5.2.2. Остров Большой Уссурийский - зона инноваций и международной кооперации
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2021 N 574-пр)
В настоящее время Хабаровский край - единственный субъект Российской Федерации, граничащий с КНР, не имеющий круглогодичного наземного пассажирского и грузового перехода.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 19.06.2024 N 223-пр)
Остров Большой Уссурийский (далее также - остров) общей площадью 254 кв. километра расположен на р. Амур на территории Российской Федерации и КНР. В 2008 году в результате демаркации восточного участка российско-китайской границы остров разделен на российскую - 174 кв. километра и китайскую - 80 кв. километров части.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 19.06.2024 N 223-пр)
Остров является уникальным для мировой практики приграничного сотрудничества объектом, его развитие как точки экономического роста необходимо осуществлять в кооперации с китайской стороной.
Координацию развития российской части острова с 2012 года осуществляет Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. На российской части острова в 2014 году введен в эксплуатацию мост, соединяющий его с Хабаровской городской агломерацией.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 19.06.2024 N 223-пр)
Правительством края определены три этапа по его развитию.
Первый этап - строительство грузопассажирского пункта пропуска и подъездной автодороги к нему.
Остров находится на пересечении международных транспортных коридоров Дальнего Востока и Северо-Востока КНР, связан с Транссибирской магистралью и Байкало-Амурской магистралью сетями железных дорог, федеральными автомобильными дорогами, имеет транзитный потенциал и может быть успешно интегрирован в развитие точек экономического роста Хабаровского края и стать драйвером опережающего социально-экономического развития Хабаровского края.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 12.07.2023 N 315-пр)
Создание пункта пропуска также позволит снизить до 30 процентов транспортно-логистические издержки экспортеров края.
Поток экспортно-импортных грузов будет сконцентрирован на новой автодорожной сети с организацией обработки и хранения на базе "сухого порта" (логистического центра) в районе площадки "Ракитное" ТОР "Хабаровск". По предварительным оценкам, грузооборот пункта пропуска на первом этапе составит 700 тыс. тонн в год с последующим ростом к 2030 году до 1,3 млн. тонн в год.