ПРИКАЗ
от 06 сентября 2013 года N 23
Об организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании приказа Минобрнауки Хабаровского края от 25.10.2022 N 53.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 5 августа 2019 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 5 августа 2019 года N 31
________________________________
______________________
*Наименование изменено Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 5 августа 2019 года N 31 - см. предыдущую редакцию.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10 октября 2012 г. N 515-р "О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 января 2013 г. N 14-рп "О концепции "Основные направления развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2013-2017 годы", в целях содействия в социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 23 лет
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о порядке организации постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - положение).
1.2. Примерное положение о службе постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - примерное положение, служба постинтернатного сопровождения соответственно).
2. Территориальным структурным подразделениям опеки и попечительства участвовать, в пределах своей компетенции, в реализации постинтернатного сопровождения.
3. Краевому государственному казенному учреждению "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению":
1) разработать и утвердить формы типовых документов, необходимых для осуществления деятельности служб постинтернатного сопровождения, функционирующих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) обеспечить координацию, мониторинг, методическое сопровождение деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (Пункт изменен Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 5 августа 2019 года N 31 - см. предыдущую редакцию).
4. Руководителям краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждения), при организации деятельности служб постинтернатного сопровождения руководствоваться положением и примерным положением, утвержденными п. 1 настоящего приказа.
5. Управлению опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей (Жигирева Т.В.):
5.1. В 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить его на бумажном носителе в прокуратуру Хабаровского края, на бумажном носителе и в электронном виде (minjustdfo@minjustdvfo.ru) в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области для проведения правовой экспертизы и включения в федеральный регистр нормативных правовых актов.
5.2. После получения письма Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о соответствии настоящего приказа федеральному законодательству и регистрации его в территориальном органе Минюста России с указанием даты и номера регистрации направить настоящий приказ для опубликования в Собрании законодательства Хабаровского края и размещения на официальном сайте министерства образования и науки края.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей Жигареву Т.В.
И.о. заместителя Председателя
Правительства края - министра
А.М. Король
ПОРЯДОК
организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
1.1. Настоящий Порядок определяет основы организации и осуществления организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации) деятельности по оказанию выпускникам организаций и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, находившимся под попечительством граждан, консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействию в получении образования и трудоустройстве, в защите прав и законных интересов, а также предоставления при необходимости возможности временного проживания.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
1.2.1. Выпускники - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, завершившие пребывание в организациях, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие возраста 18 лет и временно выбывшие из организаций.
1.2.2. Постинтернатное сопровождение - оказание выпускникам и лицам, находившимся под попечительством, системной профессиональной помощи, направленной на профилактику или преодоление трудных жизненных ситуаций, успешную социальную адаптацию в обществе.
1.2.3. Служба постинтернатного сопровождения - структурное подразделение организации, основным направлением деятельности которого является постинтернатное сопровождение.
1.2.4. Договор о постинтернатном сопровождении - соглашение двух лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей по постинтернатному сопровождению (далее - договор).
1.2.5. Индивидуальный план постинтернатного сопровождения - документ, включающий в себя комплекс мероприятий, разработанный в соответствии с выявленными проблемами и направленный на их решение, сроки исполнения и ожидаемый результат.
1.2.6. Куратор - специалист службы постинтернатного сопровождения, обеспечивающий организацию, координацию и контроль процесса постинтернатного сопровождения конкретного лица.
1.3. Постинтернатное сопровождение осуществляется на безвозмездной основе. Финансирование расходов, связанных с организацией постинтернатного сопровождения, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
2.1. Основной целью постинтернатного сопровождения является успешная социализация и социальная адаптация выпускников и лиц, находившихся под попечительством.
2.2. Основные задачи постинтернатного сопровождения:
2.2.1. Профилактика и/или преодоление жизненных трудностей выпускников и лиц, находившихся под попечительством, минимизация негативных последствий институционального воспитания или полное решение их проблем, связанных с дезадаптацией в обществе.
2.2.2. Преодоление негативных установок, существующих в обществе, в отношении выпускников.
2.3. Постинтернатное сопровождение основывается на принципах:
2.3.1. Системности - постинтернатное сопровождение предполагает комплексный подход, охватывающий основные сферы жизни лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, и представляет собой целостную, многоуровневую, развивающуюся систему.
2.3.2. Соответствия форм, содержания и интенсивности постинтернатного сопровождения изменяющимся потребностям и возможностям лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение.
2.3.3. Опережения, акцента на профилактику кризисных состояний и жизненных трудностей лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение.
2.3.4. Добровольности в принятии помощи, активного участия лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, в преодолении сложных жизненных обстоятельств.
2.3.5. Опоры на имеющиеся возможности лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, выявления и актуализации скрытых ресурсов его развития и создания на этой основе психологических условий для саморазвития.
2.3.6. Доверия, уважения к человеку, признания его ценности независимо от реальных достижений и поведения личности.
2.3.7. Адресности, законности, конфиденциальности, доступности, превентивности, профессиональной компетентности.
2.3.8. Ответственности за соблюдение норм профессиональной этики.
3.1. С целью организации эффективной работы по постинтернатному сопровождению приказом руководителя в структуре организации создается служба постинтернатного сопровождения.
3.2. Для установления постинтернатного сопровождения выпускники и лица, находившиеся под попечительством, представляют в организацию по их выбору или месту своего фактического проживания заявление об установлении постинтернатного сопровождения (далее - заявление); паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, подтверждающие статус ребенка или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии). Выпускники, не достигшие возраста 18 лет, представляют заявление с согласия законного представителя.
3.3. Организация рассматривает заявление, в случае отсутствия иных документов, предусмотренных пунктом 3.2. настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления, делает запрос о представлении документов в соответствующее территориальное структурное подразделение опеки и попечительства.
3.4. На основании заявления между организацией и выпускником или лицом, находившимся под попечительством, в течение 10 рабочих дней заключается договор. Срок договора устанавливается в зависимости от индивидуальных потребностей выпускника и выявленной проблематики, но не более чем на один год. В соответствии с потребностями заявителя и учетом социальных и личностных факторов, допускается заключение договора на новый срок. Без заключения договора возможно предоставление консультаций.
3.5. Договоры с временно выбывшими из организаций детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не достигшими возраста 18 лет, направляются на согласование в территориальные структурные подразделения опеки и попечительства по месту нахождения законного представителя ребенка.
3.6. Информация, полученная законным представителем, о выпускниках, обучающихся в организациях профессионального образования и нуждающихся в постинтернатном сопровождении, в течение трех рабочих дней со дня получения направляется им в организацию, осуществляющую постинтернатное сопровождение, расположенную вблизи с организацией профессионального образования, в которой обучается выпускник.
3.7. Постинтернатное сопровождение выпускника организует куратор, который определяется в каждом конкретном случае руководителем организации или службы.
3.8. В течение 14 рабочих дней со дня заключения договора куратором разрабатывается индивидуальный план постинтернатного сопровождения, исходя из потребностей и уровня социальной адаптации выпускника или лица, находившегося под попечительством. Индивидуальный план постинтернатного сопровождения определяет перечень мероприятий по оказанию следующих видов помощи:
- социально-психологическая: социально-психологическое консультирование, психологическая диагностика (с согласия выпускника), содействие в получении психологических услуг;
- социально-педагогическая: социально-педагогическая коррекция, консультирование, формирование позитивных интересов, содействие в организации досуга;
- социально-трудовая: проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей, оказание помощи в трудоустройстве, организация помощи в получении образования, в том числе профобразования;
- социально-правовая: оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов, оказание помощи в получении юридических услуг, оказание помощи в защите прав и законных интересов;
- помощь в целях повышения коммуникативного потенциала: закрепление и развитие навыков поведения в быту и общественных местах, установление и поддержание социальных контактов.
3.9. Куратор осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана постинтернатного сопровождения, в случае необходимости с целью корректировки вносит в него соответствующие изменения и дополнения.
3.10. Организация взаимодействует с органами государственной власти; органами местного самоуправления; образовательными учреждениями, в том числе учреждениями профессионального образования; учреждениями здравоохранения; социальной защиты; центрами занятости населения; общественными объединениями; иными организациями и учреждениями; физическими лицами с целью эффективного постинтернатного сопровождения.
3.11. Иные формы и методы работы в рамках постинтернатного сопровождения:
- консультирование, в том числе выпускников и лиц, находившихся под попечительством, достигших возраста 23-х лет;
- предоставление временного проживания в организации в возрасте до 23-х лет;
- наставничество;
- объединения выпускников (клубы, группы психологической поддержки и т.д.);
- тренинги, тематические встречи, семинары, конференции и другие мероприятия.
4.1. Краевое государственное казенное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению" осуществляет координацию, мониторинг и методическое сопровождение деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
4.2. Управление опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки Хабаровского края осуществляет контроль и оценку эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
И.о. заместителя министра - начальника
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
В.Ю. Шубин