социальной защиты) по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащим ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Заявление на оказание адресной государственной социальной поддержки (далее - заявление) подается по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 2 апреля 2010 года № 142 "Об утверждении формы заявления на назначение социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, субсидий и компенсаций, формы журнала регистрации консультаций и устных обращений и формы журнала регистрации заявлений" (далее - приказ Министерства № 142).

Заявление должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи трудоспособного возраста на заключение социального контракта и на проверку представленных заявителем сведений.

Гражданин, обратившийся за назначением адресной государственной социальной поддержки, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении.

Гражданин, обратившийся с заявлением, представляет свой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В случае обращения с заявлением опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина дополнительно представляется выданный в установленном порядке документ, подтверждающий его полномочия.

В случае регистрации по месту пребывания гражданин дополнительно представляет свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Документами, подтверждающими независящие от граждан причины возникновения трудной жизненной ситуации, являются:

1) в случае воспитания в семье ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе:

- справка учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом;

- заключение специализированного бюро педиатрического профиля либо бюро общего профиля, имеющего в составе врача-педиатра, о необходимости постоянного ухода за ребенком-инвалидом (учреждения социальной защиты самостоятельно направляют запросы в районные специализированные бюро педиатрического профиля либо бюро общего профиля, имеющие в составе врача-педиатра, в порядке межведомственного взаимодействия);

2) в случае первичного установления инвалидности 1 или 2 группы гражданам трудоспособного возраста:

- справка учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности 1 или 2 группы впервые;

3) в случае потери кормильца семьями с детьми (при условии обращения за назначением адресной государственной социальной поддержки в течение месяца с даты смерти кормильца):

- свидетельство о рождении ребенка;

- свидетельство о смерти одного либо единственного родителя ребенка;

4) наличие у лиц трудоспособного возраста несовершеннолетних детей в возрасте от полутора до шести лет, находящихся на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченные местом в данных организациях:

- свидетельство о рождении ребенка;

- справка органа, осуществляющего управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Нижегородской области, подтверждающая факт нахождения ребенка на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования Нижегородской области (учреждения социальной защиты самостоятельно направляют запросы в органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципального района (городского округа) по месту жительства заявителя в порядке межведомственного взаимодействия).

Уполномоченные лица многофункциональных центров передают заявления и прилагаемые к ним документы в учреждения социальной защиты по месту жительства (пребывания) гражданина для рассмотрения вопроса о предоставлении адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в порядке, установленном действующим законодательством.".

1.3. Дополнить Порядок пунктами 4.1 - 4.8 следующего содержания:

"4.1. К документам, необходимым для установления права на адресную государственную социальную поддержку, предъявляются следующие требования:

- документы должны содержать реквизиты, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации является обязательным (номер, дата, подпись, печать, основание выдачи, юридический адрес организации, выдавшей документ);

- документы должны быть исполнены четко, подписи должностных лиц и оттиски печатей должны быть отчетливыми, подпись ответственного лица должна быть расшифрована;

- если документ имеет поправки и (или) приписки, они должны быть заверены лицом, подписавшим документ.

4.2. Основанием для отказа в приеме документов является:

- предоставление заявителем неполного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка (за исключением документов, получаемых учреждением социальной защиты по межведомственному взаимодействию);

- несоответствие документов требованиям, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка.

4.3. В случае предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности учреждение социальной защиты по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении адресной государственной социальной поддержки.

4.4. Прием и регистрация заявления независимо от способа доставки осуществляется специалистом отдела приема учреждения социальной защиты (далее - специалист отдела приема) в день его подачи заявителем.

Специалист отдела приема осуществляет прием и регистрацию следующим образом:

- проверяет правильность заполнения формы заявления и комплектность представленных документов;

- выдает заявителю расписку о принятии (об отказе) заявления с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка;

- регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений;

- передает заявление специалисту отдела учреждения социальной защиты, ответственному за подготовку документов к заседанию Комиссии.

4.5. При направлении заявления по почте прилагаемые к заявлению документы направляются в виде копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются. Направление заявления по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

4.6. При обращении за адресной государственной социальной поддержкой в электронной форме подача заявления и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" и настоящим Порядком.

В данном случае гражданину необходимо подать заявление и документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, подписанные электронной подписью, через государственную информационную систему Нижегородской области "Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области", федеральную государственную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Если необходимо представление документов и информации об ином лице (члене семьи), не являющемся заявителем, заявитель дополнительно представляет заявление указанных лиц (их законных представителей) о согласии на обработку их персональных данных, а также документы, подтверждающие полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц (их законных представителей) при передаче персональных данных указанных лиц. Указанные заявление и документы могут быть представлены, в том числе, в форме электронного документа.

Специалист отдела приема принимает и регистрирует заявление, направленное в форме электронного документа, следующим образом:

- проверяет правильность заполнения формы заявления и комплектность представленных документов;

- осуществляет проверку на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи";

- распечатывает заявление, представленное заявителем самостоятельно;

- направляет на адрес, с которого поступили в учреждение социальной защиты заявление с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, заявителя расписку о принятии (об отказе) заявления с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка;

- регистрирует заявление, представленное заявителем самостоятельно, в журнале регистрации заявлений;

- передает заявление о назначении адресной государственной социальной поддержки специалисту отдела учреждения социальной защиты, ответственному за подготовку документов к заседанию Комиссии.

4.7. В случае наличия оснований, предусмотренных подпунктом 4.2 настоящего Порядка, заявителю отказывается в приеме документов, а факт обращения фиксируется в журнале регистрации заявлений. При этом специалист отдела приема, возвращает заявителю представленные им документы и дает ему устные разъяснения о причине отказа в приеме документов. В случае, если заявитель представил документы по почте, в электронной форме либо изъявил желание (при личном обращении, которое фиксируется на поданном им заявлении) о направлении ему разъяснений об отказе в приеме документов в письменной форме, то ему в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления с прилагаемыми к нему документами готовится соответствующее письменное уведомление с разъяснениями причины отказа в приеме представленных им документов, которое направляется заявителю по указанному в заявлении почтовому адресу либо письменное уведомление по адресу электронной почты (если заявление с прилагаемыми к нему документами предоставлены заявителем в электронной форме).

4.8. После регистрации заявления с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, специалист отдела учреждения социальной защиты, ответственный за подготовку документов к заседанию Комиссии:

- проверяет сведения, указанные заявителем в заявлении с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, по информации базы данных "Соцпомощь";

- формирует и направляет межведомственный запрос в органы государственной власти и подведомственные им учреждения, в распоряжении которых находятся документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления заявителем указанных в пункте 4 настоящего Порядка документов и сведений, которые он в соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ вправе представлять по собственной инициативе и в случае необходимости уточнения сведений указанных в представленных заявителем документах.

Межведомственный запрос направляется в течение 5 рабочих дней со дня передачи ему заявления с прилагаемыми к нему документами.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Ответ может быть получен на бумажном носителе на адрес учреждения либо на адрес электронной почты специалиста отдела учреждения социальной защиты, ответственного за подготовку документов к заседанию Комиссии, за электронной подписью должностного лица отправляющей организации. При любом способе направления ответ на бумажном носителе с отметкой о дате его поступления приобщается к документам заявителя.

После получения ответа по межведомственному запросу уполномоченный специалист отдела учреждения социальной защиты, ответственный за подготовку документов к заседанию Комиссии:

- прикрепляет полученные документы по межведомственному запросу к заявлению с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка;

- вносит информацию о заявителе, полученную по межведомственному взаимодействию в базу данных "Соцпомощь";

- проводит обследование материально-бытового положения семьи (одиноко проживающего гражданина) и составляет акт материально-бытового обследования семьи (одиноко проживающего гражданина);

- передает заявление с прилагаемыми к нему документами, ответами, полученными по межведомственному взаимодействию и акт материально-бытового обследования семьи (одиноко проживающего гражданина) в Комиссию для рассмотрения и принятия решения о назначении либо об отказе в назначении адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.".

1.4. В абзаце шестом пункта 5 Порядка слово "либо" заменить словами ", а также".

1.5. В абзаце четвертом пункта 6 Порядка слова "в военных образовательных учреждениях профессионального образования" заменить словами "в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования".

1.6. В пункте 9 настоящего Порядка:

1) в абзаце первом после слов "на основании заявления" дополнить словами "с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 4 Порядка,";

2) подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) обеспечение посещения детьми общеобразовательных организаций и других образовательных организаций;".

1.7. Пункт 11 Порядка изложить в следующей редакции:

"11. В случае установления учреждением социальной защиты факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) лишается (лишена) права на получение адресной государственной социальной поддержки на период, устанавливаемый учреждением социальной защиты, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Учреждение социальной защиты в одностороннем порядке прекращает оказание адресной государственной социальной поддержки на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Прекращение оказания адресной государственной социальной поддержки может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Денежная сумма, неправомерно полученная за весь истекший период выплаты, возмещается самим получателем либо взыскиваются в судебном порядке.".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»