ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 июня 2023 года N 237-р


О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Карелия от 20 августа 2015 года N 290-р


Внести в распоряжение Главы Республики Карелия от 20 августа 2015 года N 290-р (Собрание законодательства Республики Карелия, 2015, N 8, ст. 1519; 2016, N 6, ст. 1234) следующие изменения:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Республики Карелия до 2030 года.";

2) пункт 2 признать утратившим силу;

3) Инвестиционную стратегию Республики Карелия на период до 2025 года, утвержденную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:


"Утверждена
распоряжением
Главы Республики Карелия
от 20 августа 2015 года N 290-р


Инвестиционная стратегия Республики Карелия до 2030 года


1. Общие положения


Инвестиционная стратегия Республики Карелия на период до 2030 года (далее - Стратегия) является документом, определяющим долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности исполнительных органов Республики Карелия по созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Карелия.

Стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы реализации инвестиционной политики в регионе.

Стратегия разработана с учетом приоритетных направлений, стратегических целей, основных задач и ключевых мероприятий, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П.

Стратегия разработана в целях:

создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Карелия, формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной привлекательности республики и увеличению притока инвестиций в региональную экономику;

содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Для достижения данных целей в Стратегии определены:

текущие конкурентные позиции Республики Карелия как территории для инвестиций;

оценка факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Республики Карелия, оценка экономического и инвестиционного потенциала региона;

стратегическая цель и стратегические задачи инвестиционной политики региона;

приоритетные (перспективные) секторы развития;

базовые инструменты и механизмы реализации Стратегии;

система показателей достижения цели и решения задач Стратегии.

2. Текущее состояние мировой и российской экономики


После активного восстановительного роста в 2021 году мировая экономика перешла к замедлению. Снижение темпов глобального роста и ужесточение финансовых условий на мировых рынках во многом происходит из-за резкого повышения цен на продовольствие и энергоносители, на фоне чего крупнейшие развитые страны вынуждены сворачивать стимулирующие меры бюджетной политики и переходить к ужесточению денежно-кредитной политики. По оценке Международного валютного фонда, рост мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в 2022 году составил 3,2% после увеличения на 6,1% в 2021 году.

Несмотря на то, что в декабре 2021 года в ряде стран были зафиксированы рекордные значения инфляции, ее рост в 2022 году продолжился. Так, в США самая высокая инфляция за 40 лет - 7,7% годовых. В странах еврозоны она составляет 10%, в Турции инфляция достигла 84%.

В этих условиях центральные банки крупнейших стран начиная с марта 2022 года перешли к активному ужесточению денежно-кредитной политики за счет как сокращения размера баланса, так и повышения процентных ставок.

В начале 2022 года в российской экономике сохранялись позитивные тенденции второй половины 2021 года. Прирост ВВП по итогам I квартала 2022 года составил 3,5% в сравнении с I кварталом 2021 года. Положительные тенденции наблюдались как в производственном, так и в потребительском сегментах.

Вместе с тем с конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора.

На первом этапе после введения санкционных ограничений Банком России и Правительством Российской Федерации был оперативно реализован комплекс первоочередных мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, включавший в себя решения в области ключевой ставки, приостановки торгов в фондовой секции Московской биржи, а также введения ограничений на движение капитала и обязательной продажи валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке.

В дополнение к оперативным мерам Банка России Правительством Российской Федерации принимались меры, направленные на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке. В этой связи реализуется принятый Правительством Российской Федерации план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План). Основными целями Плана стали обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны; поддержание бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек; обеспечение предприятий оборотными средствами; сохранение занятости. План включает также и меры, направленные на снижение издержек производителей и обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке.

Благодаря указанным мерам удалось сохранить устойчивость финансового и валютного рынков, не допустить дестабилизации банковской системы и резкого сжатия экономики, что позволило перейти к постепенному ослаблению ограничений, реализованных непосредственно после введения санкций.

Экономика продемонстрировала устойчивость: сокращение ВВП по итогам 2022 года оказалось меньше прогнозируемого осенью - 2,1%.

Данные по инвестициям в основной капитал за 2022 год также оказались значительно лучше ожиданий. Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций за 2022 год выросли на 4,6% в сравнении с 2021 годом в реальном выражении.

Несмотря на сокращение производственной активности, ситуация на рынке труда остается стабильной: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) находится на исторических минимумах (3,9% от рабочей силы за год).

На фоне ослабления рубля и повышенного спроса населения на ряд товаров, наблюдаемого с конца февраля 2022 года, уровень инфляции по итогам 2022 года увеличился и составил в декабре 2022 года 11,94% по отношению к декабрю 2021 года.

3. Итоги реализации Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года


Целью реализации Инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года (далее - Стратегия до 2025 года) являлось достижение роста объема инвестиций в 2025 году в 2 раза к уровню 2013 года.

Для достижения цели в Стратегии до 2025 года были определены следующие задачи, решение которых необходимо было обеспечить:

создание условий для улучшения инвестиционного климата (устранение административных барьеров, повышение эффективности системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов);

обеспечение развития приоритетных (базовых и инновационных) отраслей экономики;

обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства;

обеспечение создания зон территориального развития, индустриальных парков, территорий опережающего развития, новых инфраструктурно обустроенных промышленных площадок;

увеличение объема бюджетных средств, направляемых на развитие экономики, в том числе за счет развития системы привлечения федерального финансирования;

обеспечение развития системы государственно-частного партнерства;

повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований, в том числе монопрофильных муниципальных образований;

содействие развитию кадрового потенциала.

Фактический объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия за 2022 год составил 95,6 млрд. руб., что в действующих ценах в 2,8 раза, в сопоставимых ценах в 1,7 раза выше уровня 2013 года.

Динамика фактических значений показателя "инвестиции в основной капитал" по полному кругу организаций в Республике Карелия за 2013-2022 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1


Динамика фактических значений показателя
"инвестиции в основной капитал" по полному кругу
организаций в Республике Карелия за 2013-2022 годы

Наименование показателя

Единица измерения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия <1>

млрд. руб.

34,2

33,4

32,7

35,3

41,6

48,1

48,3

55,6

78,7

95,6

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия <1>

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

93,5

92,9

91,7

109,5

110,8

117,3

93,8

106,4

134,8

103,7

Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия

% к предыдущему году

107,8

105,1

106,9

98,6

106,2

98,7

106,9

108,3

105,0

117,1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в Республике Карелия

% к 2013 году в сопоставимых ценах

100,0

92,9

85,2

93,3

103,4

121,2

113,7

121,0

163,1

169,2


--------------------------------

<1> Ежегодный статистический бюллетень "Инвестиционная деятельность в Республике Карелия", 2013-2022 гг., Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия.

Для осуществления оценки уровня достижения целей Стратегии до 2025 года, определения факторов, влияющих на принятие управленческих решений по инвестированию в развитие предприятий, проблем, с которыми сталкиваются предприятия при реализации инвестиционных проектов, а также оценки эффективности мер государственной поддержки инвесторов было проведено исследование методом глубинного интервью с руководителями предприятий, реализующих крупные инвестиционные проекты на территории Республики Карелия.

Респондентами глубинных интервью выступили руководители 29 компаний, являющиеся лицами, принимающими решения по вопросам инвестиционного развития и обладающими компетенциями в области стратегического управления.

Период проведения исследования: август-сентябрь 2022 года.

Основные выводы по исследованию:

Согласно Стратегии до 2025 года привлечение инвестиций выделено в качестве основного приоритета экономической политики. В рамках глубинного интервью респондентам задавался вопрос относительно уровня достижения поставленных Стратегией до 2025 года задач.

Распределение ответов представлено на рисунке 1.

Наиболее высокий уровень достижения поставленных задач выявлен по задаче "увеличение объема бюджетных средств, направляемых на развитие экономики, в том числе за счет развития системы привлечения федерального финансирования", составляющий 75%. Также достаточно высоко оценены такие направления, как "Создание условий для улучшения инвестиционного климата" (74%), "Обеспечение поддержки малого и среднего предпринимательства" (73%), "Повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований, в том числе монопрофильных муниципальных образований" (69,44%).

В то же время довольно острая проблема для многих карельских предприятий по развитию кадрового потенциала решена недостаточно (55%), а следовательно, требует особого внимания в будущие периоды.



Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос по достижению Стратегией до 2025 года поставленных задач по шкале от 0 до 100%.

Важным аспектом инвестиционной деятельности организаций является принятие решения об инвестировании и выбор места реализации будущего проекта. Для анализа влияющих факторов респондентам был задан вопрос "Что в большей степени повлияло на Ваше решение инвестировать в развитие предприятия на территории Республики Карелия. Оцените по шкале от 1 до 10 (10 - сильно повлияло, 1 - слабо, совсем не повлияло)".

Распределение ответов представлено на рисунке 2.



Рисунок 2. Оценка степени влияния факторов на принятие управленческих решений относительно реализации инвестиционных проектов на территории Республики Карелия, баллы.

Наиболее важными факторами при принятии управленческих решений по инвестированию в новый проект на территории Республики Карелия является наличие земельного участка (8,6 балла), наличие производственной площадки с инфраструктурой (8,4 балла), транспортная доступность (7,9 балла) и наличие сырья для производства (7,2 балла). Остальные факторы в наименьшей степени оказывают влияние на инвестиционные решения.

Среди трудностей, с которыми столкнулись предприятия при реализации инвестиционных проектов, были выявлены:

нестабильность экономической конъюнктуры рынка, выражающаяся в сильном изменении цен, а следовательно, в постоянном, иногда кратном, изменении сметной стоимости инвестиционного проекта;

отсутствие трудовых ресурсов нужной квалификации.

Тем не менее несмотря на возникающие сложности, более 80% респондентов отметили, что они носят временный характер и не приводят, как правило, к полному отказу от инвестиционных вложений в новые инвестиционные проекты.

Важным параметром стимулирования предприятий к более активной инвестиционной деятельности являются меры государственной поддержки бизнеса при реализации инвестиционных проектов. С целью оценки эффективности мер региональной поддержки инвестиционной деятельности респондентам был задан вопрос "Какими региональными мерами поддержки Вы воспользовались при реализации инвестиционного проекта на территории Республики Карелия? Оцените эффективность, с Вашей точки зрения, региональных мер поддержки инвестиционной деятельности". Оценка производилась по пятибалльной шкале от 1 балла - мера неэффективна, до 5 баллов - эффективность высокая.

Распределение ответов представлено на рисунке 3.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»