ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 года № 950
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 15 марта 2011 года № 174
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года № 174 "Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2013 годы" следующие изменения:
1) в пункте 1:
слова "на 2011-2013 годы" заменить словами "на 2011-2013 годы*";
дополнить пункт сноской "*" следующего содержания:
"* в части приложения 7 "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского дом 89 г.Дзержинска" Программа действует в 2013-2016 годах";
2) дополнить пунктом 1 в следующей редакции:
"1. В части мероприятий, предусмотренных приложением 7 "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского дом 89 г.Дзержинска" к Программе, осуществлять реализацию Программы в 2013-2016 годы";
3) в Программе, утвержденной постановлением:
а) в разделе "Срок реализации Программы" паспорта Программы:
слова "2011-2013 годы" заменить словами "2011-2013 годы*";
дополнить сноской "*" следующего содержания:
"* в части приложения 7 "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского дом 89 г.Дзержинска" к Программе - 2013-2016 годы";
б) дополнить Программу приложением 7 "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского дом 89 г.Дзержинска" в редакции согласно приложению к настоящему постановлению (далее - Подпрограмма).
2. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть необходимые средства на реализацию Подпрограммы:
при подготовке проекта закона Нижегородской области о внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об областном бюджете на 2013 год";
при подготовке проекта закона Нижегородской области о внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
И.о.Губернатора В.А.Иванов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 17 декабря 2013 года № 950
"ПРИЛОЖЕНИЕ 7
к Программе модернизации здравоохранения
Нижегородской области на 2011-2013 годы
ПОДПРОГРАММА
СТРОИТЕЛЬСТВА И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
В 2013-2016 ГОДЫ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ЦЕНТРА НА 150 КОЕК
ПО ПРОСПЕКТУ ЦИОЛКОВСКОГО ДОМ 89 Г.ДЗЕРЖИНСКА
(далее - Подпрограмма)
1. Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы | Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по проспекту Циолковского д.89 г.Дзержинска | |||
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации | Министерство здравоохранения Нижегородской области | |||
Основание для разработки Подпрограммы | ||||
Срок реализации Подпрограммы | 2013-2016 годы | |||
Объемы и источники финансирования Подпрограммы | Наименование задачи | ВСЕГО (тыс. руб.) | в т.ч. средства | |
ФФОМС | Консолиди- рованного бюджета субъекта РФ (тыс. руб.) | |||
2013 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 678 333,0 | 582 608,0 | 95 725,0 | |
2014 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 87 573,0 | 0 | 87 573,0 | |
2015 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 0 | 0 | 0 | |
2016 год | ||||
Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений | 0 | 0 | 0 |
2. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
2.1. Характеристика акушерского коечного фонда
Акушерский коечный фонд в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2014 года представлен в таблице.
Характеристика учреждений родовспоможения
Вид ЛПУ | Количество учреждений (по состоянию на 01.01.2014) | Количество коек (по состоянию на 01.01.2014) |
ЛПУ 1 группы (до 500 родов в год) | 33 | 364 |
ЛПУ 2 группы (>500 родов в год) | 20 | 1051 |
ЛПУ 3 группы | 0 | 0 |
Динамика структуры коечного фонда учреждений родовспоможения представлена в таблице (кол-во коек/функция).
№ | Наименование профиля коек | 2010 год | 2012 год | Расчетный норматив | План на 2015 год |
1. | Для беременных и рожениц | 829 | 783 | 720 | 730 |
2. | Патология беременных | 685 | 632 | 606 | 610 |
3. | Койки сестринского ухода для беременных | 0 | 29 | - | 175 |
4. | Койки патологии новорожденных | 214 (359,0) | 266 | 220 | 280 |
в том числе, в учреждениях родовспоможения | 0 | 10 | 42 | ||
5. | Койки реанимации новорожденных | 90 | 111 | 156 | 156 |
в том числе, в учреждениях родовспоможения | 69 | 76 | 91 |
*С учетом повышения рождаемости
К 2016 году планируется перепрофилирование 53 коек для беременных и рожениц в учреждениях 1 группы в койки патологии беременных и развертывание 30 коек сестринского ухода при межрайонных перинатальных центрах.
2.2. Система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным.
В настоящее время медицинская помощь при родовспоможении в Нижегородской области осуществляется в 3 этапа:
1 этап: в муниципальных образованиях доврачебная помощь беременной женщине оказывается в ФАП, врачебная помощь - в акушерско-гинекологическом кабинете (отделении) ЦРБ и кабинете врача общей практики; роды при низкой степени перинатального риска принимаются в акушерском отделении ЦРБ. В городских округах женщина наблюдается в женской консультации; при любой степени перинатального риска женщина поступает в городской родильный дом по месту жительства. Всего учреждений родовспоможения 1 группы в регионе по состоянию на 1 января 2014 года - 33. В восьми районах области с целью обеспечения доступности медицинской помощи акушерские койки перепрофилированы в койки сестринского ухода для беременных и рожениц.
За период 2010-2012 годов в маломощных акушерских стационарах с учетом низкого числа родов, плеча доставки до межрайонного перинатального центра не более 1 часа 29 коек для беременных и рожениц в 8 учреждениях перепрофилированы в койки сестринского ухода за беременными, 17 коек в двух учреждениях сокращены.
В период 2013-2014 годов будет продолжена централизация данного вида помощи путём сокращения коек для беременных и рожениц в 16 маломощных акушерских отделениях с низкой функцией акушерской койки (менее 200,0), количеством родов менее 200 в год, с одновременным увеличением мощности перинатальных центров.
2 этап: в муниципальных образованиях беременные женщины средней степени перинатального риска родоразрешаются в межрайонных перинатальных центрах. В регионе функционирует 10 межрайонных перинатальных центров на функциональной основе. Всего по состоянию на 1 января 2014 года развернуто в межрайонных перинатальных центрах 602 койки для беременных и рожениц (76,8% от общего числа коек данного профиля) и 450 коек патологии беременности (71%).
В 2014 году планируется создать дополнительно два межрайонных перинатальных центра на базе акушерских отделений ГБУЗ НО "Семеновская центральная районная больница" и ГБУЗ НО "Починковская центральная районная больница" суммарной мощностью 37 коек.
3 этап: беременные женщины высокой степени перинатального риска направляются в акушерское отделение на 200 коек, при многопрофильной больнице ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40 Автозаводского района г.Нижний Новгород", выполняющее роль учреждения 3 группы. В настоящее время учреждение относится ко второй группе учреждений родовспоможения. Здание акушерского корпуса 1986 года постройки, в настоящее время по набору помещений и площадей не соответствует рекомендуемой структуре регионального перинатального центра.
Этапнось оказания медицинской помощи новорожденным:
1 этап - первичная медицинская помощь оказывается в родильном доме по месту жительства;
2 этап - госпитализация детей в муниципальных образованиях осуществляется в детские отделения ЦРБ, в городских округах - в детские больницы и профильные детские отделения;
3 этап - в тяжелых случаях неонатальная бригада санитарной авиации транспортирует ребенка в отделение реанимации новорожденных ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница" или ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница № 1 Приокского района г.Нижнего Новгорода".
К 2015 году планируется ввести в эксплуатацию Дзержинский перинатальный центр на 150 коек (далее - Центр), являющийся по проекту учреждением родовспоможения третьей группы.
Всего в Нижегородской области в учреждениях родовспоможения 1 группы в 2012 году зарегистрировано 6576 родов, что составляет 17,4% от общего их числа, в учреждениях второго уровня - 25823 (68,4%), в акушерском отделении ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40" 5376 родов (14,2%).
В настоящее время в регионе отсутствует акушерский стационар 3 группы. Функцию учреждения 3 группы выполняет акушерское отделение при многопрофильной больнице ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40 Автозаводского района г.Нижний Новгород" мощностью 200 коек.
2.3. Показатели деятельности службы родовспоможения.
Реализация мероприятий в рамках национального приоритетного проекта "Здоровья", Концепции демографического развития, модернизации здравоохранения привели к положительным демографическим изменениям. Однако, по итогам 2012 года показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми, что хуже целевого показателя на 4,8% и на 23,9% выше, чем в 2011 году (7,1).
Из 341 умершего ребенка первого года жизни 34% (116 детей) - дети с низкой и экстремально низкой массой тела. Выживаемость детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела (весом до 1500,0) составила 69%. Более чем в 80% случаев новорожденные дети умирали в учреждениях родовспоможения 2 уровня (межрайонных перинатальных центрах). Учреждение родовспоможения третьей группы, которое должно обеспечивать организацию всей профильной помощи в области, являясь головным учреждением родовспоможения, в настоящее время в Нижегородском регионе отсутствует.
В связи с этим, остается ряд нерешенных вопросов, как по организации медицинской помощи, так и по методикам и качеству лечения пациентов, а именно:
- оказание экстренной реанимационно-консультативной помощи женщинам и новорожденным децентрализовано и представлено выездными реанимационными бригадами (акушерскими реанимационными и неонатальными), располагающимися на базе различных учреждений (ГКУЗ "Нижегородский центр медицины катастроф", ГБУЗ НО "Областная клиническая больница им.Н.А.Семашко", ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница");
- имеется дефицит коек реанимации новорожденных в специализированных стационарах. Перевод глубоко недоношенного из отделения реанимации межрайонного перинатального центра на второй этап выхаживания требует дополнительной транспортировки, что зачастую ухудшает состояние ребенка;
- показатель мертворожденности остается высоким и не имеет тенденции к снижению;
- отсутствует учреждение родовспоможения, осуществляющее организационно-методическую помощь учреждениям первой и второй группы.
Акушерский коечный фонд в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2014 года представлен в таблице.
Показатели деятельности службы родовспоможения представлены в таблице.
Показатель | |||
2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) | 8,0 | 7,0 | 8,8 |
в том числе неонатальная | 4,9 | 4,3 | 6,2 |
- ранняя неонатальная | 3,7 | 3,1 | 4,2 |
- поздняя неонатальная | 1,2 | 1,3 | 2,0 |
постнеонатальная | 3,0 | 2,6 | 2,7 |
перинатальная | 9,3 | 9,2 | 11,4 |
мертворожденность | 5,6 | 6,0 | 7,8 |
Материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми) | 24,8 | 16,4 | 10,3 |
Рождаемость (на 1000 населения) | 11,0 | 11,0 | 11,9 |