ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2018 года N 621-VI ЗС


О Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года



Рассмотрев представленную Главой Республики Карелия Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года, Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
     Законодательного Собрания
      Республики Карелия Э.В. Шандалович



г. Петрозаводск          

19 апреля 2018 года     

N 621-VI ЗС


Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на периоддо 2022 года "КАРЕЛИЯ -ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ"

Оглавление

     

1.1. Республика Карелия: краткая экономико-географическая справка

1.2. Особенности, тенденции и проблемы социально-экономического развития Республики Карелия в 2013-2016 гг.

2. Потенциал, ограничения и возможности социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

3. Этапы и сценарии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

4. Цели и ключевые задачи социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

5. Стратегические направления социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года

5.1. Повышение качества и доступности инфраструктуры

5.1.1. Развитие автодорожной сети и придорожной  инфраструктуры

5.1.2. Развитие железнодорожного транспорта

5.1.3. Развитие воздушного транспорта

5.1.4. Развитие водного транспорта

5.1.5. Газификация Карелии

5.1.6. Развитие электроэнергетики и сетевого хозяйства

5.1.7. Развитие жилищно-коммунальной и инженерной  инфраструктуры и сетей

5.1.8. Повышение доступности услуг связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

5.2. Развитие экономики и предпринимательства

5.2.1. Содействие модернизации и повышению  эффективности традиционных отраслей  промышленности (лесопромышленного  и горнопромышленного комплексов)

5.2.2. Содействие созданию и развитию новых отраслей  и производств (машиностроение, судостроение,  биотехнологии, фармацевтика)

5.2.3. Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного  комплексов

5.2.4. Развитие туризма и индустрии гостеприимства

5.2.5. Поддержка малого бизнеса и предпринимательской  инициативы

5.3. Устойчивое пространственное развитие

5.3.1. Международное и межрегиональное сотрудничество

5.3.2. Сбалансированное развитие муниципальных образований

5.3.3. Новые технологии городского развития и повышение  комфортности городской среды

5.3.4. Развитие моногородов

5.3.5. Развитие и поддержка сельских территорий и  исторических малых населенных пунктов

5.3.6. Повышение экологической устойчивости и безопасности

5.4. Социальное развитие

5.4.1. Повышение доступности и качества социальных услуг  (в сфере образования, здравоохранения, социальной  защиты, физической культуры и спорта)

5.4.2. Повышение привлекательности регионального рынка  труда и вовлечение молодежи в развитие региона

5.4.3. Развитие культурного и духовного потенциала

5.4.4. Патриотическое воспитание

5.4.5. Этнокультурное развитие народов и обеспечение  межнационального согласия

6. Инструменты и механизмы реализации концепции

6.1. Система стратегического планирования, государственные и муниципальные программы

6.2. Система сопровождения и поддержкиинвестиционных проектов

6.3. Инструменты кластерной политики

6.4. Повышение эффективности государственного и муниципального управления. Развитие инструментов общественного управления

6.5. Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами

6.5.1. Совершенствование инструментов налоговой политики

6.5.2. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения

6.5.3. Совершенствование закупочной деятельности

7. Целевые показатели и ожидаемые результаты реализации концепции

Приложение 1. Ключевые планируемые инвестиционные и социальные проекты

Приложение 2. Статистическое приложение



Введение

     

Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года (далее - Концепция) разработана во исполнение требований пункта 4 статьи 51 Конституции Республики Карелия и представляет собой общественно-политический документ, отражающий систему согласованных шагов и действий в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2022 года.

Концепция определяет стратегические цели, ключевые задачи, приоритетные направления социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2018-2022 годы) и систему мероприятий и проектов их реализации. Основные положения настоящей Концепции будут учтены при разработке Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Карелия до 2030 г. (далее - Стратегия), во многом определяя меры и задачи первого этапа Стратегии.

Концепция разработана с учетом основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р), Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, указов Президента Российской Федерации NN 596-606 от 7 мая 2012 года, государственных программ Российской Федерации, федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия до 2020 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 570).

Настоящая Концепция разработана с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития Республики Карелия и результатов реализации документов стратегического планирования Республики Карелия, разработанных ранее (Концепции социально-экономического развития на период 1998-2002-2010 гг. "Возрождение Карелии", Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года).

Цель настоящей Концепции - предложить набор стратегических направлений, мер и шагов, направленных на перелом негативных тенденций в экономике и социальной сфере Республики Карелия и ее выход на устойчивую траекторию социально-экономического развития, в основу которой закладывается модель опережающего роста экономики и укрепления экономической базы Республики Карелия для роста качества жизни и благосостояния ее жителей.

Данная модель подразумевает постановку задач, разработку и реализацию комплекса мероприятий направленных на:

1) Развитие инфраструктуры и экономического потенциала, включая повышение доступности и качества инфраструктуры, повышение эффективности и качественное изменение структуры экономики республики с увеличением доли секторов и производств с высокой добавленной стоимостью, стимулирование предпринимательской инициативы жителей в сочетании со снижением административных барьеров для малого бизнеса.

2) Пространственное развитие, включая поддержку и развитие моногородов, сельских территорий, повышение комфортности городской среды и обеспечение экологической безопасности.

3) Развитие социальной сферы, включая улучшение демографической ситуации и решение проблем в сфере миграционной политики, повышение качества жизни жителей республики, доступности и качества услуг в сфере здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, социального обслуживания и культуры, реализацию эффективной молодежной политики и развитие регионального рынка труда.

4) Разработку и внедрение инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления и реализации Концепции, включая: инструменты стратегического планирования и бюджетирования, ориентированных на результат, комплексную систему мер поддержки инвестиционных проектов, инструменты кластерной политики, инструменты цифровизации системы государственного управления, предоставления госуслуг и электронного документооборота, инструменты проектного управления, инструменты повышения качества управления региональными и муниципальными финансами и др.

Сама модель укрепления экономической базы Республики Карелия, предусматривающая повышение качества жизни и благосостояния ее жителей, закладываемая в Концепцию, и перечисленные выше задачи и инструменты управления в полной мере соответствуют основным направлениям и задачам социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на пятилетнюю перспективу, обозначенным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

1. Текущий уровень социально-экономическогоразвития Республики Карелия

     

1.1. Республика Карелия: краткая экономико-географическая справка

     

Особенности экономико-географического положения. Республика Карелия расположена на северо-западе Российской Федерации и входит в состав Северо-Западного федерального округа. Карелия граничит на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на востоке - с Архангельской областью, на севере - с Мурманской областью, а на западе граница республики совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндской республики (входит в состав Европейского союза).

Главными особенностями экономико-географического положения Республики Карелия являются: общая протяженная граница с Финляндией (Европейским союзом) с достаточно развитой пограничной инфраструктурой; относительная близость к субъектам Российской Федерации с высоким потенциалом потребительского рынка - Санкт-Петербургской агломерации, Ленинградской области, а также центральным субъектам Российской Федерации; наличие выхода через Белое и Балтийское моря в бассейн Северного Ледовитого и Атлантического океанов, к Северному морскому пути; транзитное положение между крупными промышленными центрами, расположенными на территории Мурманской, Вологодской и Ленинградской областей, которое усиливается наличием магистральных объектов железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта.

Климат Карелии является переходным от морского к умеренно-континентальному, относительно мягким с обилием осадков и, преимущественно, циклональным типом погоды. Основная часть республики находится в атлантико-арктической зоне умеренного пояса.

Рельеф и гидрография. Республика Карелия расположена на северо-западе Восточно-Европейской (Русской) равнины, в восточной части Балтийского щита - части древней докембрийской платформы. Карелия представляет собой холмистую равнину с множеством озерных котловин, плоских и возвышенных скал, одиночных глыб и валунов, скоплений песка, глины, гальки, валунов в форме холмов и гряд, в том числе ледникового происхождения.

Вдоль северо-западной границы Карелии протянулся хребет Манселькя, на западе расположилась Западно-Карельская возвышенность, на юге - Олонецкая возвышенность, на юго-востоке - Андомская возвышенность. В прилегающих к Белому морю районах расположена заболоченная Прибеломорская низменность.

Через Республику Карелию проходит водораздел между бассейнами Северного Ледовитого и Атлантического океанов - большая часть территории относится к водосбору Белого моря Северного Ледовитого океана, меньшая - к водосбору Балтийского моря Атлантического океана (около 60% и 40% территории соответственно). Речная сеть Карелии представлена около 27,6 тыс. рек общей протяженностью около 83 тыс. км (густота речной сети 0,46 км/кв.км). На территории Карелии расположено свыше 73 тыс. озер и искусственных водоемов общей площадью более 36 тыс. кв.км (озерность - 19,96%), в том числе свыше 28 тыс. озер площадью более 0,01 кв.км. Около 17 тыс. кв.км приходится на расположенные в пределах республики части акваторий Ладожского и Онежского озер. Болота и заболоченные земли занимают 19,63% территории Республики Карелии, или 35,4 тыс. кв.км.

Водные объекты обладают значительным потенциалом для спортивного туризма, развития водного транспорта, рыбоводства и аквакультуры.

Природные ресурсы. Минеральные ресурсы Карелии представлены более 50 видами полезных ископаемых. Более чем 400 месторождений и рудопроявлений числятся на государственном балансе и кадастре месторождений полезных ископаемых республики. Территория Карелии перспективна с точки зрения добычи почти всех видов полезных ископаемых. В Карелии учтены запасы цветных и редких металлов, пригодных для промышленного использования. Нерудное сырье представлено месторождениями мусковита, пегматита, кварцита, кианита, строительного и поделочного камня, шунгита, а также песков и глин. Республика также обладает значительными запасами торфа, который можно считать резервным энергоносителем, способным покрыть заметную часть энергетических потребностей.

Перспективными полезными ископаемыми, которые будут востребованы в ближайшее время, являются: железные, хромитовые, железо - ванадий - титановые, уран - ванадиевые, медно-никелевые и молибденовые руды, благородные металлы, металлы платиновой группы, графит, алмазы, а также пегматитовое, полешпатовое сырье для фарфоровой, стекольной и фаянсовой промышленности, сырье для камнелитейной промышленности, камень на щебень и облицовочный камень.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»