В целях повышения эффективности деятельности министерств края, иных органов исполнительной власти края и обеспечения их надлежащего взаимодействия в решении вопросов профилактики социального сиротства, защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Утвердить прилагаемую "Основные направления развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2013-2017 годы" (далее - Концепция).
2. Министерству образования и науки края (Базилевский А.А.) совместно с министерством социальной защиты населения края (Цилюрик Н.И.), министерством здравоохранения края (Витько А.В.), министерством жилищно-коммунального хозяйства края (Литвинчук А.А.), иными заинтересованными органами исполнительной власти края в срок до 01 апреля 2013 г. разработать комплексный план основных мероприятий по реализации Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра образования и науки края Базилевского А.А.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
КОНЦЕПЦИЯ
"Основные направления развития системы защиты прав детей,
оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае
на 2013-2017 годы"
1. Общие положения
Концепция "Основные направления развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2013-2017 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края (далее также - край) в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Концепция определяет систему целей, принципов, задач и этапы реализации основных направлений развития системы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети, оставшиеся без попечения родителей), в крае на долгосрочный период.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области защиты прав детей.
Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761.
Инструментом практического решения многих вопросов детства стала реализация в крае приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", федеральных целевых программ. Вопросы защиты прав детей являются составной частью государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр.
В крае принят ряд важнейших правовых актов, направленных на предупреждение наиболее актуальных угроз осуществлению прав детей, в том числе краевая стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10 октября 2012 г. N 515-р.
Создан новый государственный институт: введена должность уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального и краевого бюджетов, введены новые меры социальной поддержки семей с детьми. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи детям, увеличения численности детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семьи.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и благоприятной для жизни детей, оставшихся без попечения родителей, среды, их социальной адаптации сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. В крае низкими темпами сокращается число выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. Имеет место широкое распространение социального сиротства, недостаточная эффективность профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, отсутствие единой системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, разрозненность используемых концептуальных подходов к решению обозначенных проблем. Уровень профессионализма специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей, опекунами, попечителями, в том числе с приемными родителями, остается недостаточно высоким. Новые социально-экономические реалии требуют создания в крае новых механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственных структур по вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплексного плана основных мероприятий развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в крае на период 2013-2017 годов и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач защиты и охраны прав семьи и детей, посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, ведомственного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
К началу 2012 года численность детей, оставшихся без попечения родителей, в крае уменьшилась на 3,1 процента и составила 9,463 тыс. человек.
По отношению к общей численности всех детей, проживающих в крае на данный период, численность детей, оставшихся без попечения родителей, является высокой и составляет 4,27 процента. По Российской Федерации данный показатель составляет в среднем 2,53 процента, по Дальневосточному Федеральному округу - 3,93 процента.
На начало 2012 года семейными формами устройства в крае охвачено 6,013 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 64 процента от общей численности детей, лишившихся семьи по различным причинам.
Ежегодно в крае происходит сокращение численности выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. По итогам 2011 года их количество сократилось на 22,7 процента по сравнению с 2010 годом.
Определенное уменьшение численности выявляемых детей данной категории в крае связано, прежде всего, с изменением государственных приоритетов в сфере семейной политики, направленной на улучшение положения семей с детьми и детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, изменением приоритетов деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, направленным на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, изменением приоритетов деятельности в сфере профилактики социального сиротства, направленным на сохранение ребенка в кровной семье.
Более 350 детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан и в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - учреждение), ежегодно возвращаются родителям в связи с восстановлением в родительских правах, отменой ограничения в родительских правах, возвращением из мест лишения свободы и другими причинами, связанными с положительными изменениями образа жизни родителей.
В последние годы наметилась тенденция увеличения доли детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан Российской Федерации, с 52,39 процента в 2009 году до 60,97 процента в 2011 году и соответственно уменьшения доли детей, находящихся в учреждениях.
Уменьшается, хотя и остается высокой, ежегодная численность родителей, лишаемых родительских прав. По итогам 2011 года численность таких родителей уменьшилась на 118 человек по сравнению с 2010 годом и составила 767 родителей в отношении 940 детей.
Стабильно ровным, но недостаточным, остается численность родителей, ежегодно восстанавливающихся в родительских правах, и составляет в среднем около 50 человек.
Значимой проблемой для края остается проблема большого числа детей, оставленных матерями (родителями) в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения края. За последние три года число таких детей составило порядка 300 человек.
Для обеспечения содержания, развития, воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в крае на начало 2012 года функционирует 48 учреждений, под надзором в которых находится 3,022 тыс. детей данной категории, в том числе пять учреждений министерства здравоохранения края, где содержатся 314 детей в возрасте от 0 до 4 лет; 38 учреждений министерства образования и науки края; два учреждения органов местного самоуправления края, в которых воспитывается 2,305 тыс. детей в возрасте от 3 до 18 лет; два учреждения и одно отделение министерства социальной защиты населения края, в которых проживают 403 ребенка указанной категории.
В настоящее время на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит около 4 тыс. семей, имеющих более 6 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении.
Для оказания профилактической и реабилитационной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в крае реализуется определенная система мероприятий по профилактике социального сиротства.
Осуществляется деятельность по организации оказания социально-медицинской помощи и реабилитации родителей, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость. За последние три года в крае данную помощь получили более 1,5 тыс. человек.
Результатом деятельности всех органов и служб системы профилактики края стало увеличение доли детей, возвращенных в родные семьи в связи с улучшением обстановки в семье, от числа детей, помещенных в учреждения социального обслуживания населения, с 68,9 до 74,2 процента.
В последние годы в крае также наметилась положительная тенденция стимулирования передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории края.
В 2012 году средний размер вознаграждения за воспитание каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплачиваемого опекунам и попечителям, исполняющим обязанности на возмездной основе по договору о приемной семье, значительно увеличился с 3,5 тыс. рублей (2011 год) до 12,5 тыс. рублей.
Средний размер денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством граждан, увеличился с начала 2012 года на 34 процента и составляет в среднем 9,4 тыс. рублей.
Впервые в крае установлена единовременная денежная выплата гражданам при усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 250 тыс. рублей. Жители края смогут получать данную выплату с 2013 года.
В рамках краевых конкурсов "Я выбираю семью", "Открытое сердце" учреждены премии Губернатора края в области профилактики безнадзорности и социального сиротства, защиты прав и интересов детей. Совместно со средствами массовой информации края, министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями края развернута информационная работа, направленная на позитивные изменения в воспитании и образовании детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им качественно новых возможностей в успешной самореализации, стимулирование в крае семейных форм устройства данной категории детей, успешного усыновления.
Вместе с тем доля детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в настоящее время остается ниже, чем в среднем по России.
Одной из наиболее остро стоящих проблем в крае является обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей. На начало 2012 года более 4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют жилья, что составляет 48 процентов от общего числа детей данной категории.
В крае на 01 декабря 2012 г. состоят на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений государственного жилищного фонда 2,142 тыс. лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ситуация по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет положительную динамику, но остается достаточно сложной.
За период 2006 - 2012 годов было предоставлено гражданам данной категории 261 жилое помещение, в том числе в 2012 году - 108 жилых помещений.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2012 г. N 398-пр внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства края от 22 июня 2012 г. N 205-пр, в части увеличения финансирования на исполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей. Расходы краевого бюджета в 2013 году на указанные цели возросли по сравнению с 2012 годом в три раза и составят 394,3 млн. рублей, в том числе 125,7 млн. рублей из федерального бюджета, 268,6 млн. рублей из краевого бюджета.
Несмотря на принимаемые меры, фактически детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края, становится с каждым годом больше, их число будет уменьшаться только при условии приобретения и (или) строительства не менее 400 квартир в год.
Большое внимание в крае уделяется социализации детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в образовательных учреждениях. В данных учреждениях в основном работают неравнодушные к судьбам детей педагоги, грамотные руководители, создана материальная база, позволяющая реализовывать социальные проекты. За последние годы в работе учреждений появились новые технологии, связанные с изменением их подходов по ориентации на создание условий проживания воспитанников, максимально приближенным к домашним, по семейному типу, ориентации на развитие индивидуальности воспитанников, подготовку воспитанников к осознанному выбору профессии, возвращение их в кровную семью или передачу на воспитание в семью посторонних граждан.
В целях социализации воспитанников в учреждениях реализуются программы адаптации и реабилитации детей, медико-психологической и социальной поддержки, профилактики безнадзорности и правонарушений, подготовки выпускников к самостоятельной жизни, позволяющие преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности.
Не менее важной для данной категории детей является проблема создания в крае системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений, ее институтализация и реализация имеющегося в данной работе положительного опыта.
В то же время остается большим число воспитанников, совершающих самовольные уходы из учреждений.
В 2011 году 106 воспитанников детских домов совершили 241 самовольный уход. Как правило, самовольные уходы совершают воспитанники, поступившие в учреждения в возрасте от 13 до 17 лет, длительное время проживавшие в неблагополучных семьях. Такие дети тяжело адаптируются к новой жизни в условиях учреждения в связи с тем, что имеют сформированный негативный жизненный стереотип.
Очень трудной, но важной для дальнейшей социализации детей, оставшихся без попечения родителей, является сложившаяся практика гипердиагностики умственной отсталости либо задержки психического развития, в результате которой каждый третий ребенок данной категории в крае обучается в специальных (коррекционных) учреждениях по соответствующей коррекционной программе. Необходимо внедрение в практику таких учреждений новых технологий коррекционной и реабилитационной работы и на их основе регулярного пересмотра диагнозов у детей, находящихся в данных учреждениях.
В крае формируется система подготовки потенциальных родителей к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи: осуществляется информирование населения, ведется учет граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, проводятся форумы приемных родителей, во всех территориях края созданы клубы и советы опекунов и попечителей. На базе учреждений и территориальных отделов опеки и попечительства создано 24 службы подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, 11 служб сопровождения замещающих семей, успешно работает Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей. В течение ближайших лет планируются мероприятия по оптимизации сети учреждений, улучшению их материальной базы, начат процесс совершенствования процедуры устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в соответствии с правилами подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители.
В целях сокращения возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей в учреждениях организована работа по предварительной подготовке детей к жизни в семье, для чего в 25 учреждениях созданы службы подготовки воспитанников к семейной жизни (к передаче в замещающую семью). Она включает в себя: диагностику мотивации воспитанников учреждений к жизни в семье, индивидуальные консультации, тренинги и практические занятия с воспитанниками по привитию навыков самообслуживания и поведения в бытовых условиях семьи, временное проживание воспитанников в условиях "гостевой семьи". За последние три года в 18 учреждениях создано 39 групп проживания воспитанников в условиях, максимально приближенных к домашним, по семейному типу.
В целях реализации права воспитанников на семейное устройство в крае сложился положительный опыт проведения воспитанниками учреждений каникул, выходных и праздничных дней в семьях граждан. Ежегодно временно в семьи граждан края передаются около 500 детей - воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Несмотря на имеющееся улучшение ситуации по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, проведение комплекса профилактических мероприятий, социальное сиротство в крае продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем.
По данным статистики, до 85 процентов выявляемых детей в крае остаются без родительского попечения в основном по социальным причинам.
Данные факты свидетельствуют о том, что в крае все еще недостаточно качественно организована работа органов и учреждений системы профилактики по раннему выявлению в семьях, имеющих детей, семейного неблагополучия и осуществления их своевременной реабилитации в целях сохранения ребенку семьи. Недостаточное внимание к данной проблеме органов местного самоуправления, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав приводит к потере ребенком кровной семьи, устройству его под опеку, попечительство граждан либо под надзор в учреждение и в дальнейшем требует значительных финансовых затрат на обеспечение его содержания, предоставление дополнительных мер социальной поддержки.
Расходы краевого бюджета на решение данных вопросов составили за последние три года около 3,5 млрд. рублей, в том числе:
- расходы на содержание краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, помещенных в них под надзор, составили в 2010 году - 961,13 млн. рублей, в 2011 году - 1 132,91 млн. рублей. На данные цели в 2012 году запланировано 1 270,81 млн. рублей;
- расходы на выплату единовременного пособия при передаче детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан; ежемесячного вознаграждения опекунам и попечителям, исполняющим обязанности на возмездной основе по договору о приемной семье; ежемесячных денежных средств на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством граждан, в 2010 году составили 393,64 млн. рублей, в 2011 году - 463,07 млн. рублей. На данные расходы в 2012 году запланировано 914,70 млн. рублей;
- расходы на предоставление жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году составили 83,50 млн. рублей, в 2011 году - 256,20 млн. рублей. На данные расходы в 2012 году запланировано 134,00 млн. рублей.
Таким образом, в крае, несмотря на ряд положительных тенденций в области защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, остаются острыми следующие проблемы:
- низкие темпы сокращения числа выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей;
- низкий процент передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации;
- большая доля детей, оставшихся без попечения родителей по социальным причинам;
- требует апробации и совершенствования процедуры процесс устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в соответствии с правилами подбора и подготовки граждан в качестве кандидатов в замещающие родители;
- требуется завершить формирование системы подготовки потенциальных родителей к приему детей в замещающие семьи;
- недостаточно высокий уровень профессионализма специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей, опекунами, попечителями;
- не завершено создание в учреждениях условий проживания воспитанников, максимально приближенных к домашним, по семейному типу;
- недостаточна социальная адаптация выпускников учреждений;
- не в полной мере сформирована система постинтернатного сопровождения выпускников учреждений;