ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2020 года N 123-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
 "Развитие здравоохранения Хабаровского края", утвержденную
 постановлением Правительства Хабаровского края
 от 22 октября 2013 г. N 350-пр



В целях приведения нормативного правового акта Правительства Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края

постановляет:

Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 октября 2013 г. N 350-пр, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 31 марта 2020 года N 123-пр

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 22 октября 2013 г. N 350-пр



ПАСПОРТ
государственной программы
"Развитие здравоохранения Хабаровского края"

Наименование государственной программы

Государственная программа Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края" (далее - также Программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство здравоохранения Хабаровского края

Соисполнители, участники государственной программы

министерство строительства края;

министерство информационных технологий и связи края;

министерство транспорта и дорожного хозяйства края;

министерство инвестиционного развития и предпринимательства края;

министерство социальной защиты населения края;

Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

медицинские организации края, фармацевтические организации и образовательные учреждения края

Цели государственной программы

повышение доступности и качества медицинской помощи населению Хабаровского края, сохранение и улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни населения

Задачи государственной программы

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

предупреждение потерь здоровья населения, обусловленных воздействием факторов образа жизни;

повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

повышение эффективности деятельности службы родовспоможения и детства;

развитие медицинской реабилитации населения и обеспечение медицинской помощью и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе за счет увеличения числа выездных патронажных служб и посещений пациентов на дому, организации услуг по уходу за больными, укрепления материально-технической базы структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь;

обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, повышение престижа медицинских специальностей;

развитие добровольчества (волонтерства) и наставничества;

предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по льготному лекарственному обеспечению;

создание единого информационного пространства в системе здравоохранения;

обеспечение государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи;

укрепление материально-технической базы медицинских организаций края;

развитие системы независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, осуществляемой общественными советами по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая информирование населения о результатах такой оценки

Подпрограммы

"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

"Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи";

"Охрана здоровья матери и ребенка";

"Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей";

"Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

"Совершенствование системы лекарственного обеспечения";

"Развитие информатизации в здравоохранении";

"Организация обеспечения обязательного медицинского страхования"

Основные мероприятия государственной программы

оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям;

совершенствование оказания скорой медицинской помощи, обеспечение оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Хабаровского края, с применением авиации;

развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения;

совершенствование территориального планирования в сфере здравоохранения

развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций Хабаровского края;

реализация регионального проекта Хабаровского края "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Борьба с онкологическими заболеваниями";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Развитие детского здравоохранения;

Хабаровского края, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Обеспечение отрасли здравоохранения Хабаровского края квалифицированными кадрами";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Развитие экспорта медицинских услуг";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Финансовая поддержка семей при рождении детей";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Старшее поколение";

реализация регионального проекта Хабаровского края "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек"

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

смертность населения от всех причин;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

младенческая смертность;

смертность населения от болезней системы кровообращения;

смертность населения от дорожно-транспортных происшествий;

смертность населения от новообразований (в том числе от злокачественных);

смертность населения от туберкулеза;

смертность населения (без показателя смертности от внешних причин);

количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез;

обеспеченность населения края врачами (без учета федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения)

Сроки и этапы реализации государственной программы

Подпрограмма реализуется в 2 этапа:

I этап: 2013-2015 годы;

II этап:2016-2024 годы

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, составляет 500 593,53 млн. рублей,

в том числе:

2013 год - 27 583,67 млн. рублей,

2014 год - 30 963,07 млн. рублей,

2015 год - 33 209,12 млн. рублей,

2016 год - 34 871,31 млн. рублей,

2017 год - 36 190,98 млн. рублей,

2018 год - 42 700,95 млн. рублей,

2019 год - 45 468,01 млн. рублей,

2020 год - 50 027,43 млн. рублей,

2021 год - 48 109,93 млн. рублей,

2022 год - 49 020,64 млн. рублей,

2023 год - 51 189,24 млн. рублей,

2024 год - 51 259,18 млн. рублей,

из них:

1) средства краевого бюджета - 197 323,77 млн. рублей,

в том числе:

2013 год - 12 334,17 млн. рублей,

2014 год - 13 363,74 млн. рублей,

2015 год - 14 144,73 млн. рублей,

2016 год - 15 328,61 млн. рублей,

2017 год - 15 293,50 млн. рублей,

2018 год - 18 627,26 млн. рублей,

2019 год - 19 967,14 млн. рублей,

2020 год - 21 862,43 млн. рублей,

2021 год - 17 915,08 млн. рублей,

2022 год - 17 311,61 млн. рублей,

2023 год - 15 587,75 млн. рублей,

2024 год - 15 587,75 млн. рублей;

2) средства Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (прогнозно) - 300 445,51 млн. рублей (по согласованию),

в том числе:

2013 год - 14 899,50 млн. рублей,

2014 год - 17 184,51 млн. рублей,

2015 год - 18 969,39 млн. рублей,

2016 год - 19 271,30 млн. рублей,

2017 год - 20 007,28 млн. рублей,

2018 год - 24 049,69 млн. рублей,

2019 год - 25 466,70 млн. рублей,

2020 год - 28 165,00 млн. рублей,

2021 год - 30 194,85 млн. рублей,

2022 год - 31 709,03 млн. рублей,

2023 год - 35 264,13 млн. рублей,

2024 год - 35 264,13 млн. рублей;

3) средства федерального бюджета (прогнозно) - 1 521,95 млн. рублей,

в том числе:

2014 год - 29,82 млн. рублей,

2015 год - 10,00 млн. рублей,

2016 год - 11,40 млн. рублей,

2017 год - 890,20 млн. рублей,

2018 год - 24,00 млн. рублей,

2019 год - 34,17 млн. рублей,

2023 год - 225,76 млн. рублей,

2024 год - 296,60 млн. рублей;

4) внебюджетные средства (прогнозно) - 1 302,30 млн. рублей,

в том числе:

2013 год - 350,00 млн. рублей,

2014 год - 385,00 млн. рублей,

2015 год - 85,00 млн. рублей,

2016 год - 260,00 млн. рублей,

2023 год - 111,60 млн. рублей,

2024 год - 110,70 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

снижение смертности населения от всех причин до 10,2 случая на 1 тыс. населения;

увеличение продолжительности жизни при рождении до 75,48 года;

снижение младенческой смертности до 4,5 случая на 1 000 родившихся живыми;

снижение смертности населения от болезней системы кровообращения до 445,0 случаев на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий до 8,6 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от новообразований (в том числе от злокачественных) до 178,7 случаев на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от туберкулеза до 10,9 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения (без показателя смертности от внешних причин) до 908,8 случая на 100 тыс. населения;

количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез до 33,6 случая на 100 тыс. населения;

обеспеченность населения края врачами (без учета федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения) до 42,7 на 10 тыс. населения;

обеспеченность населения края средним медицинским персоналом до 98,3 на 10 тыс. населения;

доведение соотношения средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в крае до 200,0 процентов;

доведение соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в крае до 100,0 процентов

          

1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы.

Государственная программа Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края" разработана в целях координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, создания условий равного доступа каждого гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Хабаровского края, к качественной медицинской помощи.

В 2019 году сеть учреждений здравоохранения края представлена 54 самостоятельными учреждениями, из которых 17 центральных районных (районных) больниц, 14 поликлиник, из которых 4 детские и 11 стоматологические. 10 городских больниц, в т.ч. 3 детские и 2 консультативно-диагностических центра. Кроме того, первичную медико-санитарную помощь оказывают структурные подразделения: 4 районные и 24 участковые больницы, 105 поликлиник, 57 амбулаторий и 176 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП), 4 фельдшерских здравпункта, 30 кабинетов врачей общей практики.

Размещение медицинских организаций в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с требованиями к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения и методическими рекомендациями о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, регламентирующими разграничение медицинских организаций по трем уровням.

Результаты проводимых в 2013-2019 годах мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения показали, что в крае отмечается тенденция к снижению смертности населения по всем основным группам заболеваний и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. За период 2013 по 2018 годы отмечалось снижение показателя общей смертности населения на 0,8 процента.

В то же время в 2019 году показатель общей смертности составил 13,4 на 1 000 населения, что на 1,5 процента выше уровня 2013 года (13,2).

По состоянию на 01 января 2019 г. общая численность постоянного населения Хабаровского края составляла 1321,5 тыс. человек и снизилась по сравнению с 2013 годом на 20,6 тыс. человек.

С 2013 по 2016 год в крае наблюдался естественный прирост населения. С 2017 г. по 2019 год включительно отмечается естественная убыль населения.

Под влиянием миграционных процессов в совокупности с естественным движением происходит изменение возрастной структуры населения. Средний возраст населения повышается, а миграционный оборот "вымывает" в первую очередь трудоспособную часть населения.

За период 2014-2018 годы численность населения в возрасте 18 лет и старше до конца трудоспособного возраста сократилась на 6,0 процентов, численность лиц старше трудоспособного возраста увеличилась на 4,5 процента, увеличилась численность детского населения в возрасте 0 - 14 лет на 10,6 процента, наметилась тенденция роста числа подростков (на 5,6 процента).

По состоянию на 01 января 2019 г. доля населения в возрасте моложе трудоспособного составляет 19,0 процентов из общей численности населения, в трудоспособном - 57,7 процента, старше трудоспособного возраста - 23,3 процента.

Ожидаемая продолжительность жизни населения Хабаровского края с 2013 года выросла на 2,28 года и составила в 2018 году 70,2 года, однако остается ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

На протяжении последних лет уровень младенческой смертности в крае ниже среднего по России. В 2019 году в крае умер 61 ребенок в возрасте до одного года. Показатель младенческой смертности составил 4,2 случая на 1 тыс. родившихся живыми, что ниже о российского показателя на 14,3 процента.

Основными причинами смертности продолжают оставаться болезни системы кровообращения (48,5 процентов), новообразования (15,1 процента), внешние причины смерти (10,6 процента).

По сравнению с 2013 годом снизились показатели смертности:

- от болезней системы кровообращения (далее - БСК) на 15,2 и составила в 2019 году 648,1 случая на 100 тыс. населения (2013 г. - 764,7);

- от туберкулеза в 1,9 раза и составила в 2019 г. 10,7 случая на 100 тыс. населения (2013 г. - 20,4);

- от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в 1,84 раза и составила 2019 году составила 9,8 случая на 100 тыс. населения (2013 г. - 14,2). За январь - октябрь 2019 года показатель вырос на 8,3 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 10,4 случая на 100 тыс. населения;

- от болезней органов дыхания на 10,5 процента и составила в 2019 г. 47,6 случая на 100 тыс. населения (2013 г. - 53,3).

Смертность от онкологии по сравнению с 2013 годом выросла на 1,7 процента и составила в 2019 году - 203,1 случая на 100 тыс. населения.

Уровень общей заболеваемости с 2013 года снизился на 3,8 процента и составил в 2018 году 136 894,8 случая на 100 тыс. населения.

Первичная заболеваемость за этот период снизилась на 9 процента и составила в 2018 году 69 159,4 случаев на 100 тыс. населения.

В структуре заболеваемости на первом месте остаются болезни органов дыхания (27,2 процента), на втором - болезни системы кровообращения (15,6 процента), на третьем - болезни костно-мышечной системы (6,7 процента), на четвертом - травмы и отравления (6,2 процента).

В структуре заболеваемости детей на первом месте - болезни органов дыхания (61,2 процента), на втором - травмы и отравления (7,1 процента), на третьем - инфекционные болезни (4,5 процента).

Заболеваемость подростков 15 - 17 лет в 2018 году незначительно выросла и составила 196 367,1 на 100 тыс. населения соответствующего возраста. Причинами, формирующими недостаточную динамику в показателях здоровья населения края, являются:

низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и немедицинское употребление наркотиков, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

несвоевременное обращение за медицинской помощью;

недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний и факторов риска, их обусловливающих;

несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

дефекты в организации оказания медицинской помощи;

дефицит медицинских кадров;

высокий износ медицинского оборудования.

Сдерживающим фактором для достижения целевых показателей, предусмотренных государственной программой является дефицит стоимости территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за счет средств регионального бюджета.

По Хабаровскому краю дефицит финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам оказания бесплатной медицинской помощи не территории Хабаровского края за 2019 год составил 339,4 млн. рублей (или 1,37 процента), что не позволяет обеспечить в полной мере деятельность медицинских организаций в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи в полном объеме.

Отмечается медленное развитие санаторно-курортного комплекса. Негативным фактором, сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса, является неудовлетворительное состояние его материально-технической базы.

Не в полной мере развита паллиативная медицинская помощь, включая выездную патронажную службу, предоставление необходимых лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных, и медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека. Не в полной мере развита паллиативная медицинская помощь, включая выездную патронажную службу, предоставление необходимых лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных, и медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.

Остаются нерешенными проблемы качества подготовки медицинских работников, ощущается дефицит врачей по некоторым специальностям.

Отмечаются недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения.

В отдаленных северных районах имеются поселения численностью от 50 до 1 000 человек, транспортная доступность в которых обеспечивается только авиационным транспортом или железнодорожным транспортом.

Сохраняется высокий износ объектов недвижимого имущества, используемого медицинскими организациями для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, который составляет:

детские поликлиники - 64 процента;

поликлиники для обслуживания взрослого населения - 58 процента;

центральные районные (районные) больницы - 83 процента;

амбулатория и фельдшерско-акушерские пункты - 80 процентов.

Износ движимого имущества (оборудования и автотранспорта) составляет в медицинских организациях края 78 процентов, что свидетельствует о приближении предельных сроков эксплуатации.

В 2013-2019 годах частично обновлен, в том числе за счет средств федерального бюджета, парк санитарного автотранспорта, при этом сохраняется износ автомобилей скорой медицинской помощи класса В со сроком эксплуатации свыше 5 лет, а также износ санитарного автотранспорта центральных районных (районных) больниц.

Важнейшим условием повышения эффективности функционирования и взаимодействия всех составляющих элементов системы здравоохранения является информационное обеспечение и использование цифровых технологий.

В рамках настоящей программы продолжатся мероприятия по оказанию паллиативной помощи, в том числе детям. Планируется внедрение современных методов анальгезии при оказании паллиативной помощи, организация выездной помощи онкологическим больным.

В рамках регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" будет решена задача обеспечения оптимальной доступности для населения Хабаровского края (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

В населенных пунктах с численностью жителей более 100 человек шаговая доступность первичной медицинской помощи, то есть не более 6 км от места нахождения человека - примерно час пешком или 15 минут на общественном транспорте.

В рамках проекта предусмотрена замена фельдшерско-акушерских пунктов Хабаровского края, находящихся в аварийном состоянии.

Медицинское обслуживание населенных пунктов, где проживают менее 100 человек, необходимо организовать мобильными медицинскими комплексами.

Планируется ежегодное увеличение количества дополнительных вылетов, выполняемых за счет средств субсидий из федерального бюджета в целях оказания медицинской помощи, и увеличение количества дополнительно эвакуированных пациентов (не менее 443 пациентов в 2024 году), что позволит обеспечить госпитализацию не менее 90,0 процентов больных эвакуируемых по экстренным показаниям в течение первых суток.

Продолжится в 2020 году строительство вертолетной площадки при краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края в г. Комсомольске-на-Амуре.

В медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, будут внедрены бережливые технологии на основании разработанных критериев "Новой модели медицинской организации, оказывающей первичной медико-санитарной помощи" с использованием процессного подхода к организации работы медицинской организации. Это позволит обеспечить внедрение и развитие пациент-ориентированной системы оказания первичной медико-санитарной помощи, увеличение удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи в медицинских организациях, эффективного использования ресурсов системы здравоохранения.

Отличительными чертами Новой модели станут открытая и вежливая регистратура, сокращение времени ожидания пациентом в очереди, упрощение записи на прием к врачу, уменьшение бумажной документации, комфортные условия для пациента в зонах ожидания, понятная навигация.

В целях обеспечения охвата всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год планируется осуществить мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, развитию профилактической инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, а также организации профилактических осмотров в поликлиниках с минимальными для пациента временными затратами. Для лиц пенсионного и предпенсионного возраста введена дополнительная диспансеризация. Усилена профилактика онкологических заболеваний - в определенные возрастные периоды один раз в три года будет дополнительно проводится онкоскрининг. В 2019 году в профилактических осмотрах и диспансеризации участвовали 553 тысячи человек взрослого и детского населения.

Мероприятия регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" носят комплексный характер, начиная от профилактики, включая популяционную работу с населением, развитие здорового образа жизни и индивидуальную профилактику, переоснащение и дооснащение регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений. Чтобы снизить риск повторных осложнений у кардиологических больных на федеральном уровне принята программа вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, которая предусматривает бесплатное обеспечение лекарственными препаратами таких пациентов после выписки из стационара.

В рамках регионального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" будет реализован комплекс мер направленных на:

- профилактику и предупреждение развития онкологических заболеваний посредством снижения потребления табачной и алкогольной продукции, формирования культуры здорового образа жизни, контроля за выбросами канцерогенных веществ в окружающую среду;

- сокращение сроков диагностики и повышение ее качества путем создания на базе многопрофильных больниц и центров амбулаторной онкологической помощи, обладающих полным спектром оборудования и специалистов, необходимых условий для комплексной и своевременной диагностики основных видов злокачественных новообразовании;

- совершенствование контроля качества оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями посредством создания сети окружных референс-центров иммуногистохимических;

- развитие программ психосоциальной поддержки и медицинской реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями, развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи.

В рамках регионального проекта "Развитие детского здравоохранения Хабаровского края, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" продолжится оснащение детских поликлиник и поликлинических отделений современным медицинским оборудованием, создание в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей, приведет к снижению длительности ожидания осмотров врачами-специалистами и диагностическими обследованиями детей, упростит процедуру записи к врачу, создаст систему понятной навигации. Увеличение до 90,0 процентов доли детей, взятых под диспансерное наблюдение в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней костно-мышечной системы, соединительной ткани, глаза и его придаточного аппарата, болезни органов пищеварения, болезни системы кровообращения, болезни эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ ("школьная патология").

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»