Описание создаваемых центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Республике Карелия в рамках национального проекта "Образование"
I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в рамках национального проекта "Образование", в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов
В целях обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования необходимо внедрить на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися как базовых, так и сложных навыков и умений, в том числе цифровых, повысить их мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновить материально-техническую базу для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков.
Мероприятие по созданию материально-технической базы для реализации основных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в рамках национального проекта "Образование" (далее - Центры, Мероприятие) направлено на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению "Образование". Мероприятие решает задачи создания материально-технических, кадровых, учебно-методических условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, условий для организации внеурочной деятельности; внедрения на уровнях основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".
Паспорт регионального проекта "Современная школа" одобрен решением регионального проектного офиса от 13 декабря 2018 года и утвержден на заседании Проектного комитета 14 декабря 2018 года.
Основой реализации Мероприятия является создание Центров, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и в малых городах. Центры будут способствовать формированию современных компетенций и навыков у детей, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", другим предметным областям, а также внеурочной деятельности и в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
В государственной программе Республики Карелия "Развитие образования" на 2014-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П, определена цель - повышение качества и доступности образования.
Актуальными остаются проблемы обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся. В этой связи особого внимания требуют общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности и в малых городах в Республике Карелия. В Республике Карелия в сельской местности и в малых городах расположены 163 (78,7%) из 207 общеобразовательных организаций, 30909 (44,0%) из 70312 обучающихся обучаются в них.
В рамках реализации мероприятия будут решены задачи обновления содержания и создания необходимых инфраструктурных условий.
Ожидаются следующие результаты:
обновлена материально-техническая база для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в 30 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в Республике Карелия (перечень малых городов в соответствии с "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89"; отнесение населенных пунктов к группе "Малые города" с численностью населения до 50 тысяч человек);
создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, по созданию Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
Таблица индикаторов/показателей, предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра, зонирование и дизайн-проект, штатное расписание, предполагаемая сеть общеобразовательных организаций в Республике Карелия, на базе которых планируется создание Центров, приведены в приложении к описанию создаваемых центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в Республике Карелия в рамках национального проекта "Образование".
II. Информация о повышении квалификации педагогических работников по учебным предметам технология, информатика, основы безопасности жизнедеятельности
Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Карелия "Карельский институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования") реализуются образовательные программы дополнительного профессионального образования для учителей учебных предметов технология, информатика, основы безопасности жизнедеятельности: "Актуальные проблемы преподавания информатики в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта", "Итоговая аттестация обучающихся по информатике и информационно-коммуникационной технологии", "Современные подходы к преподаванию предмета "Технология" в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт", "Актуальные проблемы преподавания школьного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта", "Современные подходы к преподаванию предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта", "Образовательный геокешинг как эффективная технология в преподавании предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях федерального государственного образовательного стандарта".
Все образовательные программы повышения квалификации носят практико-ориентированный характер.
С июня 2016 года по июнь 2019 года 459 педагогических работников учебных предметов технология, информатика, основы безопасности жизнедеятельности получили удостоверения о повышении квалификации.
В общеобразовательных организациях, где будут организованы Центры, работают 60 учителей учебных предметов технология, 33 преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, 41 учитель учебного предмета информатика, 43 педагога дополнительного образования.
Данные учителя повысили свою квалификацию за последние три года в ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования", в организациях дополнительного профессионального образования в г. Москве, г. Иркутске, г. Липецке.
III. Опыт выполнения в Республике Карелия масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов по тематике развития образования за 2017-2019 годы
N п/п | Наименование проекта/мероприятия | Статус проекта/мероприятия (общероссийский, межрегиональный) | Количество участников, в том числе из других регионов | Объем финансирования и источник финансирования проекта/мероприятия | Основные результаты | Практическое применение результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся и распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей) | общероссийский | реализация мероприятия во всех 18 муниципальных образованиях в Республике Карелия | субсидия из федерального бюджета в размере 3 053,0 тыс. рублей, софинансирование за счет средств бюджета Республики Карелия - 1 073,0 тыс. рублей | организована система повышения квалификации педагогических работников и специалистов образовательных организаций в Республике Карелия (на базе стажировочной площадки разработаны и реализуются 4 учебные программы, 8 учебных модулей; проводится индивидуальная стажировка и консультирование педагогических работников и специалистов образовательных организаций как на базе стажировочной площадки, так и обучение на рабочем месте) | разработана и внедрена модель системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в образовательном пространстве Республики Карелия |
2. | Распространение на всей территории Российской Федерации моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся | общероссийский | реализация мероприятия во всех 18 муниципальных образованиях в Республике Карелия | субсидия из федерального бюджета в размере 1400,00 тыс. рублей, софинансирование за счет средств бюджета Республики Карелия - 550,00 тыс. рублей | доля обучающихся общеобразовательных организаций, охваченных мониторингом здоровья, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций, - 74%; количество образовательных организаций, оснащенных современным технологическим здоровьесберегающим оборудованием (автоматизированная система скринирующего мониторинга), - 5; | разработаны обучающие программы дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих работников общего образования и подготовки тьюторов по сопровождению мероприятий, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Ежегодно проводится республиканский конкурс "Образование для здоровья, здоровье для образования" |
3. | Реализация мероприятий по созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся | общероссийский | реализация мероприятия в г. Петрозаводске | субсидия из федерального бюджета в размере 57 122,2 тыс. рублей, софинансирование за счет средств бюджета Республики Карелия - 24 480,94 тыс. рублей | в детском технопарке Кванториуме "Сампо" прошли обучение 800 детей по 7 направлениям; | разработаны дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной и технической направленностей, ориентированные на обучение по проектному формату; со своими проектами дети участвуют в конкурсах и мероприятиях различного уровня и становятся призерами и победителями как регионального, так и межрегионального и федерального масштаба; подписаны партнерские соглашения о сотрудничестве с промышленными предприятиями, научными и иными организациями в Республике Карелия |
4. | Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов | общероссийский | реализация мероприятия во всех 18 муниципальных образованиях в Республике Карелия | субсидия из федерального бюджета составила в 2017 году 638,1 тыс. рублей, софинансирование за счет средств бюджета Республики Карелия - 273,6 тыс. рублей; | реализация мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в субъектах Российской Федерации | увеличилось количество школ, улучшивших свои результаты; во всех муниципальных образованиях в Республике Карелия разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве муниципальных систем общего образования |
5. | Создание в субъекте Российской Федерации базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации | общероссийский | реализация мероприятия в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Карелия | субсидия из федерального бюджета в размере 8153,6 тыс. рублей, софинансирование за счет средств бюджета Республики Карелия - 520,5 тыс. рублей | в Республике Карелия создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов | доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования в 2019 году (по отношению к предыдущему году), - 105%; |
Приложение к описанию создаваемых центров
образования цифрового и гуманитарного
профилей "Точка роста"
в Республике Карелия в рамках
национального проекта "Образование"
Таблица индикаторов/показателей <*>
N п/п | Наименование индикатора/показателя | Минимальное значение, начиная с 2020 года | Значение Республики Карелия (ежегодно, не менее установленного минимального значения) <**> |
1. | Численность детей, обучающихся по предметной области "Технология" на базе Центров (человек) | 2500 | 2500 |
2. | Численность детей, обучающихся по предметной области "Основы безопасности жизнедеятельности" на базе Центров (человек) | 1500 | 1500 |
3. | Численность детей, обучающихся по предметной области "Информатика" на базе Центров (человек) | 2100 | 2100 |
4. | Численность детей, охваченных дополнительными общеразвивающими программами на базе Центров | 330 | 330 |
5. | Численность детей, занимающихся шахматами на постоянной основе, на базе Центров (человек) | 200 | 200 |
6. | Численность человек, ежемесячно использующих инфраструктуру Центров для дистанционного образования (человек) | 1000 | 1000 |
7. | Численность человек, ежемесячно вовлеченных в программу социально-культурных компетенций (человек) | 1000 | 1000 |
8. | Количество проведенных на площадке Центров социокультурных мероприятий | 50 | 50 |