Недействующий

О Программе повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2020 года N 1196-рп)


9. Повышение качества государственного финансового контроля


Одним из факторов, влияющих на эффективность управления государственными финансами, является государственный финансовый контроль, главная цель и задача которого - повышение эффективности управления государственными финансами.

Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля в крае осуществляют Контрольно-счетная палата Хабаровского края - внешний финансовый контроль и министерство финансов края - внутренний финансовый контроль.

Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 252-ФЗ), Федеральный закон N 44-ФЗ), концептуально изменили существующую систему государственного финансового контроля. Министерством финансов края в целях реализации указанных изменений сформирована нормативная правовая база и осуществляется методическое обеспечение организации внутреннего государственного контроля в крае.

Развитие системы финансового контроля в крае будет направлено на предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ожидаемым результатом эффективной системы финансового контроля является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, что достигается за счет контроля экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов, анализа результативности их использования.

Несмотря на достигнутые результаты в сфере осуществления государственного финансового контроля в крае, сохраняется ряд недостатков и проблем:

- не завершено формирование нормативной правовой и методической базы государственного финансового контроля;

- отсутствует риск-ориентированное планирование контрольной деятельности;

- в практике финансового контроля преобладают подходы, связанные главным образом с контролем исполнения бюджетных назначений и не принимающие во внимание эффективность использования бюджетных средств;

- отсутствует система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств краевого бюджета.

В целях повышения качества и результативности проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности использования бюджетных средств, необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения организации и осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового аудита в крае.

Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает обеспечение министерством финансов края внедрения риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита, а также системы мониторинга и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Необходимо внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация планов контрольной деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Переход к программно-целевым принципам бюджетного планирования и исполнения краевого бюджета требует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ края, что необходимо учесть в практике осуществления контрольно-ревизионной деятельности. В связи с чем необходимо внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на создание системы мониторинга государственных программ края.

Организация контроля за реализацией государственных (муниципальных) программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке государственных (муниципальных) программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности государственных (муниципальных) программ.

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового менеджмента на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти края.

В соответствии с Федеральным законом N 252-ФЗ внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартов бюджетного учета.

Основные результаты внутреннего финансового аудита заключаются в подготовке предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Повышение качества государственного финансового контроля в крае будет осуществляться путем:

- осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок и осуществление взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок;

- применение мер административной ответственности с учетом изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- реализации требований по составу и формам обнародования информации о результатах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальных сайтах органов исполнительной власти края.