ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 года N 21-пр
О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края
"Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 09 июня 2012 г. N 195-пр
В целях оптимизации бюджетных расходов Правительство края
постановляет:
Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 09 июня 2012 г. N 195-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 09.06.2012 N 195-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 19 февраля 2013 года N 21-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае"
ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае"
Наименование государственной целевой программы Хабаровского края | - государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - управление лесами Правительства Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - краевые государственные автономные учреждения в области лесных отношений, подведомственные управлению лесами Правительства края (далее - Лесхозы); краевые государственные казенные учреждения, подведомственные управлению лесами Правительства края (далее - Лесничества) |
Цели Программы | - повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и экологических, санитарно-гигиенических, защитных, средообразующих услугах леса (далее - услуги леса) при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов в Хабаровском крае |
Задачи Программы | - охрана, защита и воспроизводство лесов; организация эффективного использования лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса |
Долгосрочные краевые целевые Программы | - в рамках Программы реализация долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрена |
Основные мероприятия Программы | - создание эффективной системы мониторинга пожарной опасности и тушения лесных пожаров; предупреждение, профилактика возникновения и распространения лесных пожаров; создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов; обеспечение эффективного воспроизводства лесов; организация использования лесов; обеспечение использования лесов Лесничествами |
Показатели (индикаторы) Программы | - доля крупных лесных пожаров (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов) в общем количестве возникших лесных пожаров; доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по числу случаев), в общем количестве ликвидированных пожаров; удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней; выполнение предусмотренного лесным планом Хабаровского края объема по рубкам ухода в молодняках (молодых древостоях I - II классов возраста); объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар лесных земель (рублей); соотношение объема незаконных рубок, совершенных не выявленными (не установленными) нарушителями лесного законодательства, и общего объема незаконных рубок |
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в один этап - в течение 2013-2020 годов |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, внебюджетных средств на реализацию целей Программы | - прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы, всего - 6 510 610,82 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 816 137,14 тыс. рублей, 2014 год - 813 496,24 тыс. рублей, 2015 год - 813 496,24 тыс. рублей, 2016-2020 годы - 4 067 481,20 тыс. рублей, из них: средства краевого бюджета - 5 830 867,62 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 731 169,24 тыс. рублей, 2014 год - 728 528,34 тыс. рублей, 2015 год - 728 528,34 тыс. рублей, 2016-2020 годы - 3 642 641,70 тыс. рублей; внебюджетные источники (по согласованию) - 679 743,20 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 84 967,90 тыс. рублей, 2014 год - 84 967,90 тыс. рублей, 2015 год - 84 967,90 тыс. рублей, 2016-2020 годы - 424 839,50 тыс. рублей |
Конечные результаты реализации Программы | - сохранение объемов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на уровне 2011 года |
1. Характеристика текущего состояния лесного хозяйства в Хабаровском крае
Настоящая Программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Реализация настоящей Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Леса на территории Хабаровского края - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Вместе с тем, обладая семью процентами запасов лесов Российской Федерации и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Хабаровский край существенно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа по уровню заготовки древесины. На сегодняшний день осваивается не более 30 процентов объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения в результате воздействия неблагоприятных факторов и, прежде всего, лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - федеральный государственный лесной надзор), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра.
Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние три года, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, доработки некоторых и разработки новых нормативных правовых актов.
Лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня. В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли, нескоординированности действий органов государственной власти в регулировании вопросов лесных отношений в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.
Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует в целях дальнейшей интенсификации использования лесов осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры.
В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчения глобальных изменений климата, соблюдения требований лесной сертификации.
Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы выбытия лесов превышают 63,8 тыс. гектаров, из них около 52,9 тыс. гектаров - за счет сплошных рубок, 10,9 тыс. гектаров - за счет гибели от лесных пожаров.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель:
- в 2009 году зарегистрировано 337 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 481,6 тыс. гектаров;
- в 2010 году зарегистрировано 249 лесных пожаров, которыми пройдено 44,3 тыс. гектаров лесов на землях лесного фонда;
- в 2011 году зарегистрировано 414 лесных пожаров на площади 95,1 тыс. гектаров.
Вследствие передачи отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе по тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации произошла децентрализация и рассредоточение сил и средств на мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. На региональном уровне возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки. Ухудшилась работа подразделений авиалесоохраны, что выразилось в нарушении режима патрулирования лесов, ухудшении взаимодействия с наземными силами пожаротушения.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.
При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2013-2016 годам может удвоиться и достичь 35 тыс. гектаров. Развитию данного сценария способствует низкий уровень лесозащиты в крае, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативной технической базы, должного уровня взаимодействия между структурами федерального и краевого подчинения. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах сократились. Выполнение профилактических лесозащитных мероприятий проводится без необходимого обоснования, эффективность этих работ определяется условно, без практиковавшихся ранее натурных оценок. Такое состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (сибирский шелкопряд, чехлоноска и др.) и оценки их последствий к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.
Хабаровский край в силу своего географического расположения, лесорастительных условий и близости к одному из основных зарубежных потребителей лесоматериалов - Китаю является одним из привлекательных регионов для незаконной добычи древесных ресурсов и отгрузки их на экспорт.
Ликвидация института государственной лесной охраны в 2004 году, сокращение численности работников Лесничеств в 2007 году в три раза из-за отсутствия необходимого финансирования оставили значительную часть лесного фонда без должного присмотра органами лесного хозяйства.
Несмотря на положительные результаты применяемых с 2008 года Правительством Хабаровского края мер эффективность противодействия незаконной заготовке и обороту древесины недостаточная. Незаконная заготовка древесины продолжает наносить значительный вред окружающей среде и экономике края. Остается нерешенной проблема своевременного пресечения незаконных рубок лесных насаждений, показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем 40 - 50 процентов.
До настоящего времени не удалось достичь необходимого уровня эффективности межведомственного взаимодействия на различных уровнях исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками, полного возмещения ущерба, причиненного лесам, в бюджет Российской Федерации.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточная результативность надзора использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, относительно низкий уровень использования современных технологий в лесном хозяйстве, в том числе информационных.
В настоящее время 32 процента лесной территории имеет давность лесоустроительных работ свыше 15 - 20 лет, 56 процентов территории - давность 11 - 15 лет. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.
Достоверной оценке качества исполнения переданных полномочий препятствует отсутствие единой системы ведения государственного лесного реестра. Необходимо обеспечить ведение государственного лесного реестра на базе единой автоматизированной системы ведения государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора на местном, краевом и федеральном уровнях.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих в отрасли, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на федеральном уровне в рамках государственной программы по развитию лесного хозяйства в Российской Федерации, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.
2. Цели и задачи Программы
Целями настоящей Программы являются повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов в Хабаровском крае.
Достижению целей Программы будет способствовать решение задач по охране, защите и воспроизводству лесов, организации эффективного использования лесов и обеспечению стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Для каждой задачи определены основные мероприятия, выполнение которых обеспечивает достижение целей Программы.
Задача 1 "Охрана, защита и воспроизводство лесов" предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1) создание эффективной системы мониторинга пожарной опасности и тушения лесных пожаров;
2) предупреждение, профилактика возникновения и распространения лесных пожаров;
3) создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов;
4) обеспечение эффективного воспроизводства лесов.
Задача 2 "Организация эффективного использования лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса" предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1) организация использования лесов управлением лесами Правительства края;
2) обеспечение использования лесов Лесничествами.
Задачи Программы носят функциональный характер, являются взаимозависимыми - выполнение мероприятий одной задачи зависит от выполнения мероприятий другой задачи. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется ответственным исполнителем Программы в соответствии с процедурами управления реализацией Программы. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы в случаях:
- изменения законодательства;
- изменения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств краевого бюджета на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;
- возникновения техногенных катастроф или катастроф природного характера.
При выполнении предусмотренных Программой мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к повышению эффективности ведения лесного хозяйства, внедрению инновационных достижений в использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, повышению уровня кадрового обеспечения.
3. Прогноз конечных результатов реализации Программы
Конечным результатом реализации мероприятий Программы является сохранение объемов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на уровне 2011 года.
Выполнение мероприятий Программы по решению задачи 1 "Охрана, защита и воспроизводство лесов" при базовом финансировании позволит сохранить на уровне 2011 года долю крупных лесных пожаров (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов) в общем количестве возникших лесных пожаров и долю лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по числу случаев), в общем количестве ликвидированных пожаров, а при благоприятных погодных факторах приведет к незначительному улучшению данных показателей.
Выполнение мероприятий Программы по предупреждению, профилактике возникновения и распространения лесных пожаров при базовом финансировании приведет к незначительному улучшению показателей доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по числу случаев), в общем количестве ликвидированных пожаров с 70 до 73 процентов, что в свою очередь, приведет к сокращению площадей лесных пожаров.
Выполнение мероприятий Программы по созданию эффективной системы защиты лесов от вредных организмов обеспечит сохранение санитарно-гигиенической и экологической обстановки в районах края, в наибольшей степени подверженных воздействию лесных пожаров, вредных организмов и болезней леса.
Реализация мероприятий Программы в сфере защиты лесов от вредных организмов обеспечит сохранение существующей системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий, обеспечивающей выявление лесопатологических факторов, назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий.
Существенное внимание при реализации мероприятий Программы будет уделено воспроизводству лесного фонда. Ожидается достижение обеспечения баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления.
Мероприятия по организации использования лесов выполняются управлением лесами Правительства края, мероприятия по обеспечению использования лесов выполняются Лесничествами в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств краевого бюджета.
Важным результатом реализации Программы станет повышение эффективности государственного управления лесами, улучшение качества и оперативности предоставления государственных услуг в области лесного хозяйства.