В состав Подпрограммы 4 "Развитие рынка газомоторного топлива" входит региональный проект "Проведение комплекса мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива".
В настоящее время использование альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации остается незначительным. Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, одним из перспективных направлений обозначено расширение использования газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием рынка газомоторного топлива.
Конкретные шаги в данном направлении определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива" и Перечне поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N Пр-1298.
Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов в себестоимости продукции (товаров, услуг). В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.
Компримированный природный газ (далее - КПГ) является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива.
КПГ как топливо имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед сжиженным углеводородным газом (пропан-бутаном), который в последние годы получил большое распространение.
КПГ дешевле традиционного топлива и дешевле пропан-бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в 3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. КПГ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей коэффициент полезного действия (далее - КПД), не токсичен в малых концентрациях, не вызывает коррозии металлов. Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ в 3,2 раза ниже, чем у бензина, и в 2,2 раза ниже, чем у дизельного топлива.
Эксплуатационные затраты на обслуживание оборудования на КПГ ниже, чем на традиционных видах топлива. Главный минус, который можно отнести к КПГ, - неразвитость сети заправок.
Начиная с 2019 года Нижегородская область принимает участие в программе субсидирования из федерального бюджета возмещения затрат инвесторам на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры, а с 2020 года также и в программе субсидирования переоборудования транспортных средств для использования в качестве топлива природного газа.
С начала реализации программы государственной поддержки мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива в Нижегородской области в 2019 - 2022 годах осуществлено строительство 17 объектов заправки транспортных средств природным газом. Объем предоставленной субсидии за 2019 - 2022 годы из федерального и областного бюджетов составил 596 млн руб.
Таким образом, на начало 2023 года общее количество объектов заправки транспортных средств природным газом публичного доступа на территории региона составило 22 штуки, к 2027 году их количество достигнет 25 штук.
Развитие инфраструктуры способствует увеличению количества транспортных средств, приобретаемых или переоборудуемых на использование в качестве моторного топлива природного газа (метана).
В 2020 - 2022 годах в Нижегородской области с использованием меры государственной поддержки в виде софинансирования части затрат лицам, переоборудующим транспортные средства на природный газ, переоборудовано 2254 транспортных средства. Объем предоставленной субсидии из федерального и регионального бюджетов составил 143,94 млн руб. В 2022 г. между Правительством Нижегородской области и Министерством энергетики Российской Федерации и заключено соглашение на 2023 - 2025 годы о предоставлении субсидии из федерального бюджета на мероприятия по переоборудованию существующей автомобильной техники на КПГ.
Данные мероприятия будут способствовать ежегодному увеличению использования в регионе КПГ как высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, а также будут являться эффективной мерой по повышению экономической эффективности эксплуатации транспортных средств и снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, что соответствует требованиям инициативного федерального проекта "Развитие рынка природного газа как моторного топлива", включенного в качестве структурного элемента в состав обновленной государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".