Межбюджетные трансферты местным бюджетам составляют 25 - 30 процентов расходов краевого бюджета. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования и развития межбюджетных отношений.
В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования местных бюджетов, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Хабаровского края от 29 сентября 2005 г. N 297 "О порядке и методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)" осуществляется замена части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от налога на доходы физических лиц. Дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от налога на доходы физических лиц зачисляются по нормативу от 20 до 85 процентов. Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и закрепление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц производится на три года и устанавливается законом края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), который в последующих бюджетных циклах не может быть снижен.
Сокращение дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности местных бюджетов в перспективе должно прослеживаться в сокращении разрыва между пятью наименее обеспеченными муниципальными образованиями и пятью наиболее обеспеченными муниципальными образованиями после выравнивания.
Софинансирование расходов местных бюджетов будет производиться с учетом достижения значений показателей результативности использования субсидий. Исходя из этого будет приниматься решение о продолжении софинансирования или сокращении расходов по конкретному направлению деятельности Правительства края.
В целях выявления муниципальных образований края, допускающих нарушения бюджетного законодательства, проводится мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных Правительством края. Начиная с 2012 года ежегодно проводится комплексная оценка эффективности управления муниципальными финансами. По ее результатам каждому муниципальному району (городскому округу) присваивается степень качества управления муниципальными финансами, формируется рейтинг муниципальных образований и осуществляется его публикация на Портале управления общественными финансами. За три года число муниципальных образований края, имеющих высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами, возросло с 6 до 15.
Правительством края утверждается на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений.
Для поддержки устойчивого исполнения местных бюджетов и повышения качества управления муниципальными финансами необходимы действия в следующих направлениях:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- создание стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения;
- стимулирование органов местного самоуправления к достижению целей и реализации приоритетов Правительства края;
- повышение эффективности управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов и софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения необходимо определять на трехлетний период расходные обязательства, на софинансирование которых будут предоставляться субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований края.
Предоставление дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов будет осуществляться в случаях возникновения в течение текущего финансового года выпадающих доходов и (или) снижения поступлений источников финансирования дефицита местного бюджета; возникновения в течение текущего финансового года дополнительных расходов, обусловленных объективными причинами; исполнения отдельных поручений и указаний Губернатора, Председателя Правительства края в целях обеспечения сбалансированности местного бюджета муниципального района (городского округа).
В 2014-2018 годах целесообразно продолжить работу по повышению качества управления муниципальными финансами, включая развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности, снижению долговой нагрузки на местные бюджеты.
Будут продолжен мониторинг финансового положения муниципальных образований, соблюдения требований бюджетного законодательства, проведение оценки качества управления муниципальными финансами, подготовка рекомендаций каждому муниципальному району (городскому округу) о необходимости принятия мер по повышению качества управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения требований по прозрачности бюджетного процесса будет осуществляться контроль за размещением информации о муниципальных финансах на официальных сайтах (порталах) администраций муниципальных образований края.
Стимулирование муниципальных образований края к повышению эффективности управления муниципальными финансами будет продолжено путем предоставления из краевого бюджета на конкурсной основе субсидий на реализацию муниципальных программ повышения эффективности управления муниципальными финансами.
Будет продолжена практика конкурсного распределения грантов муниципальным образованиям края, а также субсидий на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Конкуренция муниципалитетов стимулирует рост эффективности деятельности органов местного самоуправления, использования межбюджетных трансфертов. Конкурентные механизмы помогают осознать ответственность за неэффективную бюджетную политику, приводящую к невыполнению принятых расходных обязательств, увеличению кредиторской задолженности, создают условия для опережающего роста собственных доходных источников и сокращения долговой нагрузки муниципальных образований края.
Результатом всей этой работы должно стать увеличение количества муниципальных образований края, имеющих высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами.