ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2013 года N 474-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр
"Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"



В целях совершенствования нормативного правового регулирования и повышения эффективности государственного управления в области развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, а также в связи с переходом на программно-целевое планирование расходов краевого бюджета Правительство края

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", исключив в наименовании, пункте 1 слово "целевая" в соответствующем падеже.

2. Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 14 сентября 2011 г. N 303-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 30 декабря 2013 года N 474-пр)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"


ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
проживающих в Хабаровском крае"

     

Наименование государственной программы

- государственная программа Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" (далее также - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

- министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники государственной программы

- министерство сельского хозяйства и продовольствия края;

министерство образования и науки края;

министерство социальной защиты населения края;

министерство культуры края;

министерство здравоохранения края;

министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство экономического развития и внешних связей края;

министерство информационных технологий и связи края;

комитет по спорту Правительства края;

комитет по труду и занятости населения Правительства края;

главное управление информационной политики и общественных связей Губернатора и Правительства края;

администрации Амурского, Аяно-Майского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов (по согласованию);

региональная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края" (далее - РОО АКМНС) (по согласованию);

Цели государственной программы

- устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае (далее также - коренные народы) на основе создания в крае благоприятных и комфортных условий для проживания аборигенного населения с учетом сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, самобытной культуры и духовных ценностей коренных народов

Задачи государственной программы

- защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных народов, повышение образовательного уровня, сохранение и развитие самобытной культуры, укрепление здоровья, обеспечение социальной защиты коренных народов, повышение их самосознания и общественной активности

развитие необходимой социальной инфраструктуры в населенных пунктах - местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов

Подпрограммы

- отсутствуют

Основные мероприятия

- содействие развитию традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности в целях социально-экономического и культурного развития коренных народов;

создание необходимой социальной инфраструктуры в населенных пунктах - местах традиционного проживания коренных народов

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

- образование территорий традиционного природопользования коренных народов краевого значения и актуализация границ и внутреннего устройства определенных (закрепленных) ранее территорий традиционного природопользования (единиц);

увеличение занятости трудоспособной части представителей коренных народов (процентов);

обучение (подготовка) представителей коренных народов востребованным профессиям (человек);

численность поголовья оленей (голов);

увеличение доли детей коренных народов, изучающих языки коренных народов (процентов);

охват детей из числа коренных народов, нуждающихся в доставке в период летних каникул в оленеводческие бригады к родителям и обратно к месту учебы;

охват детей из числа коренных народов, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, родители которых ведут кочевой образ жизни, обеспеченных питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем и мебелью;

увеличение числа представителей коренных народов, охваченных профилактическими медицинскими осмотрами (человек);

удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (процентов);

число мероприятий, проведенных совместно с общественными организациями коренных народов (единиц);

количество комплексов социальных учреждений введенных в действие в населенных пунктах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (единиц);

ввод в действие общеобразовательных учреждений в населенных пунктах, расположенных в местах традиционного проживания коренных народов (мест);

ввод в действие учреждений дошкольного образования в населенных пунктах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (мест);

ввод в действие учреждений культуры в населенных пунктах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (единиц)

Сроки и этапы реализации государственной программы

- программа реализуется в два этапа:

первый этап - 2012-2015 гг.;

второй этап - 2016-2020 гг.

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

- общий объем финансирования - 4 744,96727 млн. рублей,

в том числе:

средства краевого бюджета - 2 338,86083 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 193,10500 млн. рублей,

2013 год - 135,78223 млн. рублей,

2014 год - 90,69492 млн. рублей,

2015 год - 92,68502 млн. рублей,

2016 год - 173,66566 млн. рублей,

2017-2020 годы - 1 652,92800 млн. рублей;

прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета - 1 756,50000 млн. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 24,00000 млн. рублей,

2015 год - 24,00000 млн. рублей,

2016 год - 24,00000 млн. рублей,

2017-2020 годы - 1 684,50000 млн. рублей;

прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 524,26696 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 79,42125 млн. рублей,

2013 год - 64,44470 млн. рублей,

2014 год - 34,07066 млн. рублей,

2015 год - 33,85600 млн. рублей,

2016 год - 36,50600 млн. рублей,

2017- 2020 годы - 275,96837 млн. рублей;

прогнозная (справочная) оценка расходов внебюджетных средств (по согласованию) - 125,33946 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 2,23946 млн. рублей,

2013 год - 19,70000 млн. рублей,

2014 год - 18,20000 млн. рублей,

2015 год - 14,20000 млн. рублей,

2016 год - 14,20000 млн. рублей,

2017-2020 годы - 56,80000 млн. рублей

Конечный результат реализации государственной программы

- образование территории традиционного природопользования коренных народов краевого значения в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе и актуализация границ и внутреннего устройства не менее 10 определенных (закрепленных) ранее территорий традиционного природопользования;

увеличение занятости трудоспособной части представителей коренных народов, до 75 процентов;

обучение (подготовка) представителей коренных народов востребованным профессиям, не менее 500 человек ежегодно;

увеличение доли охвата коренных народов ежегодными профилактическими медицинскими осмотрами, до 20 процентов;

увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, до 70 процентов;

проведение с участием общественных организаций коренных народов, не менее 13 мероприятий ежегодно;

ввод в эксплуатацию ежегодно 1 объекта социальной инфраструктуры в населенных пунктах - местах традиционного проживания коренных народов

     

     

1. Общая характеристика текущего состояния в области развития коренных народов


Согласно всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, в Хабаровском крае (далее - край) проживает 22,8 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные народы).

Для 8 этносов - нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, эвенков и эвенов, край является исторической родиной. Представители этих народов составляют 98,7 процента от общей численности коренных народов, проживающих в крае.

В общей численности жителей края на долю коренных народов приходится 1,7 процента.

По сравнению с данными всероссийской переписи населения 2002 года численность коренных народов в крае снизилась на 4,2процента или на 1009 человек, что отражает общую тенденцию снижения численности проживающего в крае населения (на 6,5 процента).

Наибольшее снижение численности отмечено среди таких народов как нивхи - на 12,4 процента, эвены - на 11,3 процента, эвенки - на 9,5 процента, негидальцы - на 4,9 процента, ульчи - на 3,2 процента. За этот же период незначительно возросла численность орочей (на 3,5 процента) и удэгейцев (на 1,1 процента), наблюдается незначительный рост численности нанайцев (на 0,2 процента).

Из общей численности коренных народов края 45,8 процента составляют мужчины и 54,2 процента женщины.

В трудоспособном возрасте находится 63,0процента представителей коренных народов.

На долю сельского населения приходится 75,7 процента общей численности коренных народов. Численность коренных народов (эвенов, эвенков), кочующих с оленьими стадами, составляет в крае 254 человека, из них 214 человек (84,3 процента) находятся в Охотском районе.

Основным источником существования, обеспечивающим жизнедеятельность коренных народов края, являются традиционные виды хозяйствования и промыслов - рыболовство, охота, оленеводство, народные промыслы и ремесла, позволяющие сохранять традиционный, самобытный уклад жизни.

Переход страны к рыночным отношениям разрушил существовавшую ранее экономическую основу жизнедеятельности коренных народов и привел к резкому снижению качества жизни этих народов.

Основной задачей государства, начиная с 2000 года, стала выработка мер, направленных на создание условий и предоставление финансовой поддержки в целях сохранения традиционного образа жизни, исконной среды обитания и самобытной культуры коренных народов.

В этих целях создана федеральная законодательная база, определяющая основу защиты традиционного образа жизни коренных народов, включающая три специальных федеральных закона:

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";

Федеральный закон от 07 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Отдельные нормы в сфере обеспечения прав коренных народов внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, в отраслевые федеральные законы и другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

Для формирования системы приоритетов деятельности органов государственной власти, при решении вопросов социально-экономического и культурного развития коренных народов, Правительством Российской Федерации принята "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 г. N 132-р (далее - Концепция), которая в настоящее время является основным документом, на основе которого проводится работа по сохранению и поддержке традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности аборигенного населения страны.

Финансовым инструментом государственной поддержки на федеральном уровне определены федеральные целевые программы (до 2009 года) и субсидии, выделяемые ежегодно бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных народов.

Общий объем федерального финансирования, полученный краем для создания условий устойчивого развития коренных народов, составил за последние десять лет 202,4 млн. рублей.

В крае вопросы содействия коренным народам также не остаются без внимания.

В 2001 году в крае первым в России создан институт уполномоченных представителей коренных народов. В 2003 году сформирован Совет уполномоченных представителей коренных народов при Губернаторе края, в который входят уполномоченные от 15 муниципальных районов края, а также городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Основной задачей уполномоченных представителей является обеспечение реализации прав и законных интересов аборигенного населения.

По инициативе Правительства края вся территория края признана местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, что позволяет оказывать государственную поддержку всем коренным народам независимо от места их проживания.

Начиная с 2002 года, Правительством края реализуются мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие коренных народов, общий объем финансирования этих мероприятий составил 1328,7 млн. рублей, в том числе в 2012 году -146,3 млн. рублей.

В целях обеспечения традиционной хозяйственной деятельности национальным общинам, большинство из которых занимается рыболовством, определено 175 рыбопромысловых участков, что на 43,4 процента больше чем в 2009 году. Вблизи 385-ти населенных пунктов края установлены участки для свободного и бесплатного доступа населения, в том числе коренного, к водным биологическим ресурсам (117,7 процента к уровню 2009 года).

Ежегодно увеличивается объем водных биологических ресурсов, выделяемый общинам и коренному населению в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. В 2012 году на традиционное рыболовство предоставлено водных биологических ресурсов на 64,5процента больше чем в 2010 году.

В соответствии с заявками на добычу диких животных национальным общинам ежегодно выделяются промысловые виды охотничьих ресурсов.

Также для представителей коренных народов по бесплатным разрешениям выделяются ресурсы охотничьих животных (дикие копытные животные и медведи) для осуществления традиционной охоты в целях личного потребления. На охотничий сезон 2012-2013 годов лимит добычи таких животных составил 378 единиц, а на сезон 2013-2014 годов увеличен до 863 единицы.

Для поддержки северного оленеводства сельскохозяйственным организациям предоставляются субсидии федерального и краевого бюджетов на содержание поголовья северных оленей. За 2009-2012 годы общий объем финансирования, выделенный на эти цели, за счет федерального и краевого бюджетов составил 2724,5 тыс. рублей, из них средства краевого бюджета -1450,3 тыс. рублей.

В целях содействия сохранению в крае северного оленеводства как этнообразующей отрасли сельского хозяйства и развитию оленеводческих хозяйств принят Закон Хабаровского края от 28 ноября 2012 г. N 241 «О поддержке домашнего северного оленеводства», которым предусмотрены меры финансовой, консультационной и информационной поддержки оленеводческих хозяйств, мероприятия по охране жизни и здоровья оленеводов и членов их семей, различные виды социальной поддержки.

За счет бюджетного финансирования решаются вопросы укрепления и развития общин, подготовки национальных кадров, сохранения национальной культуры, строительства объектов социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.

В крае принимаются меры по повышению занятости коренных народов, как путем повышения их образовательного уровня и получения востребованных профессий, так и посредством содействия занятости безработному населению из числа коренных народов.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения, ежегодно обучается около 400 человек молодежи из числа коренных народов. За период 2009-2012 годов 1300 человек получили различные виды профессионального образования.

Ежегодно порядка 100 человек из числа коренных народов направляется на профессиональное обучение в рамках краевой программы содействия занятости населению Хабаровского края.

В целях сохранения этнических культур для коренных народов ведется преподавание родных языков, постоянно обновляется учебно-методическая база, издаются произведения национальных авторов и о коренных народах края.

Расширилась сеть национально-культурных и историко-краеведческих центров, которые сейчас есть практически в каждом муниципальном образовании края.

Создано 30 национальных творческих коллективов, принимающих активное участие не только в краевых, но и во всероссийских и международных мероприятиях, на которых систематически становятся победителями и призерами.

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, еще сохраняется достаточно проблем, требующих дальнейшего внимания и системной работы со стороны всех уровней государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций коренных народов.

Первоочередной проблемой остается состояние традиционных отраслей хозяйствования, которые не выдерживают рыночной конкуренции, несмотря на оказываемую государственную поддержку.

Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена внедрением рыночных элементов в отношения, связанные с использованием природных ресурсов, малыми объемами производства продукции традиционной хозяйственной деятельности, отсутствием современных перерабатывающих мощностей и технологий комплексной переработки сырья и биологических ресурсов в местах традиционной проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, сложными транспортными схемами доставки продукции на основные рынки сбыта.

Правовое положение северного оленеводства на федеральном уровне до настоящего времени не определено. Выделяемый ежегодно объем финансовой поддержки из федерального бюджета недостаточен и ограничен сельскохозяйственными товаропроизводителями, получающими субсидии на содержание северных оленей. В результате оленеводство как отрасль сельского хозяйства, практически прекратило в крае свое существование. Между тем, природные условия северной части края благоприятны для ведения оленеводства, в связи с этим оно имеет в крае перспективы развития.

Недостаточно материально-техническое оснащение общин коренных народов, что не позволяет производимой ими продукции конкурировать на рынках сбыта и формирует демпинговую ценовую политику в отношении к продукции традиционных видов деятельности.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов. При этом в течение десяти лет, из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, не реализуется Федеральный закон от 07.05.2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Требует доработки компенсационный механизм возмещения ущерба нанесенного исконной среде обитания коренных народов в ходе промышленного освоения хозяйствующими субъектами территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к безработице, уровень которой превышает средний по краю в 2,5 раза, а также сохранению социальных проблем.

Реальные доходы аборигенного населения края, в том числе занимающегося традиционной деятельностью, в 3 раза ниже соответствующих показателей для других групп населения.

Остро стоят вопросы охраны здоровья коренных народов, среди которых остается высоким уровень заболеваний органов дыхания, нервной системы, инфекционных и венерических заболеваний, психических расстройств. В учреждениях здравоохранения, расположенных в местах традиционного проживания коренных народов, сохраняется высокая потребность в медицинских кадрах. Слабо реализуется право на льготное лекарственное обеспечение, которым в настоящее время пользуется только 15,0 процентов коренного населения, обладающего таким правом.

Всего 23 процента лиц, относящихся к коренным народам, владеет родным языком, что приводит к трудностям, связанным с сохранением исторического наследия, самобытной культуры и традиций коренных народов.

Недостаточна подготовка молодежи коренных народов, поступающей в высшие и средние профессиональные учебные заведения края. Имеющиеся в местах компактного проживания коренных народов учебные заведения испытывают потребность в педагогических кадрах. В результате 74 процента молодежи из числа коренных народов имеют только общее образование.

Усугубляет ситуацию удаленность мест традиционного проживания коренных народов от экономически развитых центров, имеющиеся транспортные проблемы, низкий уровень развития социальной инфраструктуры на территориях компактного проживания коренных народов, где большинство объектов (школы, детские сады, клубы, культурные центры, фельдшерско-акушерские пункты и т.п.) требуют капитального ремонта или замены. Ухудшаются жилищные условия населения. Отсутствие свободного жилищного фонда не позволяет привлекать в населенные пункты - места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры.

Имеющиеся проблемы свидетельствуют о необходимости повышения внимания государства к выработке и реализации практических мер финансовой, правовой, организационной и других форм поддержки коренных народов, которые требуют согласованного действия на всех уровнях власти.

Одним из механизмов решения имеющихся проблем является реализация государственной программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" (далее - государственная программа).

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области развития
коренных народов. Цели и задачи государственной программы


Основными приоритетами краевой государственной политики в области устойчивого развития коренных народов определены:

- соблюдение гарантий прав коренных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- комплексность решения задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»