ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 марта 2020 года N 98-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную
постановлением Правительства Хабаровского края
от 09 июня 2012 г. N 195-пр



В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительство края

постановляет:

Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 09 июня 2012 г. N 195-пр, следующие изменения:

1) позицию "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств" паспорта изложить в следующей редакции:

"Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

-

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию государственной программы, всего - 17 127,67 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 816,14 млн. рублей,

2014 год - 847,34 млн. рублей,

2015 год - 842,14 млн. рублей,

2016 год - 820,36 млн. рублей,

2017 год - 1 217,17 млн. рублей,

2018 год - 1 363,47 млн. рублей,

2019 год - 1 972,63 млн. рублей,

2020 год - 1 700,16 млн. рублей,

2021 год - 1 633,86 млн. рублей,

2022 год - 1 636,98 млн. рублей,

2023 год - 2 138,71 млн. рублей,

2024 год - 2 138,71 млн. рублей,

из них:

средства краевого бюджета - 9 503,00 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 731,17 млн. рублей,

2014 год - 762,37 млн. рублей,

2015 год - 757,17 млн. рублей,

2016 год - 735,39 млн. рублей,

2017 год - 748,96 млн. рублей,

2018 год - 895,26 млн. рублей,

2019 год - 1 270,30 млн. рублей,

2020 год - 1 108,08 млн. рублей,

2021 год - 1 039,63 млн. рублей,

2022 год - 1 036,59 млн. рублей,

2023 год - 209,04 млн. рублей,

2024 год - 209,04 млн. рублей,

из них:

средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 6 878,62 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 499,34 млн. рублей,

2014 год - 539,16 млн. рублей,

2015 год - 533,96 млн. рублей,

2016 год - 536,60 млн. рублей,

2017 год - 537,98 млн. рублей,

2018 год - 647,64 млн. рублей,

2019 год - 1 047,37 млн. рублей,

2020 год - 885,61 млн. рублей,

2021 год - 823,41 млн. рублей,

2022 год - 827,55 млн. рублей;

средства федерального бюджета - 2 670,88 млн. рублей,

в том числе по годам:

2023 год - 1 335,44 млн. рублей,

2024 год - 1 335,44 млн. рублей;

внебюджетные источники (по согласованию) - 4 953,79 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 84,97 млн. рублей,

2014 год - 84,97 млн. рублей,

2015 год - 84,97 млн. рублей,

2016 год - 84,97 млн. рублей,

2017 год - 468,21 млн. рублей,

2018 год - 468,21 млн. рублей,

2019 год - 702,33 млн. рублей,

2020 год - 592,08 млн. рублей,

2021 год - 594,23 млн. рублей,

2022 год - 600,39 млн. рублей,

2023 год - 594,23 млн. рублей,

2024 год - 594,23 млн. рублей";



2) раздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы

Государственная программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Хабаровского края в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.

Леса на территории Хабаровского края - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако до настоящего времени не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения в результате воздействия неблагоприятных факторов, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - федеральный государственный лесной надзор), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра.

Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние годы, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, доработки некоторых и разработки новых нормативных правовых актов.

Лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня. В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли, нескоординированности действий органов государственной власти в регулировании вопросов лесных отношений в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.

Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует в целях дальнейшей интенсификации использования лесов осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры.

В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчения глобальных изменений климата, соблюдения требований лесной сертификации.

В связи с недостаточным финансированием на охрану и защиту лесов сохраняются значительные объемы повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.

Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающие значительные площади:

- в 2012 году зарегистрировано 677 лесных пожаров на площади 352,4 тыс. гектаров;

- в 2013 году зарегистрировано 186 лесных пожаров на площади 26,8 тыс. гектаров;

- в 2014 году зарегистрировано 433 лесных пожара на площади 64,3 тыс. гектаров;

- в 2015 году зарегистрировано 165 лесных пожаров на площади 10,5 тыс. гектаров;

- в 2016 году зарегистрировано 273 лесных пожара на площади 97,3 тыс. гектаров;

- в 2017 году зарегистрировано 356 лесных пожаров на площади 135,0 тыс. гектаров;

- в 2018 году зарегистрировано 447 лесных пожаров на площади 451,3 тыс. гектаров;

- в 2019 году зарегистрировано 449 лесных пожаров на площади 314,8 тыс. гектаров.

Вследствие передачи отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе по тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации произошли децентрализация и рассредоточение сил и средств на мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. На региональном уровне возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки. Ухудшилась работа подразделений авиалесоохраны, что выразилось в нарушении режима патрулирования лесов, ухудшении взаимодействия с наземными силами пожаротушения.

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.

Площадь погибших и поврежденных лесов на землях лесного фонда составляет 135 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составляет 7,3 тыс. гектаров и к 2024 году может сохраниться на прежнем уровне из-за низкого уровня финансирования лесозащитных мероприятий в крае, отсутствия необходимой нормативной технической базы, кадровых проблем. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах сократились. Такое состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (сибирский шелкопряд, чехлоноска и др.) и оценки их последствий к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.

Хабаровский край в силу своего географического расположения, лесорастительных условий и близости к одному из основных зарубежных потребителей лесоматериалов - Китаю является одним из привлекательных регионов для незаконной добычи древесных ресурсов и отгрузки их на экспорт.

Ликвидация института государственной лесной охраны в 2004 году, сокращение численности работников Лесничеств в 2007 году в три раза из-за отсутствия необходимого финансирования оставили значительную часть лесного фонда без должного присмотра органами лесного хозяйства.

Несмотря на положительные результаты применяемых с 2008 года Правительством Хабаровского края мер, эффективность противодействия незаконной заготовке и обороту древесины является недостаточной. Незаконная заготовка древесины продолжает наносить значительный вред окружающей среде и экономике края. Остается нерешенной проблема своевременного пресечения незаконных рубок лесных насаждений, показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем 40 - 50 процентов.

До настоящего времени не удалось достичь необходимого уровня эффективности межведомственного взаимодействия на различных уровнях исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками, полного возмещения ущерба, причиненного лесам.

К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточная результативность контроля использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, относительно низкий уровень использования современных технологий в лесном хозяйстве, в том числе информационных.

В настоящее время 86,5 процента лесной территории имеет давность лесоустроительных работ свыше 15 - 20 лет, 8,7 процента территории - давность 11 - 15 лет. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.

Достоверной оценке качества исполнения переданных полномочий препятствует отсутствие единой системы ведения государственного лесного реестра. Необходимо обеспечить ведение государственного лесного реестра на базе единой автоматизированной системы ведения государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора на краевом и федеральном уровнях.

Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих в отрасли, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на федеральном уровне в рамках государственной программы по развитию лесного хозяйства в Российской Федерации, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.";

3) раздел 5 дополнить абзацами следующего содержания:

"Перечень показателей (индикаторов) государственной программы приведен в приложении N 1 к настоящей государственной программе.

Сведения о методике сбора информации и расчета показателей (индикаторов) государственной программы представлены в приложении N 1.1 к настоящей государственной программе.

Перечень основных мероприятий и мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и непосредственных результатов приведен в приложении N 2 к настоящей государственной программе.

Сведения по ресурсному обеспечению реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета отражены в приложении N 3 к настоящей государственной программе.

Информация по прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, краевого бюджета и внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы приведена в приложении N 4 к настоящей государственной программе.

Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы), на сроки и непосредственные результаты реализации основных мероприятий государственной программы приведена в приложениях N 5, 6 к настоящей государственной программе.";

4) приложения N 1, 2 - 4 изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;

5) графы 4, 5 приложения N 5 признать утратившими силу;

6) приложение N 6 изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.


Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал



ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 26 марта 2020 года N 98-пр

"ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к государственной программе Хабаровского края
 "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае"



СВЕДЕНИЯ
о показателях (индикаторах) государственной программы Хабаровского края
"Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае"

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Источник информации

Значение показателя (индикатора)

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

план

факт

план

факт

план

факт

план

план

план

план

план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Лесистость территории Хабаровского края

процентов

управление лесами Правительства края

66,2

66,3

66,2

66,4

66,2

66,4

66,2

66,2

66,2

66,2

66,2

Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда

процентов

управление лесами Правительства края

76,1

76,3

76,2

76,3

-

-

-

-

-

-

-

Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

19,1

19,0

19,1

19,1

19,4

19,6

19,8

Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда

рублей

управление лесами Правительства края

10,2

12,7

15,7

18,2

17,6

21,0

19,0

19,8

20,6

21,4

22,2

Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

27,7

27,1

28,2

28,7

29,1

29,7

30,1

1.

Охрана, защита и воспроизводство лесов

1.1.

Охрана лесов от пожаров

1.1.1.

Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров

процентов

управление лесами Правительства края

50,76

53,93

52,3

56,13

54,3

62,9

54,7

55,5

56,3

57,1

57,9

1.1.2.

Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров

процентов

управление лесами Правительства края

18,04

6,46

17,5

22,79

-

 -

-

-

-

-

-

1.2.

Защита лесов

1.2.1.

Отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов

(1)

процентов

управление лесами Правительства края

3,5

4,9

4

3,0

-

 -

-

-

-

-

-

1.2.2

Доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

0,3

0,264

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

1.3.

Воспроизводство лесов

1.3.1.

Площадь лесовосстановления на землях лесного фонда(2)

тыс. га

управление лесами Правительства края

57,66

62,06

57,66

65,85

-

 -

-

-

-

-

-

1.3.2.

Доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала, выращенного на территории Хабаровского края

процентов

управление лесами Правительства края

35,0

40,5

36,0

60,5

56,0

53,4

55,6

59,1

59,1

59,1

59,1

1.3.3.

Доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

0,1

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

1.4.

Отвод и таксация лесосек

1.4.1.

Площадь проведённых отводов и таксации лесосек

тыс. га

управление лесами Правительства края

12,0

34,7

13,0

52,42

-

-

-

-

-

-

-

1.4.2.

Доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

11,4

14,1

12,1

12,8

12,8

12,9

12,9

2.

Создание условий для эффективного и рационального использования лесов

2.1.

Обеспечение выполнения функций государственного управления в области лесных отношений

2.1.1.

Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда

процентов

управление лесами Правительства края

19,5

20,8

19,1

18,4

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

2.1.2.

Динамика объёма незаконных рубок текущего года по отношению к объёму таких рубок в предыдущем году

тыс. куб. м

управление лесами Правительства края

20,0

16,9

19,8

9,4

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

2.1.3.

Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда

человек

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

0,42

0,45

0,42

0,42

0,97

0,97

0,97

2.1.4.

Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

90

87,3

90

90

90

90

90

2.1.5.

Динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

-

5

-14,9

5

5

5

5

5

3.

Региональный проект "Сохранение лесов"

3.1.

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в Хабаровском крае

процентов

управление лесами Правительства края

-

-

-

98,32

80,0

101,56

82,0

83,0

85,0

87,0

100,0

3.2.

Площадь лесовосстановления и лесоразведения в Хабаровском крае

тыс. га

управление лесами Правительства края

-

-

-

65,85

61,0

66,62

62,0

63,0

64,0

65,0

67,0

3.3.

Количество выращенного посадочного материала лесных растений в Хабаровском крае

млн. штук

управление лесами Правительства края

-

-

-

14,3

12,5

17,84

12,6

12,7

12,8

12,9

13,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»