1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Приоритетом социально-экономического развития городского округа «Город Хабаровск» является повышение качества жизни горожан. Разделение полномочий между уровнями власти может создать риски по ухудшению положения детей из семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
Благодаря межведомственному взаимодействию, нормативному обеспечению процесса реабилитации выявленных семей группы риска одним из приоритетных направлений в деятельности администрации города Хабаровска остается профилактика социального сиротства.
Решениями Хабаровской городской Думы с 2006 года (от 24.11.2006 N 360, от 21.02.2006 N 212) в городе институализированы 20 «социальных гостиных» на 300 детей в муниципальных образовательных учреждениях и 13 социальных клубов на 195 детей в муниципальных библиотеках. Мероприятия и оказание услуг по организации досуговой деятельности, комплексной психолого-педагогической поддержке детям из социально уязвимых семей в 2010-2012 годах осуществлялось в рамках ведомственной целевой программы «Чужих детей не бывает» (организация и осуществление мероприятий с детьми)».
В результате осуществления мероприятий в «социальных гостиных» и социальных клубах в 2010-2011 годах ежегодно предупреждалось вовлечение в совершение правонарушений от 500 до 600 детей.
Произошло улучшение жизненной ситуации у 475 детей целевых групп, в том числе:
- повышение уровня успеваемости в школе, разрешение конфликтных ситуаций в школе и в семье у 52% детей (257 чел.);
- улучшение обстановки в семьях, предупреждение лишения родительских прав в 2011 году - в 218 семьях (в 2010 году - в 136 семьях). Оценка социально-экономической эффективности работы «социальных гостиных» и социальных клубов показывает, что каждый рубль вложений дает десятикратную экономию за счет прекращения дел по лишению родительских прав, отказа от содержания детей в детском доме, без учета социальных эффектов от сохранения для ребенка кровной семьи.
Вместе с тем, несмотря на увеличение в 2011 году в сравнении с 2010 годом на 41% числа детей целевых групп «социальных гостиных» и социальных клубов в возрасте от 14 до 17 лет, общее число подростков данной возрастной категории, вовлеченных в реабилитационное пространство, остается недостаточно высоким. А ведь именно в этом возрасте несовершеннолетние впервые совершают противоправные деяния.
Актуальным остается вопрос организации каникулярной занятости в летний период времени детей, проживающих в социально неблагополучных семьях, состоящих на контроле в комиссиях по делам несовершеннолетних, возрастной категории 14 - 16 лет, предоставление им бесплатных путевок в загородные оздоровительные лагеря, на военно-спортивные смены. В июне 2011 года отдохнули в профильных оборонно-спортивных сменах на 60% больше подростков, состоящих на профилактических учетах комиссий по делам несовершеннолетних, чем в 2010 году (50 человек).
Реабилитационное пространство для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, может быть расширено за счет поддержки институализированных инновационных форм работы, более широкого привлечения к профилактической работе общественности города, некоммерческих организаций. Созданные распоряжением Мэра города от 03.06.2007 N 2261-р 16 рабочих групп по организации индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, на общественных началах ежегодно осуществляют сопровождение около 300 семей, в которых проживает до 435 детей. Результатом их работы на основе межведомственного взаимодействия стало выведение из кризисной ситуации 50% семей и детей целевых групп, оказание содействия родителям в лечении от алкогольной зависимости и предупреждение жестокого обращения с детьми в 66% семей целевых групп. Эта работа по сокращению семейного неблагополучия требует поддержки муниципалитета и дальнейшего развития.
Обозначенные проблемы имеют социально-политический характер, решение их способствует укреплению авторитета администрации города.
Стандартизация деятельности по защите прав детей позволяет рассматривать возможность вводить заказ услуг на конкурсной основе, привлекая и поддерживая гражданские инициативы, через систему муниципальных грантов (решение Хабаровской городской Думы от 30.11.2001 N 148 «Об утверждении положения о муниципальном гранте города Хабаровска»).