ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 декабря 2020 года N 1344-рп


Об утверждении программы Хабаровского края "Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края"

(с изменениями на 21 марта 2024 года)

(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 25.08.2021 N 779-рп, от 20.12.2021 N 1269-рп, от 20.12.2021 N 1270-рп, от 31.08.2022 N 1222-рп, от 18.11.2022 N 1433-рп, от 13.06.2023 N 335-рп, от 04.08.2023 N 492-рп, от 31.10.2023 N 740-рп, от 29.12.2023 N 984-рп, от 21.03.2024 N 158-рп)




В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09 октября 2019 г. N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации":


(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 13.06.2023 N 335-рп)


Утвердить прилагаемую программу Хабаровского края "Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края".



Врио Губернатора, Председателя
Правительства края
М.В.Дегтярев



УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 15 декабря 2020 г. N 1344-рп



ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 31.10.2023 N 740-рп, от 29.12.2023 N 984-рп, от 21.03.2024 N 158-рп)




ПАСПОРТ
 Программы Хабаровского края "Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края"

Наименование Программы

Программа Хабаровского края "Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края" (далее - Программа)

Сроки реализации Программы

2021 - 2025 годы

Разработчик Программы

Правительство Хабаровского края

Ответственный исполнитель Программы

министерство здравоохранения края

Участники и исполнители Программы

министерство строительства края;

министерство транспорта края и дорожного хозяйства края;

министерство и цифрового развития и связи края;

министерство экономического развития края;

министерство финансов края;

Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

медицинские организации края

Цели Программы

цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах до 50 тыс. человек;

цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи;

цель 3 - обеспечение соблюдение прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с правами государственных гарантий

цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи

Задачи Программы

задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи;

задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации. В том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача;

задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи;

задача 6 - введение коэффициента дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах;

задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи;

задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы

задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;

задача - 10 профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокой группы риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях

Параметры финансового обеспечения реализации Программы

- консолидированный бюджет - 7 792 222,15 тыс. рублей:

средства федерального бюджета - 6 810 349,60 тыс. рублей;

средства бюджета субъекта Российской Федерации - 301 267,55 тыс. рублей;

средства государственных внебюджетных фондов - 630 605,00 тыс. рублей.

В 2021 году - 1 475 783,20 тыс. рублей:

средства федерального бюджета - 1 282 395,30 тыс. рублей;

средства бюджета субъекта Российской Федерации - 57 266,90 тыс. рублей;

средства государственных внебюджетных фондов - 136 121,00 тыс. рублей.

В 2022 году - 1 586 270,80 тыс. рублей:

средства федерального бюджета - 1 388 847,00 тыс. рублей;

средства бюджета субъекта Российской Федерации - 61 302,80 тыс. рублей;

средства государственных внебюджетных фондов - 136 121,00 тыс. рублей.

В 2023 году - 1 439 917,45 тыс. рублей:

средства федерального бюджета - 1 248 679,30 тыс. рублей;

средства бюджета субъекта Российской Федерации - 53 117,15 тыс. рублей;

средства государственных внебюджетных фондов - 136 121,00 тыс. рублей.

В 2024 году - 1 347 147,10 тыс. рублей:

средства федерального бюджета - 1 159 832,30 тыс. рублей;

средства бюджета субъекта Российской Федерации - 51 193,80 тыс. рублей;

средства государственных внебюджетных фондов - 136 121,00 тыс. рублей.

В 2025 году - 1 943 103,60 тыс. рублей:

средства федерального бюджета - 1 730 595,70 тыс. рублей;

средства бюджета субъекта Российской Федерации - 76 386,90 тыс. рублей;

средства государственных внебюджетных фондов - 136 121,00 тыс. рублей

(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 21.03.2024 N 158-рп)



1. Введение


Программа Хабаровского края "Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края" (далее - Программа) разработана в целях создания условий равного доступа каждого гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Хабаровского края, к качественной медицинской помощи.


Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "О модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации".



2. Общая характеристика текущего состояния первичного звена здравоохранения Хабаровского края


2.1. Демографические показатели. Состояние здоровья населения Хабаровского края


На территории Хабаровского края, занимающего площадь 787 633 кв. км, на начало 2020 года проживают 1 315,4 тыс. человек, из которых 1 079,98 тыс. человек (82%) - городское население и 235,7 тыс. человек (18%) - сельские жители.


Административно-территориальная система края включает 233 муниципальных образования, в том числе 2 городских округа, 16 муниципальных районов, 1 муниципальный округ, 23 городских и 192 сельских поселений.


В двух городах (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) проживает 65 процентов населения.


Около 80 процентов территории края относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, на которых проживает 43 процента населения. Край занимает третье место среди субъектов Российской Федерации по численности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, доля которых в составе населения составляет 1,7 процента.


Население размещено по территории края неравномерно. Специфические особенности расселения обусловлены значительной протяженностью территории, отдаленностью населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью. Максимальная плотность населения отмечается в городах Хабаровск - 1 608,9 человека на 1 кв. км. и Комсомольск-на-Амуре - 770,8 человека на 1 кв. км; наименьшая в Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском и Охотском районах 0,01 - 0,04 человека на 1 кв. км. Плотность населения в среднем по краю составляет 1,7 человек на 1 кв. км, что в 1,7 раза выше, чем в Дальневосточном федеральном округе, и в 5,1 раза меньше, чем по России в целом.


С 2012 по 2016 год в крае наблюдался естественный прирост населения. С 2017 г. отмечается естественная убыль населения, которая составила в 2018 году 1 898 человек. В 2019 году миграционный отток снизился по сравнению с 2018 годом в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, миграционная убыль населения составила 2 711 человек.


Под влиянием миграционных процессов в совокупности с естественным движением происходит изменение возрастной структуры населения. Средний возраст населения повышается, а миграционный оборот "вымывает" в первую очередь трудоспособную часть населения.


За период 2014 - 2019 гг. численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 6 процентов, численность лиц трудоспособного возраста сократилась на 7,3 процента, увеличилась численность детского населения в возрасте 0 - 14 лет на 11 процентов.


По состоянию на 01 января 2020 г. доля населения в возрасте моложе трудоспособного возраста составляет 19,0 процентов из общей численности населения, в трудоспособном возрасте - 57,7 процента, старше трудоспособного возраста - 23,3 процента.


Ожидаемая продолжительность жизни населения Хабаровского края с 2014 года выросла на 2,04 года и составила в 2019 году 70,05 года, однако остается ниже, чем в среднем по Российской Федерации.


В 2019 году в крае умерло 17 551 человек. Показатель общей смертности составил 13,3 случая на 1 000 человек, что на 0,7 процента ниже уровня 2014 года (13,4 случая на 1 000 человек).


Смертность трудоспособного населения в 2019 году увеличилась на 3,2 процента и составляет 595,6 случая на 100 тыс. трудоспособного населения (2018 г. - 584,3 случая на 100 тыс. населения), у мужчин произошло увеличение на 1,7 процента, у женщин уменьшение на 2,4 процента. В общей смертности населения на трудоспособный возраст приходится 44,5 процента, на 1,4 процента больше по сравнению с 2018 годом.


Показатель детской смертности в возрасте от 0 до 17 лет включительно в 2019 году составлял 58,3 случая на 100 тыс. детского населения, на 4,7 процента ниже уровня 2018 года и на 15,5 процента ниже целевого показателя.


Основными причинами смерти детского населения Хабаровского края являются травмы и отравления (64%), болезни нервной системы (10%), новообразования (10%) инфекционные и паразитарные болезни (6%).


2.2. Организация первичной медико-санитарной медицинской помощи в Хабаровском крае


Одна из основных задач программы модернизации - это реализация мероприятий, направленных на организацию оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.


В настоящее время сеть учреждений здравоохранения края представлена 52 самостоятельными учреждениями, из которых 17 центральных районных (районных) больниц, 23 поликлиники, из которых 4 детские и 11 стоматологические, 10 городских больниц, в т.ч. 3 детские и 2 консультативно-диагностических центра. Кроме того, первичную медико-санитарную помощь оказывают структурные подразделения: 4 районные и 22 участковые больницы, 100 поликлиник, 58 амбулаторий и 174 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП), 4 фельдшерских здравпункта, 30 кабинетов врачей общей практики. Размещение медицинских организаций в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с требованиями к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения и методическими рекомендациями о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, регламентирующими разграничение медицинских организаций по трем уровням.


В Хабаровском крае в 21 малонаселенном пункте с числом жителей меньше 100 человек имеются ФАПы, в том числе в Амурском районе - 1 ФАП, в Ульчском районе - 6 ФАПов, в Верхнебуреинском районе - 4 ФАПа, в районе имени Лазо - 4 ФАПа, в Тугуро-Чумиканском районе - 1 ФАП, в Охотском районе - 1 ФАП, в Вяземском районе - 2 ФАПа, в Комсомольском районе - 1 ФАП, в Хабаровском районе - 1 ФАП.


В 12 муниципальных образованиях, относящихся к северным и труднодоступным территориям, созданы и функционируют 32 врачебные амбулатории и 28 участковых больниц, в которых численность меньше предусмотренных нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.


В трех муниципальных образованиях имеются 4 поликлиники и 3 ФАПа, в которых численность прикрепленного населения выше нормы.


Несмотря на указанные отклонения, принято решение о том, что указанные структурные подразделения и организации не будут реорганизованы. Основная причина такого решения - сложная транспортная инфраструктура, крайне большие расстояния до населенных пунктов.


В целях достижения максимальной доступности медицинской помощи сельскому населению в малонаселенных пунктах с общей численностью жителей не более 100 человек при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, перечень которых утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи", организована работа 17 домовых хозяйств.


Из 149 населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек определены 12 малонаселенных пунктов, расположенных на расстоянии более 6 км от медицинских организаций и их структурных подразделений, в том числе: в Амурском районе (18-й км, 21-й км, Казарма 207 км, Нусхи, Сельгон, Хевчен), Ванинском (с. Укур), в Верхнебуреинском районе (с. Ушман), в районе имени Полины Осипенко (с. Князево), Николаевском районе (с. Виданово, с. Литке, Орель-Чля). В данных населенных пунктах запланировано открытие домовых хозяйств. Остальные населенные пункты находятся в пределах шаговой доступности до медицинских организаций и их структурных подразделений или не имеют приписного населения.


Уполномоченные вести домовое хозяйство пройдут соответствующее обучение навыкам оказания первой помощи на базе КГБОУ ДПО "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" министерства здравоохранения Хабаровского края.


В программу модернизации включены 40 медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, и 2 организации, подведомственные федеральному медико-биологическому агентству Министерства здравоохранения Российской Федерации.


2.3. Организация транспортной доступности медицинской помощи


Проведенный анализ транспортной доступности объектов медицинской инфраструктуры по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению выявил наличие следующих проблем.


В городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, имеющих численность проживающего населения более 50 тыс. человек, имеется потребность в решении органами местного самоуправления следующих вопросов:


- установка ограждающих устройств, исключающих парковку автомобилей на газонах, обрамляющих проезды на территорию медицинских организаций;


- обустройство организованных парковок для личного транспорта пациентов и санитарных автомобилей;


- установка дорожных знаков маршрутного ориентирования для пациентов медицинских организаций;


- строительство закрытых остановочных павильонов на остановках регулярных автобусных пассажирских маршрутах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»