ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 декабря 2019 года N 575-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края",
утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края
от 27 декабря 2013 г. N 466-пр



В целях совершенствования нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края Правительство края

постановляет:

Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2013 г. N 466-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).


Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 27 декабря 2013 года N 466-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 24 декабря 2019 года N 575-пр)

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края"


ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Развитие рыбохозяйственного комплекса
Хабаровского края"


Наименование государственной программы

-

государственная программа Хабаровского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (далее также - край)

Участники Государственной программы

-

общество с ограниченной ответственностью "Комета" (по согласованию);

рыболовецкая артель (колхоз) им. 50 лет Октября (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Ухта-Пром" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Рыбоперерабатывающий комбинат "Восточное" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Восточный рыбокомбинат" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Акватика" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Фиш Консалтинг" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Ресурс" (по согласованию);

рыболовецкий колхоз им. Ленина (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Рыболовецкая компания имени Вострецова" (по согласованию);

рыболовецкая артель "Иня" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Троицкий рыбоперерабатывающий комплекс" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Востокинвест" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Сонико-Чумикан" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Фридман Фиш" (по согласованию);

общество с ограниченной ответственностью "Санджа" (по согласованию);

другие рыбохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства края (по согласованию)

Цель Государственной программы

-

обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса края на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых рыбохозяйственными организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами края

Задачи Государственной программы

-

развитие аквакультуры и воспроизводства водных биологических ресурсов на территории края;

развитие береговой переработки водных биологических ресурсов на территории края;

оказание государственной поддержки рыбохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями края;

повышение эффективности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации

Основные мероприятия Государственной программы

-

организация и проведение рыбохозяйственных мероприятий;

организация и поддержка сельскохозяйственного производства;

реализация регионального проекта "Экспорт продукции АПК"

Основные показатели (индикаторы) Государственной программы

-

количество частных лососевых рыбоводных заводов на территории края (штук);

количество частных объектов (ферм, хозяйств) по выращиванию гидробионтов на территории края (штук);

объем выпуска молоди лососевых видов рыб частными рыбоводными заводами края (млн. штук);

объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства) организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами края (тонн);

объем добычи водных биологических ресурсов рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края (тыс. тонн);

объем производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края (тыс. тонн);

объем поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края (тыс. тонн);

объем инвестиций в основной капитал за счет собственных и заемных средств рыбохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств края (млн. рублей);

коэффициент эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации (единиц);

объем экспорта продукции АПК (рыбы и морепродуктов) (млн. долларов США)

Сроки и этапы реализации Государственной программы

-

Государственная программа реализуется в один этап - в течение 2014 - 2024 годов

Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, внебюджетных средств

-

Общий объем финансирования Государственной программы - 3 679,11562 млн. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 253,24670 млн. рублей,

2015 год - 420,15082 млн. рублей,

2016 год - 438,12020 млн. рублей,

2017 год - 230,12210 млн. рублей,

2018 год - 256,19810 млн. рублей,

2019 год - 226,05970 млн. рублей,

2020 год - 261,04360 млн. рублей,

2021 год - 301,04360 млн. рублей,

2022 год - 391,04360 млн. рублей,

2023 год - 421,04360 млн. рублей,

2024 год - 481,04360 млн. рублей;

из них:

из краевого бюджета - 9,52842 млн. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 1,34670 млн. рублей,

2015 год - 1,25082 млн. рублей,

2016 год - 1,22020 млн. рублей,

2017 год - 0,22210 млн. рублей,

2018 год - 1,29810 млн. рублей,

2019 год - 1,05970 млн. рублей,

2020 год - 1,04360 млн. рублей,

2021 год - 1,04360 млн. рублей,

2022 год - 1,04360 млн. рублей,

2023 год - 0 млн. рублей,

2024 год - 0 млн. рублей;

из них:

средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 8,18172 млн. рублей,

в том числе по годам:

2015 год - 1,25082 млн. рублей,

2016 год - 1,22020 млн. рублей,

2017 год - 0,22210 млн. рублей,

2018 год - 1,29810 млн. рублей,

2019 год - 1,05970 млн. рублей,

2020 год - 1,04360 млн. рублей,

2021 год - 1,04360 млн. рублей,

2022 год - 1,04360 млн. рублей,

2023 год - 0 млн. рублей,

2024 год - 0 млн. рублей;

из федерального бюджета, - 451,58720 млн. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 89,90000 млн. рублей,

2015 год - 89,90000 млн. рублей,

2016 год - 89,90000 млн. рублей,

2017 год - 89,90000 млн. рублей,

2018 год - 89,90000 млн. рублей,

2019 год - 0 млн. рублей,

2020 год - 0 млн. рублей,

2021 год - 0 млн. рублей,

2022 год - 0 млн. рублей,

2023 год - 1,04360 млн. рублей,

2024 год - 1,04360 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 3 218,00000 млн. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 162,00000 млн. рублей,

2015 год - 329,00000 млн. рублей,

2016 год - 347,00000 млн. рублей,

2017 год - 140,00000 млн. рублей,

2018 год - 165,00000 млн. рублей,

2019 год - 225,00000 млн. рублей,

2020 год - 260,00000 млн. рублей,

2021 год - 300,00000 млн. рублей,

2022 год - 390,00000 млн. рублей,

2023 год - 420,00000 млн. рублей,

2024 год - 480,00000 млн. рублей;

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

расширение ресурсной базы отрасли за счет развития аквакультуры и воспроизводства водных биологических ресурсов на территории края, увеличение объема добычи водных биологических ресурсов и объема производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных, увеличение потребления населением края рыбных товаров;

количество частных лососевых рыбоводных заводов на территории края - 6 штук;

количество частных объектов (ферм, хозяйств) по выращиванию гидробионтов на территории края - 3 штуки;

объем выпуска молоди лососевых видов рыб частными рыбоводными заводами края - 19,0 млн. штук;

объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства) организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами края - 120 тонн;

объем добычи водных биологических ресурсов рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края - 355,0 тыс. тонн;

объем производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края - 278,7 тыс. тонн;

объем производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков береговыми рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края - 85,0 тыс. тонн;

объем поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края - 180 тыс. тонн;

объем инвестиций в основной капитал за счет собственных и заемных средств рыбохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств края - 1 000,0 млн. рублей;

производительность труда (к уровню 2011 года) - 170,0 процентов;

коэффициент эффективности деятельности органов государственной власти края по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства Хабаровского края, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, - 1,0;

объем экспорта продукции АПК (рыбы и морепродуктов) - 271,2 млн. долларов США

1. Общая характеристика обоснования разработки Государственной программы


Рыбная отрасль Хабаровского края представляет собой сложный комплексный сектор экономики. Основными видами деятельности рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей являются добыча водных биологических ресурсов, их переработка и реализация в крае, в других регионах Российской Федерации и за рубежом.

Особенностями деятельности отрасли являются сезонность промысла, зависимость от климатических условий, трудности прогнозирования объемов вылова водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Это характеризует отрасль как сложный и проблематичный сектор экономики.

Несмотря на то, что доля рыбохозяйственного комплекса в общем объеме промышленного производства края составляет менее 5 процентов, и его доля на протяжении последних лет остается практически неизменной, он играет важную роль в социально-экономическом развитии Хабаровского края, так как определяет продовольственную безопасность и обеспечивает занятость населения в северных районах края.

На современном этапе государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении ресурсно-сырьевой базы видами ценных промысловых рыб.

Приоритетными направлениями развития аквакультуры в Хабаровском крае являются воспроизводство лососевых видов рыб, а также культивирование искусственного разведения других видов водных биологических ресурсов как во внутренних водоемах, так и в прибрежных морских водах.

На протяжении последних лет рыбная отрасль края демонстрирует стабильную положительную динамику, наращивая объемы добычи водных биологических ресурсов и производства рыбной продукции.

Несмотря на общую позитивную динамику развития рыбохозяйственного комплекса края, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию отрасли и реализации поставленных перед ней стратегических целей:

- истощение запасов водных биологических ресурсов;

- технологическая отсталость и высокий износ промыслового флота;

- отсутствие достаточного количества оборотных средств у рыбохозяйственных предприятий края для масштабного обновления рыбопромыслового флота и недостаток залоговых ресурсов для получения долгосрочных кредитов в российских кредитных организациях на строительство и обновление флота;

- большая доля в структуре экспорта продукции с низкой степенью переработки;

- отсутствие достаточного количества морозильных и холодильных мощностей у предприятий края для приема нерестовой сельди на берег при ежегодном сокращении количества судов, привлекаемых для приема нерестовой сельди;

- недостаток сырья для береговых предприятий, осуществляющих производство рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;

- отсутствие стимулирующих условий для строительства и модернизации судов рыбопромыслового флота, развития береговой инфраструктуры, глубокой переработки водных биологических ресурсов;

- отсутствие логистических схем продвижения рыбной продукции на внутренний рынок;

- несовершенство правового обеспечения функционирования рыбохозяйственного комплекса.

Таким образом, работа по дальнейшему развитию рыбохозяйственного комплекса на территории края требует совершенствования форм и методов, способных в дальнейшем повысить эффективность использования водных биологических ресурсов.

Решение задач в сфере развития рыбохозяйственной деятельности без использования программно-целевого метода приведет к снижению ресурсной базы края, старению и полному износу рыбопромыслового флота и объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, уменьшению объемов вылова и производства рыбо- и морепродуктов, рабочих мест, потребления товарной пищевой рыбной продукции, имеющей важное значение для здоровья нации, и в конечном результате, станет проблемой в обеспечении продовольственной безопасности края и страны в целом.

Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем обусловлено необходимостью применения комплексного и последовательного подходов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по исполнителям и ресурсам.

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики
в области агропромышленного комплекса.
Цели и задачи Государственной программы

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приоритетными направлениями развития рыбной отрасли определены:

- обеспечение производства рыбной продукции с глубокой степенью переработки;

- развитие перерабатывающих мощностей;

- развитие аквакультуры;

- наращивание темпов обновления рыболовного флота;

- создание торгово-логистических центров, позволяющих осуществлять полный цикл оборота рыбной продукции от приемки до доставки потребителям и утилизации отходов производства;

- привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты региона;

- принятие мер государственной поддержки, в том числе в части создания портовых и холодильных мощностей, для привлечения на российский берег водных биологических ресурсов с низкой степенью переработки;

- обеспечение населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов;

- создание в рыбохозяйственном комплексе высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий.

Основными приоритетными направлениями Государственной программы являются:

- развитие аквакультуры (рыбоводства) и воспроизводства водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края;

- создание современной производственной технологической базы, модернизация рыбоперерабатывающего сектора, в том числе строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота;

- оказание государственной поддержки рыбохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам края;

- ориентация политики в области использования водных биологических ресурсов, включая механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках;

- реализация органами государственной власти Хабаровского края полномочий, переданных им Российской Федерацией в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства Хабаровского края, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации.

Целью Государственной программы является обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса края на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых рыбохозяйственными организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами края.

Цель Государственной программы соответствует стратегическим целям Правительства Российской Федерации и Правительства Хабаровского края.

Достижение цели Государственной программы предусматривает решение следующих основных задач:

1) развитие аквакультуры (рыбоводства) на территории края.

В условиях негативного влияния на среду обитания различных направлений хозяйственной деятельности человека основным источником пополнения запасов водных биологических ресурсов является искусственное воспроизводство ценных видов рыб.

Выращивание молоди (личинок) ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее интенсивным и одновременно самым затратным методом воспроизводства рыбных запасов.

Строительство на территории края объектов по воспроизводству лососевых видов рыб будет способствовать сохранению ресурсной базы и соответственно более эффективной работе отрасли в целом.

В условиях, когда уловы ценных видов морских беспозвоночных и других гидробионтов сокращаются, а рыбные запасы внутренних водоемов находятся на уровне ниже среднего и поддерживаются за счет искусственного воспроизводства, единственным надежным источником увеличения ресурсной базы является аквакультура.

Наличие морских прибрежных зон в крае способствует развитию морской аквакультуры (марикультуры).

На основании проведенных научных исследований перспективным направлением, способным обеспечить экономическую эффективность, признано создание в акваториях, благоприятных по солености воды, температурному режиму и грунтам, хозяйств по выращиванию морского гребешка.

Создание объектов по искусственному выращиванию гребешка вызывает интерес у представителей бизнеса, имеются соответствующие инвестиционные проекты (предложения).

Успешная реализация таких инвестиционных проектов (предложений) позволит расширить использование ресурсного потенциала водных объектов края и обеспечить развитие товарного рыбоводства (аквакультуры).

По итогам реализации Государственной программы на территории края будут действовать 6 частных лососевых рыбоводных заводов, 3 частных объекта (фермы, хозяйства) по выращиванию гидробионтов. Ежегодный объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства) организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими фермерскими хозяйствами края составит 120 тонн. Объем выпуска молоди лососевых видов рыб частными рыбоводными заводами края к 2024 году составит 19,0 млн. штук;

2) развитие береговой переработки водных биологических ресурсов на территории края.

Развитие береговой переработки водных биологических ресурсов имеет стратегическое значение для развития рыбной отрасли края, особенно для ее прибрежных территорий, где добыча (вылов) водных биологических ресурсов, и их переработка являются основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории края.

Большая часть рыбоперерабатывающих организаций края остро нуждается в современном, отвечающем международным требованиям и потребительскому спросу оборудовании: сортировочном, филетировочном, вакуумно-упаковочном, погрузо-разгрузочном, транспортировочном, морозильных аппаратах и другом оборудовании для переработки рыбо- и морепродуктов.

Основными мерами, направленными на развитие рыбоперерабатывающих производств, станут:

- привлечение рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей края к реализации инвестиционных проектов в рамках территории опережающего социально-экономического развития "Николаевск" (далее - ТОСЭР "Николаевск") и оказание им содействия в соответствии с полномочиями в получении статуса резидента ТОСЭР "Николаевск";

- оказание содействия рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям края в организации строительства новых рыбоперерабатывающих производств на территории края (помощь в решении вопросов выделения земельных участков, аренды помещений и других вопросов в соответствии с полномочиями).

Строительство новых, а также модернизация действующих рыбоперерабатывающих производств обеспечат рост объемов глубокой переработки водных биологических ресурсов, внедрение безотходных технологий обработки сырья, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, уменьшат конкурентный разрыв между производителями, сократят рост доли импортных рыбных товаров на внутреннем рынке, обеспечат выход на международный рынок.

Справочная (прогнозная) информация об объемах финансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации в рамках Государственной программы, приведена в приложении N 5 к настоящей Государственной программе;

3) оказание государственной поддержки за счет средств краевого бюджета рыбохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями края.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 26 июля 2005 г. N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" право на получение краевой государственной поддержки имеют осуществляющие свою деятельность на территории края сельскохозяйственные товаропроизводители, указанные в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а именно организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские фермерские хозяйства, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах).

Учитывая высокие процентные ставки по кредитам, предоставление рыбохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам края субсидий за счет средств краевого бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, будет способствовать решению задач, стоящих перед рыбохозяйственным комплексом края;

4) повышение эффективности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, на осуществление которых предусмотрены субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формирующие в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 1309-р, единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на 2015 - 2022 годы.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 16 утверждены значения целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, на 2017 - 2019 гг. (далее также - целевые показатели).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»