Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года (с изменениями на 19 июня 2024 года)



Раздел 8. РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 24.11.2021 N 574-пр)


В условиях неопределенностей, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, введением ограничений на свободное перемещение людей и товаров между странами мира, развитие регионов как составных частей Российской Федерации приобретает особое значение для обеспечения устойчивого экономического развития национальной экономики.


Сложный комплекс межрегиональной кооперации Хабаровского края с субъектами Российской Федерации оказывает прямое влияние на уровень промышленного и социально-экономического развития региона. Масштабы и интенсивность межрегиональных торгово-экономических связей края с регионами Российской Федерации в последние годы динамично развиваются.


В силу географического положения, территориальной удаленности от центра страны наиболее активно край осуществляет торгово-экономическое сотрудничество с регионами Дальневосточного федерального округа. В настоящее время на долю субъектов Дальневосточного федерального округа приходится 59 процентов общего объема товарооборота Хабаровского края с субъектами Российской Федерации.


Основным макрорегионом вывоза производимой в крае продукции также является Дальневосточный федеральный округ. Из дальневосточных регионов наибольшая доля поставок краевой продукции приходится на Приморский край, Амурскую область, Сахалинскую область, Республику Саха (Якутия), Еврейскую автономную область, Камчатский край.


В структуре вывоза краевой продукции преобладают топливно-энергетические товары (дизельное топливо, мазут топочный, мазут) и продовольствие (в том числе рыба и продукты ее переработки).


Основные поставки товаров в край осуществляются из г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Приморского и Красноярского краев, Сахалинской, Московской, Ленинградской, Иркутской, Амурской, Кемеровской, Челябинской, Ростовской и Омской областей.


В структуре ввозимой в край продукции наибольшую долю составляют продовольственные товары, продукция топливно-энергетического комплекса (уголь, продукция нефтепереработки), продукция автопромышленного комплекса (грузовые и легковые автомобили, автобусы, шины), продукция черной металлургии (прокат черных металлов, стальные трубы), строительные материалы, продукция химической промышленности, природный газ.


Ограничительные меры, направленные на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, привели к росту объемов межрегиональной торговли.


Первое место по поставкам продовольственных и непродовольственных товаров для торговых компаний края занимает г. Москва - 41,6 процента от общего объема ввозимой в край продукции. Крупные торговые сети края работают по прямым договорам с производителями г. Москвы. Ассортимент поставляемой продукции достаточно широкий (молочная и мясная продукция, кондитерские изделия, крупы и злаки и др.).


Ввоз мяса и мяса птицы осуществляется в основном из субъектов Дальневосточного федерального округа, прежде всего, Приморского края и Амурской области. Из Приморского края в Хабаровский край завозятся мясная и молочная продукция, мясные полуфабрикаты, сыры, кондитерские изделия и др. На долю Приморского края среди общего объема ввоза из субъектов Дальневосточного федерального округа приходится 42,7 процента ввозимой пищевой продукции. Из Амурской области в Хабаровский край завозятся мясная и молочная продукция, мясные полуфабрикаты, сыры и др. Из Сахалинской области в край ввозятся овощи и рыбная продукция, в том числе морская капуста.


Действие международных экономических санкций в отношении России привело к усилению роли межрегиональной кооперации между субъектами Российской Федерации в части усиления межрегиональной промышленной кооперации для обеспечения выпуска конкурентоспособной, востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции машиностроения.


В результате к 2023 году должна завершиться работа по переходу на национальные составляющие при реализации проекта строительства самолетов Sukhoi Superjet 100, выпускаемых в г. Комсомольске-на-Амуре. К 2021 году произведено 208 самолетов. Поставки составных частей осуществляются из нескольких регионов России, в том числе из г. Новосибирска (филиал акционерного общества "Компания "Сухой" "Новосибирский авиационный завод имени В.П.Чкалова" поставляет отсеки Ф1, Ф5, Ф6, горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение) и г. Воронежа (публичное акционерное общество "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" поставляет детали из полимерных композитных материалов).


В целях обновления пассажирского, грузопассажирского и круизного флотов для организации транспортного сообщения между материком и островом Сахалин на судостроительных предприятиях Хабаровского края строятся паромы для нужд Сахалинской области.


Для нужд Министерства обороны Российской Федерации ведется строительство корветов проекта 20380 (20385) типа "Стерегущий" с участием проектантов и судостроительных предприятий из ряда регионов России, в том числе из г. Санкт-Петербурга (проектная организация, производство радиолокационных комплексов), Ленинградской области (композитные панели для надстройки), Московской области (г. Коломна, силовые установки).