(с изменениями на 16 февраля 2024 года)
(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.07.2019 N 1958 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Петрозаводского городского округа на долгосрочный период" Администрация Петрозаводского городского округа постановляет:
1. Утвердить бюджетный прогноз Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
- постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 19.02.2021 N 350 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 20.02.2020 N 408";
- постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 18.02.2022 N 356 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 20.02.2020 N 408".
3. Комитету финансов Администрации Петрозаводского городского округа (Е.В. Логинова):
3.1. Направить в течение 10 дней со дня издания настоящего постановления в Министерство экономического развития Российской Федерации уведомление об утверждении (одобрении) документа стратегического планирования через государственную автоматизированную информационную систему "Управление".
3.2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа в разделе "Бюджет. О бюджете. Бюджетный прогноз".
4. Информационно-аналитическому управлению аппарата Администрации Петрозаводского городского округа (А.А. Сильченко) опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном средстве массовой информации, являющемся источником официального опубликования муниципальных правовых актов.
Глава Петрозаводского
городского округа
В.К.ЛЮБАРСКИЙ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА
(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)
Бюджетный прогноз Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в Петрозаводском городском округе, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 24.09.2009 N 26/33-655, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Петрозаводского городского округа на долгосрочный период, утвержденным постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.07.2019 N 1958, на основе прогноза социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на долгосрочный период до 2028 года, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 19.12.2022 N 4131.
Администрацией Петрозаводского городского округа на протяжении ряда последних лет реализуется комплекс мероприятий, позволяющих сохранять социальную и экономическую стабильность Петрозаводского городского округа, обеспечивать сбалансированность и устойчивость бюджета Петрозаводского городского округа.
Динамика основных параметров исполнения бюджета
Петрозаводского городского округа за 2020-2022 годы,
млн. руб.
2020 год | 2021 год | 2022 год | |
Доходы - всего, в т.ч.: | 8 869,5 | 9 772,7 | 10 984,8 |
- налоговые и неналоговые доходы | 2 588,0 | 2 637,1 | 2 956,2 |
- безвозмездные поступления | 6 281,5 | 7 135,6 | 8 028,5 |
Расходы | 8 781,8 | 9 809,8 | 10 907,4 |
Дефицит (-) / профицит (+) | 87,7 | -37,1 | 77,3 |
Муниципальный долг | 2 160,0 | 2 188,2 | 2 130,0 |
Периоды 2020-2021 годов характеризуются сложной ситуацией в доходной части бюджета Петрозаводского городского округа:
- 2020 год - ухудшение экономической ситуации на фоне распространения новой коронавирусной инфекции и принятие комплекса дополнительных мер, направленных на экономическую поддержку организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от введенных мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции; внесение с 01.01.2020 изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части перераспределения зачисления административных штрафов в бюджеты различных уровней. Ситуация с поступлением налоговых и неналоговых доходов начинает стабилизироваться только в III квартале, сохраняя при этом отрицательную динамику к аналогичному уровню 2019 года до декабря 2020 года. По итогам года достигнут рост налоговых и неналоговых доходов бюджета Петрозаводского городского округа по отношению к 2019 году на 1,9 процента, или 47,1 млн. руб.;
- 2021 год - прекращение с 01.01.2021 действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и выбор налогоплательщиками для продолжения деятельности других налоговых режимов, в том числе налог по которым не поступает в бюджет Петрозаводского городского округа; формирование системы пересмотра в сторону снижения кадастровой стоимости земельных участков (данная ситуация характерна для 30 процентов плательщиков земельного налога с организаций из числа крупнейших) и прекращение добровольной уплаты земельного налога отдельными гаражно-строительными кооперативами вследствие изменения налогового законодательства в части отмены обязанности представлять налоговые декларации по земельному налогу с организаций.
В этой связи Администрацией Петрозаводского городского округа неоднократно поднимался вопрос о передаче бюджету (местным бюджетам) норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Законом Республики Карелия от 15.12.2021 N 2656-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на налоговый период 2022-2024 годов установлен дифференцированный норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 2,30 процента.
В отношении неналоговых доходов сохраняется проблематика взыскания просроченной дебиторской задолженности, отсутствие у Администрации Петрозаводского городского округа рычагов воздействия на должников, аналогичных рычагам, имеющимся у налоговых органов; уменьшение количества состоявшихся аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ввиду проведения основного объема аукционов до 01.01.2021; окончательное исполнение покупателями обязательств по оплате приобретенного имущества по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ); низкая коммерческая привлекательность оставшихся к реализации объектов муниципального имущества; снижение к 2022 году возможной к взысканию задолженности по административным штрафам, образовавшейся до 01.01.2020.
(в ред. Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.02.2024 N 433)
Ориентир на поддержку инвестиционных и инновационных проектов на территории Петрозаводского городского округа, создание условий для ведения предпринимательской деятельности, содействие занятости населения явилось основой для роста доходной базы бюджета Петрозаводского городского округа: общее количество новых и модернизированных рабочих мест по итогам 2021 года составило 871 ед. (819 новых и 52 модернизированных), 2022 года - 982 ед. (864 новых и 118 модернизированных).
Также в целях повышения эффективности администрирования доходов на постоянной основе осуществляют деятельность комиссия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов и комиссия по мобилизации и обеспечению поступления арендных платежей в бюджет Петрозаводского городского округа, применяются меры по списанию невозможной к взысканию задолженности и по работе с задолженностью в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации (ведение претензионно-исковой работы по вопросу принудительного взыскания задолженности, расторжение договоров, также использованы такие механизмы, как размещение на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа информации о долгах арендаторов, последствиях неуплаты арендной платы).
На фоне принятых мер поддержки бизнеса на разных уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в 2020-2022 годах не принимались решения по индексации ставок по сдаваемому в аренду муниципальному имуществу.
С целью стимулирования создания среды для стабильного функционирования предпринимательской деятельности и, в свою очередь, перспективного роста доходов бюджета Петрозаводского городского округа предоставлена (с учетом средств бюджета Республики Карелия) финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход": в 2021 году - по четырнадцати направлениям в сумме 113,3 млн. руб. 442 хозяйствующим субъектам, в 2022 году - по тринадцати направлениям в сумме 209,4 млн. руб. 972 хозяйствующим субъектам; с 01.01.2022 введена налоговая поддержка в виде освобождения от уплаты земельного налога организаций, являющихся стороной соглашения о реализации проекта по созданию и развитию индустриального (промышленного) парка или промышленного технопарка, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Республике Карелия или Петрозаводскому городскому округу.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Петрозаводского городского округа сформированы в основном за счет налоговых доходов, доля которых от общей суммы налоговых и неналоговых доходов в 2020 году составила 81,9 процента, в 2021 году - 83,4 процента, в 2022 году - 86,6 процента.
Темп роста налоговых и неналоговых доходов по итогам 2021 года по отношению к 2020 году, при существенном объеме выпадающих доходов бюджета в связи с отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сохранен на уровне 1,9 процента, при этом темп роста налоговых доходов составил 3,8 процента. Потери единого налога на вмененный доход - 115,5 млн. руб. к 2020 году и 159,3 млн. руб. к 2019 году - полностью перекрыты поступлением других доходных источников.
Рост налоговых доходов в 2021 году достигнут, в первую очередь, увеличением поступления налога на доходы физических лиц на 8,1 процента, налога на имущество физических лиц в 1,8 раза - в связи с увеличением налогооблагаемой базы; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - в 2,6 раза в связи с переходом части налогоплательщиков на данную систему налогообложения с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Поступление неналоговых доходов нестабильно, их положительная динамика часто зависит от разовых крупных платежей в бюджет Петрозаводского городского округа. В 2021 году по сравнению с 2020 годом наблюдалось снижение поступлений неналоговых доходов на 6,8 процента, в первую очередь, в связи со снижением поступления штрафных санкций, доходов о реализации имущества и платы, поступающей в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Рост неналоговых доходов в 2021 году к уровню 2020 года сложился по: доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, в 1,6 раза - исходя из итогов работы муниципальных унитарных предприятий за 2020 год; доходам от аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 4,0 процента, что обусловлено перерасчетом арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, и перечислением авансовых платежей за 2022 год по договорам аренды земельных участков в декабре 2021 года; прочим неналоговым доходам (без учета невыясненных поступлений) в 2,1 раза, что обусловлено поступлениями восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в связи со строительством, реконструкцией объектов.
2022 год характеризуется увеличением темпа роста налоговых и неналоговых доходов к уровню 2021 года на 12,1 процента, при этом налоговые доходы поступили с ростом на 16,4 процента, неналоговые доходы - со снижением на 9,3 процента.
Положительными моментами в поступлении налоговых и неналоговых доходов в 2022 году по сравнению с 2021 годом явилось поступление: налога на доходы физических лиц - на 13,6 процента, что связано с увеличением налогооблагаемой базы, в том числе в рамках выполнения принятых на федеральном уровне решений о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы; единого сельскохозяйственного налога - в 2,6 раза ввиду положительных итогов работы основного налогоплательщика как за 2021 год, так и за первое полугодие 2022 года; акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации - в 1,2 раза в связи с ростом налогооблагаемой базы; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения - на 3,6 процента в связи с ростом количественных показателей; налога на имущество физических лиц - в 1,3 раза в связи с ростом налогооблагаемой базы и увеличением с 01.01.2021 налоговой ставки в отношении отдельных объектов налогообложения; государственной пошлины - на 6,7 процента; доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - на 1,8 процента в связи с поступлением разовой суммы платы за право заключения договора о комплексном развитии территории; доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами - на 14,7 процента по итогам работы муниципальных унитарных предприятий за 2021 год.
Поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составило 54,8 млн. руб.
Неблагоприятное влияние оказало поступление следующих основных источников: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов; доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских округов; прочих поступлений от использования имущества, находящегося в собственности городских округов; доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходов от реализации, приватизации имущества, находящегося в собственности городских округов (совокупно); доходов от продажи земельных участков; штрафов, санкций, возмещения ущерба; прочих неналоговых доходов, что, в целом, обусловлено отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, нарушением платежной дисциплины отдельными контрагентами, поступлением в 2021 году средств по результатам произведенных перерасчетов арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, и возвратом в 2022 году переплаты по договорам аренды АО "ПКС-Водоканал", снижением количества договоров аренды муниципального имущества, окончательным исполнением покупателями обязательств по оплате приобретенного имущества по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, низкой коммерческой привлекательностью оставшихся к реализации объектов муниципального имущества, поступлением в 2022 году крупной разовой суммы по исполнительному листу в возмещение убытков в меньшем объеме, чем в 2021 году, уточнением администраторами ошибочных поступлений от УФССП России по Республике Карелия и возвратами по исполнительным листам сумм уплаченных штрафов по муниципальным контрактам, крупными поступлениями восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений в 2021 году в связи с реконструкцией и строительством дорог.