ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 года N 520-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр
"О государственной программе Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики
Хабаровского края"
В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", Перечнем государственных программ Хабаровского края, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп, Правительство края
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", заменив в наименовании, пункте 1 слова "и молодежной политики Хабаровского края" словами "в Хабаровском крае".
2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Хабаровского края от 20 мая 2013 г. N 116-пр "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края на проведение краевых мероприятий в области образования и молодежной политики".
И.о. Председателя
Правительства края
С.В. Щетнёв
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 05 июня 2012 года N 177-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 29 декабря 2014 года N 520-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие образования в Хабаровском крае"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Развитие образования в Хабаровском крае"
Ответственный исполнитель | - министерство образования и науки Хабаровского края (далее - край) |
Соисполнители, участники | - министерство строительства края; министерство социальной защиты населения края; министерство культуры края; министерство информационных технологий и связи края; министерство экономического развития и внешних связей края; главное управление реализации общественно-государственного сотрудничества и социальных инициатив Губернатора и Правительства края; комитет по инвестициям и инновационному развитию Правительства края; органы местного самоуправления края (по согласованию) |
Цель государственной программы | - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития края |
Задачи государственной программы | - достижение современного качества образования как института социального развития; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей; приведение структуры и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики края |
Основные мероприятия государственной программы | - развитие дошкольного образования; повышение доступности и качества общего образования; развитие механизмов непрерывного педагогического образования; информатизация образования; обеспечение участников образовательного процесса психолого-медико-педагогической помощью; развитие системы оздоровления и отдыха детей; повышение доступности и качества дополнительного образования и воспитания детей; поддержка научно-исследовательской деятельности в крае; защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; повышение качества профессионального образования |
Основные показатели (индикаторы) | - удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (доступность дошкольного образования); отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края; доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях; отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по краю; доля общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, в общей численности общеобразовательных организаций края; доля детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости от общего числа молодежи в возрасте от 6 до 18 лет; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы; отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края; доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов; доля выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года; отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате по краю |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - 2013-2020 годы: I этап: 2013 год - 2014 год; II этап: 2015-2016 годы; III этап: 2017-2020 годы |
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем средств краевого бюджета, направляемых на реализацию мероприятий государственной программы, составляет 158 056,501 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 17 708,027 млн. рублей; 2014 год - 20 150,767 млн. рублей; 2015 год - 19 944,929 млн. рублей; 2016 год - 18 812,374 млн. рублей; 2017 год - 20 360,101 млн. рублей; 2018 год - 2020 годы - 61 080,303 млн. рублей |
Конечный результат реализации государственной программы | удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составит 100 процентов; отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края составит 100 процентов; доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, возрастет до 84,8 процента; отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате по краю составит 100 процентов; доля общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, составит 100 процентов; доля детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости возрастет до 80 процентов; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, возрастет до 85 процентов; отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края составит 100 процентов; доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, возрастет до 97,25 процента; доля выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года возрастет до 80 процентов; отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате по краю составит 100 процентов; доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, возрастет до 88 процентов; доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, возрастет до 90 процентов; охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций возрастет до 90 процентов; укомплектованность общеобразовательных организаций педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, возрастет до 85 процентов |
1. Общая характеристика текущего состояния образования края
Система образования и воспитания края по состоянию на 01 сентября 2013 г. включает 1 003 организации с контингентом более 290 тысяч обучающихся и воспитанников.
В период 2005-2011 годов развитие системы образования края осуществлялось в рамках следующих направлений:
- институциональные преобразования на основе реализации современных организационных и экономических механизмов (внедрение новой системы оплаты труда (далее - НСОТ), нормативно-подушевого финансирования; развитие государственно-общественного управления, практики публичной отчетности образовательных организаций);
- формирование современной инфраструктуры образования (реструктуризация сети образовательных организаций, улучшение материально-технической базы, создание комфортной и безопасной образовательной среды);
- обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий (подготовка к переходу на новые образовательные стандарты, организация профильного обучения, развитие вариативных форм получения образования, внедрение технологий развивающего обучения, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий дистанционного и электронного обучения);
- внедрение новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, ранним детским аутизмом, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития;
- развитие кадрового потенциала отрасли образования (модернизация системы повышения квалификации, совершенствование порядка аттестации педагогических кадров, повышение заработной платы, реализация мер социальной поддержки, поддержка инновационной деятельности в образовании);
- формирование системы оценки качества образования (оценка уровня предметной обученности обучающихся, совершенствование процедур итоговой аттестации обучающихся, лицензирования и аккредитации образовательных организаций);
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие малозатратных форм отдыха, в том числе оздоровительных лагерей дневного пребывания детей;
- реструктуризация сети и создание новых типов профессиональных образовательных организаций;
- оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы края;
- развитие государственно-общественного характера управления образованием в крае и укрепление социального партнерства;
- создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей;
- создание условий для эффективной социализации детей, находящейся в трудной жизненной ситуации.
По каждому из направлений в системе образования края за указанный период произошли устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития.
В результате институциональных преобразований на основе реализации современных организационных и экономических механизмов в 100 процентах образовательных организаций края введено нормативное подушевое финансирование и НСОТ.
Введение нормативов подушевого финансирования позволило рассчитывать объем финансирования муниципальным дошкольным и общеобразовательным организациям исходя из среднегодовой численности воспитанников и обучающихся.
НСОТ создала условия для реализации более гибких подходов к регулированию оплаты труда работников. В структуру заработной платы вошли повышающие коэффициенты за квалификацию работника, стимулирующие выплаты за качественный и результативный труд.
Реализация в крае комплексного проекта модернизации региональных систем общего образования (2011-2013 годы) позволила к концу 2011 года повысить среднюю заработную плату учителей по отношению к 2009 году на 62 процента (25 494 рублей).
Заработная плата учителей за 2012 год составила 27 627 рублей; педработников школ - 26 326 рублей.
Важным показателем эффективности модернизации системы образования края и развития самостоятельности образовательных организаций стало внедрение системы государственно-общественного управления образованием.
В структуру государственно-общественного управления системой образования края входят: краевой государственно-общественный совет по вопросам образования; 14 муниципальных советов по вопросам образования, 11 общественно-координационных советов при главах городских округов и муниципальных районов края, краевой родительский совет.
Система государственно-общественного управления в настоящее время действует в 92 процентах общеобразовательных организаций (2009 год - 58%).
Формируются условия для повышения открытости образовательных организаций.
По итогам 2010 - 2011 учебного года представили публичные отчеты на общешкольных собраниях, сайтах образовательных организаций, в средствах массовой информации, на сельских сходах граждан, расширенных заседаниях органов представительной власти 99 процентов дневных общеобразовательных школ. Доля общеобразовательных организаций, имеющих собственные сайты, увеличилась с 74 процентов в 2007 году до 98,6 процента в 2013 году.
В результате мероприятий по формированию современной инфраструктуры образования были разработаны и реализованы различные модели развития муниципальных систем дошкольного образования и реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных организаций.
Расширилось видовое разнообразие дошкольных образовательных организаций в результате возврата в систему дошкольного образования, открытия групп, ранее занятых не по назначению, апробации в крае новых форм и моделей предоставления услуг дошкольного образования, увеличилась численность детей, посещающих организации, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования.
На 01 января 2013 г. услугами дошкольного образования охвачено 69,5 процента дошкольников от одного до семи лет, что на 9,5 процента больше по сравнению с 2009 годом.
За период с 2009 по 2011 год количество мест в дошкольных образовательных организациях увеличилось более чем на 2,5 тысячи единиц, а численность детей в детских садах - на 4,5 тысячи человек. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в целом по краю на начало 2013 года составило 97,9 процента.
Наметились положительные тенденции в организации предшкольного образования. В 2011 году 99,1 процента всех первоклассников получили подготовку к школе на базе образовательных организаций.
С целью создания необходимых условий получения общего образования в 11-ти муниципальных образованиях края создано 16 ресурсных центров, девять базовых школ, три социокультурных центра, одна профильная школа старшей ступени обучения.
Появились новые формы профессиональных образовательных организаций: 21 краевая специализированная (профильная) образовательная организация, осуществляющая подготовку кадров для базовых предприятий края,
2 ресурсных центра для переобучения и повышения квалификации работников в области судостроения и строительства, 15 многоуровневых организаций, осуществляющих подготовку по интегрированным программам, 5 колледжей малого города.
Реорганизация сети профессиональных образовательных организаций позволила оптимально подойти к формированию перечня профессий и специальностей, исключив по ряду специальностей их дублирование, с учетом кризиса как перепроизводства, так и недопроизводства кадров по отдельным отраслям.
За 5 лет (с 2009 по 2013 год) в крае построено 18 объектов образования на 2588 мест. На строительство образовательных учреждений за данный период из бюджетов всех уровней израсходовано 5277,85 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1197,08 млн. рублей, из краевого бюджета - 3573,74 млн. рублей, из местных бюджетов - 507,03 млн. рублей.
Обеспечены пожарно-охранной сигнализацией 100 процентов образовательных организаций, кнопкой экстренного вызова наряда полиции - 82 процента организаций. Ограждение по всему периметру территории имеют 83 процента организаций, системами видеонаблюдения оснащены 63 процента организаций.
Одним из факторов сохранения здоровья школьников является организация полноценного сбалансированного питания и медицинского обслуживания. В образовательных организациях края всеми формами питания обеспечены 94,5 процента школьников, в том числе горячее питание получают 86,3 процента, что на 12,5 процента выше по сравнению с 2010 годом.
В 2011 году продолжилась работа по ремонту и оснащению оборудованием медицинских кабинетов школ в соответствии с утвержденными стандартами на условиях софинансирования. На приобретение медицинского оборудования из краевого бюджета по отрасли "Образование" израсходовано 4,4 млн. рублей для 45 кабинетов общеобразовательных школ 15 территорий края. Это позволило увеличить количество школ, имеющих медицинские кабинеты, до 237.
В результате работы по обеспечению образовательных организаций современным оборудованием и пособиями показатель обеспеченности организаций современной учебной базой вырос с 4 процентов в 2005 году до 52 процентов от потребности в 2010 году. В течение последних четырех лет 100 процентов обучающихся общеобразовательных школ обеспечиваются бесплатными учебными пособиями.
Благодаря реализации мероприятий по развитию современной инфраструктуры образования в крае доля обучающихся, которые обучаются в соответствии с основными современными требованиями к реализации образовательных программ, увеличилась до 40 процентов.
В результате мероприятий по обновлению содержания образования и внедрению современных образовательных технологий 100 процентов дошкольных образовательных организаций работают на основе федеральных государственных требований к программам дошкольного образования, 100 процентов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в 2011 году начали реализацию федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения.
Развиваются вариативные формы организации общего образования. Семейная форма обучения организована для 47 обучающихся (рост на 26% за последние три года), экстернат - для 29 обучающихся. Организовано обучение 212 обучающихся из 14 территорий края, находящихся на длительном лечении в больницах, 56 человек, содержащихся под стражей в следственных изоляторах. В организациях Федеральной службы исполнения наказаний действуют вечерние (сменные) общеобразовательные школы, учебно-консультационные пункты, в которых обучаются более 1 400 обучающихся.
Совершенствуется работа по организации профильного обучения в общеобразовательных организациях. Предпрофильной подготовкой охвачено 100 процентов обучающихся 9-х классов по 18 направлениям. Профильное обучение на старшей ступени общего образования организовано по 18 профилям в 84 процентах общеобразовательных организаций во всех муниципальных образованиях края для 88 процентов обучающихся 10 - 11 классов. Обучение по индивидуальным учебным планам организовано для 8 процентов обучающихся старшей ступени.
В целях реализации принципа доступности образования с 2009 года в крае организовано дистанционное обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому. В 2013 году продолжается дистанционное обучение 166 детей-инвалидов (в 2012 году - 190 детей, в 2011 году - 155 детей, в 2010 году - 71 ребенок, в 2009 году - 33 ребенка).
В результате мероприятий по внедрению новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, ранним детским аутизмом, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, расширяется спектр образовательных услуг и форм обучения, предоставляемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных психофизических возможностей:
- инклюзивно обучается 7 867 человек, что составляет 75 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, - 2 608 человек, что составляет 25 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
на дому - 689 человек, что составляет 6 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Хабаровском крае сложилась система оздоровления, отдыха и занятости детей. Сохранена сеть загородных оздоровительных организаций (2013 год - 26; 2012 год - 26), увеличено количество оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей (2013 год - 426, 2012 год - 408); палаточных лагерей (2013 год - 12, 2012 год - 10), лагерей труда и отдыха (2013 год - 17, 2012 год - 10).
Доля детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением, удерживается в крае на уровне не менее 75 процентов в смену от общего числа детей данной возрастной категории, проживающих на территории Хабаровского края; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственных образовательных организаций, охваченных отдыхом и оздоровлением - 100 процентов от общего числа детей данной категории, проживающих на территории Хабаровского края.
Увеличивается в крае показатель эффективности оздоровления: выраженный оздоровительный эффект отмечен в 2013 году у 90,7 процента (2012 год - 86,5%, 2011 год - 86,4%) отдохнувших детей.
Повышению эффективности работы в данном направлении способствуют деятельность краевой межведомственной комиссии по координации отдыха, оздоровления и занятости детей, городских и муниципальных межведомственных комиссий.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли позволила стабилизировать ситуацию в области обеспеченности образовательных организаций края квалифицированными специалистами.
В целях привлечения и закрепления молодых учителей в школах края установлена ежемесячная надбавка в размере 35 процентов ставки в течение трех лет с момента окончания учебного заведения. При трудоустройстве в образовательные организации на педагогические должности выпускникам вузов выплачивается единовременное пособие в размере четырех должностных окладов, осуществляется оплата проезда к месту трудоустройства и закрепления; выделяются средства на строительство, приобретение и ремонт жилья. Продолжается реализация краевых программ образовательного кредита и сберегательного капитала. Сельские учителя получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
С 2011 года увеличен размер повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию специалистам с 0,25 до 0,75. Отменены ограничения, связанные с оплатой педагогическим работникам только одной ставки учебной нагрузки. Развивается персонифицированная система повышения квалификации, начата реализация нового порядка аттестации педагогических и руководящих кадров.
По образовательным программам "Современный менеджмент образования" и "Эффективный менеджмент" за счет средств федерального и краевого бюджетов в 2009-2010 годах прошли повышение квалификации 74 процента руководителей образовательных организациях и органов управления образованием всех уровней.
В рамках мероприятий по созданию и развитию региональной системы оценки качества образования выстроена единая система диагностики и контроля состояния образования, которая обеспечивает своевременное выявление изменений и определение факторов, влияющих на качество образования в крае. С 2009 года в образовательных организациях осуществляется диагностика уровня предметной обученности обучающихся, по результатам которой в 52 процента образовательных организаций направлены рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.