РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 ноября 2017 года N 788-рп
Об утверждении Плана комплексного развития потребительского рынка,
пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края
на 2018-2024 годы*
(с изменениями на 5 июня 2020 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2020 года N 600-рп
________________________________
______________________
*Наименование изменено Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2020 года N 600-рп - см. предыдущую редакцию.
В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733, Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р, Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. N 1083-р, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20, а также в целях реализации на территории Хабаровского края прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 23 декабря 2016 г. N 1022-рп, Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр: (в редакции Распоряжения Правительства Хабаровского края от 5 июня 2020 года N 600-рп - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемый План комплексного развития потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края на 2018-2024 годы (далее - План). (Пункт изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2020 года N 600-рп - см. предыдущую редакцию).
2. Контроль за выполнением Плана возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края. (Пункт изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2020 года N 600-рп - см. предыдущую редакцию).
ПЛАН
комплексного развития потребительского рынка, пищевой и
перерабатывающей промышленности Хабаровского края на 2018-2024 годы*
______________________
*Наименование изменено Распоряжением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2020 года N 600-рп - см. предыдущую редакцию.
1.1. Потребительский рынок Хабаровского края
Экономическая ситуация в 2015-2016 годах складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, продолжения действия экономических санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки.
На фоне снижения денежных доходов населения, численности постоянного населения наблюдалось снижение потребительского спроса и, как следствие, снижение оборота розничной торговли (2015 год - 95,3%, 2016 год - 99,7% к уровню предыдущего года).
С начала 2017 года наблюдается улучшение экономической ситуации, оборот розничной торговли в Хабаровском крае (далее также - край) по итогам 8 месяцев составил 102,3 процента к соответствующему периоду 2016 года.
Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 80,0 процентов всех денежных расходов населения края.
Вид деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" формирует 15,0 процентов валового регионального продукта.
Отрасль наиболее привлекательна для малого бизнеса. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства края более 40,0 процентов работает на потребительском рынке.
В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения края осуществляют деятельность 31,5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. В отрасли занято свыше 150 тыс. человек (по полному кругу организаций и индивидуальных предпринимателей), что составляет более 20,0 процентов от общей численности занятых в экономике края.
Доля налоговых поступлений в бюджет края от предприятий потребительского рынка в 2016 году составила 8,5 процента.
Потребительский рынок характеризуется высокой инвестиционной активностью, ежегодно в отрасль вкладывается более 1 млрд. рублей инвестиций, 99,0 процентов данного сектора экономики находится в частной собственности.
В целях развития отраслевой инфраструктуры средства направляются на строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий.
Предприятия выходят на уровень, соответствующий европейским стандартам по уровню обслуживания, насыщению рынка качественными товарами и услугами.
Инфраструктура потребительского рынка края представлена 7,6 тыс. объектов розничной торговли, 5 розничными рынками на 432 торговых места, 87 ярмарками на 4 889 торговых мест, 26 оптово-розничными базами, 2,5 тыс. предприятий бытового обслуживания населения, 1,6 тыс. предприятий общественного питания.
Учитывая сложившиеся экономические условия, вектор развития потребительского рынка ориентирован на создание условий для формирования многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности, в том числе малых и средних форматов торговли, нестационарной, ярмарочной, а также мобильной торговли.
1.1.1. Розничная торговля.
По состоянию на 01 января 2017 г. услуги торговли в крае оказывают 7 587 предприятий стационарной розничной торговли с торговой площадью 1 005,7 тыс. кв. метров. С 2014 года количество предприятий торговли уменьшилось на 8 торговых объектов при увеличении торговых площадей на 97,8 тыс. кв. метров, количество предприятий общественного питания увеличилось на 80 единиц и на 2,6 тыс. посадочных мест, предприятий бытового обслуживания увеличилось на 127 единиц.
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей по краю составляет 753,6 кв. метра, что превышает установленный в крае минимальный норматив на 239,5 кв. метра (норматив - 514,1 кв. метра).
За период с 2014 по 2016 год обеспеченность торговыми площадями увеличилась на 77,1 кв. метра на 1 тыс. жителей, или на 11,0 процентов.
В розничной торговле факторами, обеспечивающими рост объемов оборота, являются гибкая ценовая политика, оптимизация ассортимента реализуемых товаров за счет развития новых форм торговли.
Структура розничных каналов продаж продолжает меняться в сторону современных форматов торговли. Наблюдается сокращение количества магазинов с традиционной формой обслуживания при расширении сети предприятий, осуществляющих реализацию товаров по методу самообслуживания, а также с организацией кулинарного и хлебопекарного производства. Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 211 единиц, по состоянию на 01 января 2017 г. в крае работает 1 138 предприятий такого типа с торговой площадью 307,8 тыс. кв. метров.
Активно ведется строительство крупных торгово-развлекательных центров, гипер- и супермаркетов.
Всего в крае работает 209 торговых центров площадью 388,7 тыс. кв. метров, с 2014 года торговая площадь увеличилась на 103,8 тыс. кв. метров.
Доля торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по краю составляет около 25,0 процентов и по сравнению с 2014 годом увеличилась на 2,6 процентного пункта.
Наряду с крупными объектами торговли развиваются магазины формата "У дома". По состоянию на 01 января 2017 г. их количество составило 3 801 объект торговой площадью 260,7 тыс. кв. метров.
Обретает популярность дистанционная торговля через интернет-мага- зины, продажи по каталогам. Доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли возросла с 0,8 процента в 2014 году до 1,7 процента в 2016 году.
Несмотря на то, что уровень обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей превышает установленный в крае минимальный норматив, в крае существуют диспропорции в территориальном размещении инфраструктуры потребительского рынка, уровне обслуживания городского и сельского населения.
Обеспеченность торговыми площадями в отдельных сельских поселениях не достигает норматива. Отток населения из отдаленных районов края, низкая покупательская способность не мотивируют хозяйствующих субъектов к открытию объектов торговли в сельской местности. Недостаток торговых площадей существует в 58 поселениях Аяно-Майского, Комсомольского, Тугуро-Чумиканского и Хабаровского муниципальных районов края.
По состоянию на 01 января 2017 г. в крае осуществляют деятельность 4 349 нестационарных торговых объектов.
В целях поддержки социально незащищенных слоев населения реализацию продовольственных товаров на льготных условиях в крае осуществляют 162 объекта торговли. По сравнению с 2014 годом количество предприятий, обслуживающих социально незащищенных граждан, увеличилось на 38 единиц.
В целях снижения социальной напряженности в северных районах края с 2012 года осуществляется возмещение из краевого бюджета транспортных расходов по доставке в районы с ограниченными сроками завоза грузов отдельных видов товаров.
Субсидии предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим доставку муки, сахара, молока сухого, детского питания и яблок. С 2017 года в этот перечень добавлены масло растительное и сливочное, крупы рис и гречка, макаронные изделия. В 2014-2016 годах сумма предоставленных субсидий из краевого бюджета составила 44,3 млн. рублей. В краевом бюджете на 2017 год на эти цели предусмотрено 20,4 млн. рублей.
Основной целью субсидирования транспортных расходов является снижение средних розничных цен на субсидируемые продукты для населения северных районов с ограниченными сроками завоза грузов. По итогам 2016 года розничные цены на указанные товары в данных районах снизились по сравнению с аналогичными товарами, по которым субсидия не выдавалась, в среднем от 18,7 до 46,3 рубля за 1 кг в зависимости от стоимости доставки.
1.1.2. Рынки и ярмарки.
Одним из приоритетных вопросов развития торговли является импортозамещение; предприятия торговли проявляют повышенную заинтересованность в реализации продукции отечественных производителей и, в первую очередь, производителей края. Основной площадкой для реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей являются рынки и ярмарки.
В настоящее время в крае осуществляют деятельность пять розничных рынков на 432 торговых места, в том числе 183 торговых места отведено для реализации сельскохозяйственной продукции. Объем продажи товаров на рынках и ярмарках в 2016 году по сравнению с 2014 годом сократился с 7,9 до 7,1 млрд. рублей. Доля продажи товаров на рынках в 2016 году составила 2,4 процента в общем объеме оборота розничной торговли и по сравнению с 2014 годом сократилась на 0,9 процентного пункта.
В крае действуют 86 ярмарок на 5 010 торговых мест, в том числе 44 сельскохозяйственные ярмарки на 1 980 торговых мест. Всего на ярмарках создано 2 380 торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции.
В 2017 году в крае организована работа трех торговых площадок для реализации продукции местных производителей на 467 мест (площадки рядом с международным торговым центром "Выборгский", торговым центром "ЭкоДом", Центральным продовольственным рынком), из них 276 мест предоставляются на бесплатной основе.
1.2. Пищевая и перерабатывающая промышленность края
Пищевая и перерабатывающая промышленность края является частью агропромышленного комплекса края, тесно связана с сельским хозяйством как поставщиком сырья, с торговлей как системой сбыта готовой продукции. Этот вид экономической деятельности представляет собой совокупность производств пищевых продуктов, включая производство напитков.
Пищевая и перерабатывающая промышленность края является одной из системообразующих сфер экономики края, формирующей продовольственную и экономическую безопасность региона, ей наряду с сельским хозяйством принадлежит ведущая роль в решении проблемы обеспечения населения края продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания.
Перед пищевой и перерабатывающей промышленностью края стоит задача повышения эффективности работы организаций, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции.
Пищевая и перерабатывающая промышленность края объединяет около 300 действующих организаций, где занято более 7,3 тыс. человек.
Наибольшая часть предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края сконцентрирована в отраслях:
- молокоперерабатывающей промышленности;
- мясоперерабатывающей промышленности;
- хлебопекарной промышленности;
- пивоваренной промышленности;
- алкогольной промышленности.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края в 2016 году отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 21,5 млрд. рублей (в ценах текущих лет), или на 2,4 процента больше, чем в 2015 году. При этом индекс производства пищевых продуктов (без учета рыбной продукции) составил 97,1 процента.
В 2016 году предприятия перечислили в бюджетную систему края 4,9 млрд. рублей (рост - 1,0%).
По ряду отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности края наблюдался рост производства: мяса и субпродуктов - на 28,4 процента, кондитерских изделий - на 3,5 процента, водки - на 10,6 процента, мороженого - на 14,0 процентов, мясных полуфабрикатов - на 1,2 процента.
В то же время существенно снижены объемы производства по пиву - на 8,3 процента, цельномолочной продукции - на 12,1 процента (с молочным напитком - на 6,4%), по хлебу и хлебобулочным изделиям - на 7,3 процента, колбасным изделиям - на 0,6 процента.
Снижение производства цельномолочной продукции обусловлено в первую очередь уменьшением производства молока сельскохозяйственными предприятиями края в 2016 году на 4,5 процента. Самообеспеченность края молоком снижается ежегодно. Как следствие, снижается и переработка сырого молока производителями края.
Значительным негативным фактором для молокоперерабатывающей отрасли стал и рост цен на сырье, который в течение 2016 года составил от 22,9 до 240,0 процентов.
Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий снижался под влиянием перераспределения объемов производства от крупных производителей к малым и средним производителям, а также предприятиям торговли. Почти все крупные торговые сети осуществляют производство хлебобулочных изделий, развивают его, расширяют ассортимент выпускаемой продукции.
По колбасным изделиям незначительное снижение на 0,6 процента связано с жесткой конкуренцией по цене с аналогичной продукцией, завезенной из соседних субъектов, в том числе Приморского края, Амурской области.
Основными причинами снижения объемов производства пива в крае стало введение с 01 января 2016 г. Единой государственной автоматизированной информационной системы для предприятий оптовой и розничной торговли (по оценке потери объемов - до 5,0%), а также рост акцизов на пиво с 01 января 2016 г. на 11,1 процента (с 18 до 20 рублей за 1 литр) и, как следствие, рост оптово-отпускных цен на пиво с 01 марта 2016 г. на 10,0 процентов.
Результаты работы отрасли в сравнении с основными субъектами Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) представлены в таблице.
Динамика объемов производства пищевых продуктов в субъектах ДФО в 2016 году
(процентов к соответствующему периоду прошлого года) | |||||
Регион | Хлебобулочные изделия | Кондитерские изделия | Изделия колбасные | Мясо и субпродукты | Цельномолочная продукция |
Российская Федерация | 98,7 | 102,6 | 98,7 | 106,9 | 102,0 |
ДФО | 98,0 | 98,2 | 98,9 | 106,3 | 104,2 |
Хабаровский край | 92,7 | 103,5 | 99,4 | 128,4 | 87,9 |
Приморский край | 95,1 | 100,7 | 98,2 | 100,8 | 95,1 |
Амурская область | 100,0 | 95,6 | 91,6 | 100,7 | 108,2 |
В течение 2016 года предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края проводились мероприятия по внедрению новых технологий и производств, модернизации и техническому перевооружению производства. На эти цели в 2016 году направлено около 220 млн. рублей, что на 10,0 процентов больше, чем в 2015 году.
В 2016 году освоено и внедрено в производство 41 новое наименование пищевой продукции: 5 - молочной продукции, включая 1 мороженое, 4 - колбасных изделий и мясных деликатесов, 6 - мясных полуфабрикатов, 9 - хлебобулочных изделий, 9 - кондитерских изделий, 6 - пива, 1 - алкогольной продукции, 1 - слабоалкогольной продукции.