ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2013 года N 485-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр
"О государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие внутреннего и
въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)"
В целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1.Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр "О государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)", исключив в наименовании, пункте 1 слово "целевой".
2. Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 26 июня 2012 года N 211-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 31 декабря 2013 года N 485-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Развитие внутреннего
и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)"
Ответственный исполнитель | - министерство культуры Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники | - министерство экономического развития и внешних связей края; министерство промышленности и транспорта края; министерство строительства края; администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию); организации, осуществляющие деятельность в сфере развития объектов туристской инфраструктуры (по согласованию) |
Цели государственной программы | - создание современного эффективного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах |
Задачи государственной программы | - комплексное развитие рекреационных территорий края; повышение качества и безопасности туристских услуг; создание имиджа Хабаровского края как региона, благоприятного для развития туризма, и поддержание статуса крупного туристского центра Дальнего Востока |
Подпрограммы | - в рамках реализации государственной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)" (далее - Программа) выполнение отдельных подпрограмм не предусмотрено |
Основные мероприятия государственной программы | - организационно-методическое и информационное обеспечение; продвижение регионального туристского продукта (далее также - турпродукт) на российском и международном рынках; развитие туристской, инженерной и транспортной инфраструктур; создание Хабаровского туристско-рекреационного кластера; создание круизного кластера "Остров Большой Уссурийский - Шантары"; создание туристско-рекреационного кластера "Северный Сихотэ-Алинь"; |
Основные показатели (индикаторы) | - численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения; количество койко-мест в коллективных средствах размещения; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения; объем платных туристских услуг, оказанных населению |
Этапы и сроки реализации государственной программы | - 2013-2020 годы, в три этапа: I этап - 2013-2014 годы, II этап - 2015-2016 годы, III этап - 2017-2020 годы |
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств* | - общий объем финансирования Программы составляет 2748,54 млн. рублей (в действующих ценах), в том числе: средства краевого бюджета - 219,97 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 14,16 млн. рублей, 2014 год - 11,27 млн. рублей, 2015 год - 5,77 млн. рублей, 2016 год - 5,55 млн. рублей, 2017-2020 годы - 183,22 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 94,91 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 0,71 млн. рублей, 2014 год - 25,95 млн. рублей, 2015 год - 18,79 млн. рублей, 2016 год - 21,05 млн. рублей, 2017-2020 годы - 28,41 млн. рублей; средства федерального бюджета - 601,89 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 0,00 млн. рублей, 2014 год - 76,89 млн. рублей, 2015 год - 150,00 млн. рублей, 2016 год - 265,00 млн. рублей, 2017-2020 годы - 110,00 млн. рублей; внебюджетные средства - 1831,76 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 148,00 млн. рублей, 2014 год - 242,57 млн. рублей, 2015 год - 378,37 млн. рублей, 2016 год - 356,62 млн. рублей, 2016-2020 годы - 706,20 млн. рублей. |
Конечный результат реализации государственной программы | - численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличится в 1,42 раза; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличится в 1,62 раза; количество койко-мест в коллективных средствах размещения увеличится в 1,19 раза; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения увеличится в 1,79 раза; объем платных туристских услуг, оказанных населению, увеличится в 1,70 раза |
1. Характеристика проблемы
1.1.Общая характеристика состояния туристской отрасли и актуальные проблемы
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет в среднем до 10 процентов валового национального продукта. В настоящее время доходы туристской и транспортной отраслей устойчиво занимают четвертое место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей и демонстрируют устойчивые темпы роста. По данным Всемирной туристской организации, рост доходов от туризма по всему миру с поправкой на колебания обменного курса валюты и инфляции в 2010 году составил 5 процентов (по отношению к уровню 2009 года) при росте числа туристов до 6,7 процента.
Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в бюджеты всех уровней власти. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма. Россия занимает 59 позицию (из 139) во всем мире в соответствии с рейтингом конкурентоспособности туристской отрасли (TTCI), а также четвертое место по количеству объектов мирового природного наследия.
По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 году Россия войдет в первую десятку самых популярных направлений туризма. Однако в настоящее время Россию посещает около 20 млн. иностранных граждан, что составляет около 2,3 процента от мирового объема международных прибытий. Значение указанного показателя почти в 4 раза меньше аналогичного показателя во Франции (74,20 млн. человек), в 2 раза меньше, чем в Италии (43,20 млн. человек), в 2,5 раза меньше, чем в КНР (50,60 млн. человек) и США (54,90 млн. человек).
Хабаровский край является одним из крупнейших и интереснейших регионов Российской Федерации. Особенности географического положения, историко-экономического освоения, богатейший природный и культурно-исторический потенциалы позволяют говорить о Хабаровском крае как о туристском центре Дальнего Востока России.
Основными составляющими эффективного развития туризма являются выгодное географическое положение, природный и культурно-исторический потенциалы, стабильная экономическая ситуация, сформированная система туристской и транспортной инфраструктур.
Хабаровский край расположен в центре Дальнего Востока, с северо-востока и востока регион омывается Охотским морем, с юго-востока - Японским.
Хабаровский край входит в первую пятерку по добыче драгоценных металлов и объемам лесозаготовок не только в рамках сложившихся специализаций дальневосточных субъектов Российской Федерации, но и среди российских регионов в целом. В Дальневосточном федеральном округе Хабаровский край производит основную долю лесных материалов, продукции машиностроения, включая оборонное авиа- и судостроение.
Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Транспортная инфраструктура края обеспечивает железнодорожное сообщение между дальневосточными территориями и центральными регионами России, между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и странами Восточной и Западной Европы; воздушные, морские перевозки между Россией, Японией, КНР, США, Сингапуром и Республикой Корея. По объемам грузооборота Хабаровский край находится на первом месте в Дальневосточном федеральном округе, по объемам пассажирооборота - на втором.
Протяженность сети железных дорог общего пользования Хабаровского края составляет 2,10 тыс. км. Основными являются участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, ведущих к тихоокеанским портам России. Хабаровский край находится на пересечении международных воздушных транспортных коридоров. На территории края эксплуатируется 17аэродромов различных классов, из них 12 являются аэропортами общего пользования, а пять используются только для корпоративных перевозок (крупнейшим на Дальнем Востоке является международный аэропорт в г.Хабаровске). Протяженность автомобильных трасс общего пользования составляет 5,80 тыс. км и сосредоточена в основном на юге края.
Сформировавшаяся к настоящему времени сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в крае имеет незавершенный характер, так же как и транспортная система края в целом, и не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов края с его северной частью. При этом социально-экономическое и туристское развитие края сопровождается увеличением спроса на автомобильные транспортные услуги со стороны населения и предприятий различных отраслей экономики.
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребности людей в отдыхе и рекреации и повышение качества жизни населения.
Преобразование среды проживания населения, в том числе за счет развития инфраструктуры туризма и отдыха, приобретает особую актуальность в условиях сокращающейся численности населения, проживающего в Дальневосточном регионе.
За последние пять лет в Хабаровском крае прослеживается тенденция незначительного увеличения общего числа въехавших в край российских и иностранных туристов, а также снижающиеся темпы роста указанного показателя. Так, в 2008 году прирост объема внутреннего и въездного туристских потоков составил менее одного процента, в 2009 году темп снизился до 96процентов к уровню предыдущего года. В 2011 году был отмечен рост туристского потока края, в 2012 году увеличение числа туристов составило 6,2процента.
Неравномерные и низкие темпы роста туристского потока обусловлены комплексом причин, в числе которых: износ гостиничного фонда, снижение соответствия уровня оказываемых услуг растущим потребностям туристов, сравнительно высокая стоимость туров, а также мировой финансовый кризис.
Коллективные средства размещения являются одной из основных составляющих туристской инфраструктуры. В крае при наличии стабильного роста количества коллективных средств размещения количество гостиничных мест в расчете на 1 тыс. жителей составляет 4,6 койко-места, что значительно ниже среднеевропейского уровня аналогичного показателя и уровня г. Москвы (12 - 14 и 10 койко-мест на 1 тыс. жителей соответственно).
Для рынка гостиничных услуг Хабаровского края характерен дефицит современного номерного фонда гостиниц туристского класса, неравномерное распределение гостиниц на территории края и практическое отсутствие альтернативных вариантов размещения при наличии в мире устойчивой тенденции спроса на комфортное современное проживание "эконом-класса". Анализ состояния гостиничной базы Хабаровского края свидетельствует о том, что более половины всех средств размещения края в настоящее время имеют возможность получения классификации от 2 до 4 звезд, в основном, не принимая дополнительных мер по доведению своих услуг до уровня соответствующих стандартов. Для увеличения объемов въездного туристского потока и развития туризма на территории Хабаровского края в целом необходима активизация имеющихся ресурсов, а также строительство новых гостиниц.
В настоящее время туристский рынок края не является привлекательным для крупных гостиничных сетей. Основываясь на анализе опыта аттракции указанных инвесторов, решения о строительстве гостиниц мировых гостиничных сетей на территории России связаны с проведением крупных международных мероприятий (г. Владивосток - проведение саммита АТЭС), постоянным, установившимся потоком делового туризма (г. Тюмень - центр нефтегазовой промышленности, постоянное проведение конференций, круглых столов и т.п.), активным развитием и пересмотром существующих известных туристских брендов (планы по переустройству "Золотого кольца России", включая города Переяславль-Залесский и Ярославль), заключением договора франчайзинга (ООО "Региональная Гостиничная Сеть" - города Астрахань, Воронеж, ООО "ИнвестГрупп-Отель" - г. Геленджик).
Современный мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой является повышение качества и безопасности туристских услуг.
Одной из ключевых составляющих развития туристской отрасли и повышения качества и безопасности туристских услуг является подготовка кадров для сферы туризма. В настоящее время в Хабаровском крае сформировалась непрерывная система кадрового и научного обеспечения данной сферы.
В рамках реализации программы довузовской подготовки кадров для сферы туризма осуществляется подготовка учащихся старших классов по специальности "Гиды-проводники и экскурсоводы". Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием на сегодняшний день осуществляют четыре образовательных учреждения края. Шесть высших учебных заведений Хабаровского края осуществляют подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в сфере туризма. Основными поставщиками кадров для туристской отрасли Хабаровского края являются: Тихоокеанский государственный университет, Хабаровская государственная академия экономики и права, Дальневосточный государственный университет путей сообщения и Дальневосточная государственная академия физической культуры.
Несмотря на принимаемые меры в Хабаровском крае по развитию системы образования в сфере туризма, разрыв между потребностями туристской отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Присутствует академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний, подготовка специалистов ведется без достаточного учета содержания туристско-рекреационных ресурсов и возможностей, технологий их использования для приема туристов и методик адресного продвижения регионального турпродукта. Существующая система образования в сфере туризма в большинстве своем не дает практических профессиональных знаний и навыков, что в том числе связано с недостаточным привлечением к преподаванию работников индустрии туризма и гостеприимства и несоответствием наиболее востребованных профессий (гиды, экскурсоводы и т.д.) популярным специализациям учебных заведений.
Численность занятых в туристском секторе Хабаровского края увеличилась с 2,45 тыс. человек в 2008 году до 2,80 тыс. человек в 2012 году (темп 114,2 %), однако доля работников туристской индустрии составляет только 3,0 процента от общей численности занятых в экономике Хабаровского края.
Для формирования конкурентоспособного туристского рынка необходима эффективная стратегия по продвижению регионального турпродукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристского рынка и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики края.
Одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Широкая рекламная кампания туристских возможностей региона способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в его экономику. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3 - 4 иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в экономике субъекта Российской Федерации).
Фактическое количество прибывших в Хабаровский край российских туристов составило в 2012 году 487,2 тыс. человек, темп 104,3 процента к уровню 2008 года. Вместе с тем въезд иностранных граждан за указанный период сократился на 9,2 процента и составил в 2012 году 16,70 тыс. человек.
Анализ региональных особенностей нормативного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время Хабаровский край попадает в список субъектов, где нормативная правовая база, устанавливающая направления краевой государственной политики в сфере туризма, регулирующая отношения, возникающие при реализации права человека на отдых, и способствующая увеличению потока туристов в край, находится в стадии формирования.
Главное конкурентное преимущество Хабаровского края в рамках развития туристской отрасли определяется его высоким природным потенциалом и благоприятным экономико-географическим положением, значение которого особенно возросло в условиях глобализации.
Факторами, способствующими укреплению позиций Хабаровского края как туристского центра на Дальнем Востоке, являются:
- уникальное культурно-историческое наследие (место пересечения европейской и азиатской культур);
- высокий природный потенциал;
- стабильное социально-экономическое положение;
- наличие "пересекающихся" туристских рынков (потребители одного вида туристских услуг с маркетинговой точки зрения выступают покупателями смежных турпродуктов);
- мультимодальность транспортной системы (наличие автомобильного, речного, воздушного и железнодорожного видов транспорта);
- достаточный уровень личной и общественной безопасности;
- широкий комплекс предоставляемых туристских услуг;
-ориентированность турпродуктов на различные потребительские группы.
Однако высокий туристско-рекреационный потенциал края используется не в полной мере. Факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности туристского комплекса края на внутреннем и международном рынках туристских услуг, являются:
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность средств размещения и объектов досуга, неудовлетворительное состояние туристских объектов показа, слабая сеть автомобильных дорог, отсутствие придорожного сервиса, отсутствие современной речной инфраструктуры);
- низкая оснащенность самолетами в аэропортах края, высокие цены на авиаперевозки в северные районы края и монополизм авиаперевозчиков;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
- недостаточная сформированность туристского имиджа края вследствие "информационного вакуума" об имеющихся туристских ресурсах региона;
- несформированная нормативная правовая база в сфере регулирования туризма;
- слаборазвитая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу.
Совокупность сдерживающих факторов и факторов, способствующих развитию отрасли, позволяет рассматривать Хабаровский край как туристскую территорию, имеющую достаточный потенциал развития для увеличения доли внутреннего и въездного туризма как на общероссийском, так и на международном туристских рынках при условии нивелирования барьеров развития отрасли. Для реализации туристско-рекреационного потенциала края необходимо совершенствование инструментов и методов управления развитием регионального туристского комплекса, направленных на оптимизацию туристской и сопутствующей инфраструктур и механизмов продвижения услуг посредством повышения привлекательности края как туристской территории.
1.2. Варианты решения проблемы
Для выбора оптимального сценария Программы были рассмотрены и проанализированы два различных варианта решения проблемы.
Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех территорий муниципальных образований края для оказания государственной поддержки в развитии туристской инфраструктуры. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы, в том числе социально-экономического характера.
Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников. Вместе с тем возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы. В рамках такого подхода будет обеспечен максимальный охват туристской отрасли на всей территории края.
Однако отсутствие взаимной логической, технологической и функциональной увязки мероприятий Программы приведет к размыванию предпринимаемых усилий и распылению значительных финансовых ресурсов, что повлечет, в свою очередь, низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.
Второй вариант решения проблемы - применение кластерного подхода возможен за счет концентрации программных акцентов на развитии ограниченного числа территорий края, наиболее перспективных с точки зрения продвижения внутреннего и въездного туризма, в сочетании с проектами, направленными на ускоренное развитие туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.
Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей турпродукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Данный вариант предусматривает реализацию программных мероприятий и проектов, наиболее эффективно влияющих на формирование туристской инфраструктуры и туристских потоков по перспективным с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма направлениям, обеспечивая тем самым оптимизацию как государственных, так и частных инвестиций.