В состав Подпрограммы 5 "Развитие зарядной инфраструктуры для зарядки электрического автомобильного транспорта" входит региональный проект "Стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие электрозарядной инфраструктуры".
По экспертным оценкам, российский рынок электротранспорта существенно отстает от мирового. В 2020 году парк электромобилей в Российской Федерации составлял менее 1% от общего автопарка.
Автопроизводители медленно выводят на рынок электромобили из-за недостаточной развитости зарядной инфраструктуры, а организации, вовлеченные в создание такой инфраструктуры, не хотят инвестировать без наличия на рынке достаточного предложения электромобилей.
В целях определения ключевых направлений государственной политики в сфере развития производства и использования на территории Российской Федерации электротранспортных средств распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р утверждена Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция), а также план мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Концепция будет реализована в два этапа: I этап - 2021 - 2024 годы; II этап - 2025 - 2030 годы. К концу первого этапа в Российской Федерации планируется произвести не менее 25000 электротранспортных средств и ввести в эксплуатацию не менее 9400 зарядных станций.
Развитие инфраструктуры зарядных станций для транспортных средств, работающих на экологически чистых видах энергоресурсов, является одним из приоритетных направлений в рамках решения задачи по созданию современной транспортной инфраструктуры, поставленной в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889.
Начиная с 2021 года при поддержке органов исполнительной власти Нижегородской области в регионе активно развивается направление по созданию инфраструктуры зарядных станций для обеспечения зарядки электромобилей.
Согласно данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2023 г. количество транспортных средств на электрической тяге в Нижегородской области составило 258 единиц.
В целях увеличения доступности зарядной инфраструктуры для электротранспорта и, соответственно, увеличения спроса на электромобили Нижегородская область включена в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 3835-р.
В 2022 году на территории региона с использованием мер государственной поддержки установлены 62 "быстрые" (150 кВт) зарядные станции для электромобилей в 5 муниципальных образованиях региона (г. Н.Новгород, г. Кстово, г. Арзамас, г. Дзержинск, г. Саров (на территории технопарка "Саров"). С учетом ранее установленных зарядных станций на текущий момент в Нижегородской области функционируют более 100 электрозаправочных станций, из которых быстрого типа, позволяющих зарядить электромобиль менее чем за 40 мин.
В 2023 году в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей между Правительством Нижегородской области и Министерством энергетики Российской Федерации подписано соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету Нижегородской области иного межбюджетного трансферта, которое предусматривает установку на территории региона в 2023 году 58 "быстрых" электрозарядных станций (мощность не менее 149 кВт).
Также планируется установка 5 зарядных станций в 2024 году.
В 2022 году Правительством Нижегородской области совместно с оператором зарядных станций обществом с ограниченной ответственностью "Оператор электродвижения" и крупнейшим таксопарком "Нижегородец" запущен комплексный проект по развитию в регионе автомобильного электротранспорта, включающий эксплуатацию электротакси и создание сети электрозаправочных станций для их зарядки. В рамках проекта в 2022 году приобретено 180 электрокаров Эволют (производство в г. Липецк).
Также в 2022 году Правительством Нижегородской области, администрацией города Нижнего Новгорода и обществом с ограниченной ответственностью "ВодоходЪ" проработан вопрос о реализации инвестиционного проекта по созданию в г. Нижнем Новгороде электрозарядной станции для электроснабжения речного транспорта. В целях оказания государственной поддержки проекту министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Нижнего Новгорода общим объемом бюджетных ассигнований в размере 16,1 млн рублей. У причала N 6 Нижневолжской набережной в г. Нижний Новгород установлена электрозарядная станция установленной мощностью 500 кВт, что позволило реализовать судоходство для речных судов на электротяге.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 431 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" внесены изменения в части дополнения ее Правилами предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей (далее - Правила предоставления субсидий). В целях развития зарядной инфраструктуры для электромобилей Правила предоставления субсидий предполагают предоставление субсидий на возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта, в связи с ранее осуществленными получателями средств инвестициями на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям.