Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПРИКАЗ

от 22 декабря 2016 года N 552


Об утверждении ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2017 год


В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной социальной помощи" в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан

приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2017 год (далее - Программа).

2. Определить Управление социальной поддержки координатором Программы.

3. Отделу материального и информационного обеспечения разместить в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Программу, а также ежеквартально организовать размещение информации о ходе реализации мероприятий Программы.

4. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Министр
О.А.Соколова


Утверждаю
22 декабря 2016 года N 552
Министр социальной защиты,
труда и занятости
Республики Карелия
О.А.СОКОЛОВА


Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2017 год


Паспорт Программы

Наименование главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия

Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, Министерство здравоохранения Республики Карелия

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2017 год (далее - Программа)

Наименование государственной программы Республики Карелия

Социальная поддержка граждан в Республике Карелия

Наименование подпрограмм государственной программы Республики Карелия

1. Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
2. Совершенствование социальной поддержки семьи и детей

Наименование задач подпрограмм государственной программы Республики Карелия

1. Увеличение охвата малоимущего населения программами предоставления государственной социальной помощи и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
2. Снижение семейного неблагополучия и сиротства

Цель Программы

Поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Сроки реализации Программы

2017 год


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Наименование

Ответственное структурное подразделение

Единица измерения

Очередной финансовый год (2017)

Цель Программы. Поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Удельный вес получивших государственную социальную помощь малоимущих граждан в Республике Карелия, в общей численности малоимущих граждан в Республике Карелия

управление социальной поддержки Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия

%

23,9

Задача 1 Программы.

Увеличение охвата малоимущего населения программами предоставления государственной социальной помощи и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

Численность граждан, получивших государственную социальную помощь

управление социальной поддержки Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия

тыс. чел.

21,04

Задача 2 Программы.
Снижение семейного неблагополучия и сиротства

Доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Карелия в общей численности детей, проживающих в Республике Карелия

управление социальной поддержки Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия

%

23,6

Отношение численности третьих или последующих детей, родившихся в отчетном финансовом году, к численности детей указанной категории, родившихся в году, предшествующем отчетному году

управление социальной поддержки Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия

%

101,5


Объем расходов бюджета Республики Карелия на реализацию Программы

Коды бюджетной классификации

Очередной финансовый год (2017), тыс. руб.

раздел, подраздел

целевая статья

вид расходов

10.03.

03.2.01.70650

240

2,5

10.03.

03.2.01.70650

320

10 897,4

10.03.

03.1.02.70600

320

7 920,0

10.03.

03.2.01.43210

520

170 783,0

Итого на мероприятия, за исключением средств, предусмотренных на реализацию п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 606:

189 602,9

10.03.

03.2.01.R0840

240

92,0

10.03.

03.2.01.R0840

310

179 908,0

10.03.

03.2.02.50840 <1>

240

150,0

10.03.

03.2.02.50840 <2>

310

203 517,9

Итого на реализацию п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 606:

383 667,9

Всего на Программу <3>

573 270,8


--------------------------------

<1> Размер субсидии из федерального бюджета (иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд);

<2> Размер субсидии из федерального бюджета (публичные нормативные социальные выплаты гражданам);

<3> В том числе 203 667,9 тыс. руб. - средства федерального бюджета.




Утверждаю
22 декабря 2016 года N 552
Министр социальной защиты,
труда и занятости
Республики Карелия
О.А.СОКОЛОВА

Наименование главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия

Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, Министерство здравоохранения Республики Карелия

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2017 год (далее - Программа)


I. Характеристика цели и задач, на достижение которых направлена Программа

1. Характеристика состояния развития сферы


Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики". В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Карелия опираются на основные положения данной Конвенции.

В статье 7 Конституции Российской Федерации и в статье 4 Конституции Республики Карелия говорится, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и, если в силу возраста, состояния здоровья либо по другим независящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.

В Республике Карелия, по официальным данным Росстата, по состоянию на 1 января 2016 года численность населения составляла 629,9 тысячи человек. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности жителей составила 16,6%.

Значительная часть малоимущего населения - это семьи с детьми. Особенно высокую иждивенческую нагрузку несут многодетные семьи. По состоянию на 1 декабря 2016 года в государственных казенных учреждениях социальной защиты - Центрах социальной работы городов и районов Республики Карелия (далее - Центры социальной работы) - состояла на учете 18 171 малоимущая семья с детьми, которым выплачивается ежемесячное пособие на 33 576 детей, из которых 12 294 (36,6%) - дети, воспитываемые в семьях, имеющих в своем составе трех и более детей. Эта часть населения в первую очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет на нее право.

Ежегодно населению Республики Карелия предоставляется государственная социальная помощь в рамках ежегодно принимаемой ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь". Реализация Программы осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами Республики Карелия: Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Законом Республики Карелия от 16 августа 1995 года N 73-ЗРК "О прожиточном минимуме", Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной социальной помощи", устанавливающими основные принципы оказания и условия предоставления государственной социальной помощи.

2. Описание проблем и цели Программы


Малоимущей признается семья (одиноко проживающий гражданин), если совокупный среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума. При этом и причина низкого среднедушевого дохода должна быть объективной, то есть не зависящей от воли лица, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Причины могут быть самые различные - безработица, необходимость ухода за членами семьи, состояние здоровья.

Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в Республике Карелия - Правительством Республики Карелия.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2016 года на душу населения в целом по Республике Карелия составляет 12 185 рублей, что на 3,9% превышает величину прожиточного минимума за III квартал 2015 года (11 719 рублей).

Однако наблюдаемое снижение реальных располагаемых доходов граждан, связанное с ростом тарифов, возрастающей налоговой и инфляционной нагрузкой на население, неблагоприятными внешнеэкономическими факторами и падением курса рубля, может привести к увеличению числа граждан, нуждающихся в социальной помощи.

Целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию.

При этом приоритетным направлением социальной защиты наиболее уязвимых групп населения является адресное представление социальной поддержки с учетом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи.

Предоставление социальной помощи, основанное на адресном подходе, в том числе на правильной идентификации нуждающихся граждан, является реальной помощью для преодоления трудной жизненной ситуации, которую граждане не могут преодолеть самостоятельно.

Адресный подход позволяет перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, в пользу особо нуждающихся категорий населения, увеличить размер пособий и других выплат, одновременно уменьшив бремя неэффективных расходов бюджета Республики Карелия. К особо нуждающимся категориям населения в первую очередь относятся малообеспеченные семьи с детьми.

Оказание государственной адресной социальной помощи и возникновение связанных с ней правоотношений являются следствием воли нуждающегося лица, выраженной в его обращении с заявлением об оказании государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения, а также решения указанных органов об оказании социальной помощи.

Таким образом, основной моделью социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения является адресное предоставление социальной помощи малоимущим категориям граждан, являющимся таковыми по независящим от них причинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Учитывая это, при формировании Программы исходили из принципа, который определяет, что социальная помощь предоставляется гражданам не по формальной принадлежности к той или иной социальной или социально-демографической группе населения, а с учетом нуждаемости - ограниченному кругу получателей из числа малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), определяемому Программой.

Федеральным законодательством предусмотрена самостоятельность субъектов Российской Федерации в принятии решений по определению размеров, условий и порядков назначения и выплаты государственной социальной помощи гражданам.

Действие Программы распространяется на определяемые Программой категории граждан, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законом Республики Карелия, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Реализация Программы содействует повышению уровня и качества жизни населения Республики Карелия, а также максимально возможному смягчению негативных последствий снижения жизненного уровня малоимущих слоев населения и ослаблению социальной напряженности в Республике Карелия.

Предпринимаемые действия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам, к сожалению, не оказывают существенного влияния на снижение бедности в Республике Карелия, главным образом в связи с ограничениями бюджета Республики Карелия, сдерживающими рост размеров социальных выплат.

3. Описание состава задач Программы


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС, Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года N 658р-П, к приоритетным направлениям государственной политики в области социальной поддержки отнесено в том числе повышение эффективности государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе путем усиления ее адресности, включая совершенствование процедур проверки нуждаемости граждан, а также внедрение современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов.