Охрана окружающей среды и благоустройство являются тесно взаимосвязанными сферами общественных отношений. В последнее время применяется термин "экологическое благоустройство территорий", основной задачей которого являются охрана природных компонентов, восстановление и создание благоприятных санитарно-гигиенических и экологических условий, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности населения. Благоустройство часто является частью экологических программ по оздоровлению городской среды и частью общего процесса экологизации всех сфер общественных отношений.
Наличие благоприятной среды проживания, благоустроенных населенных пунктов имеет первостепенное значение для позитивного социального самочувствия жителей области.
При этом благоустройство территорий должно достигаться не только за счет организации и реализации комплекса мероприятий, но и за счет жесткого контроля со стороны уполномоченных органов за исполнением таких мероприятий ответственными лицами.
Неблагоприятная ситуация в регионе в сфере благоустройства, сложившаяся в 90-х годах XX века, обусловила необходимость выработки действенного механизма по контролю за чистотой, порядком и состоянием объектов благоустройства на территории области в виде образования управления административно-технического контроля Калужской области. Создание управления было продиктовано также тем обстоятельством, что благоустроенная и комфортная среда проживания неизменно способствует дальнейшей активизации инвестиционной деятельности и высоким темпам экономического развития региона и его положительному имиджу на уровне Российской Федерации и международной арене.
Управление административно-технического контроля Калужской области в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.03.2011 N 170 "Об управлении административно-технического контроля Калужской области" осуществляет контрольные функции, направленные на обеспечение соблюдения требований законов, иных нормативных правовых актов Калужской области, а также в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых по вопросам своего ведения в сфере благоустройства.
Организационная структура управления (наличие восьми базовых территориально обособленных отделов административно-технического контроля в составе управления, расположенных в г. Калуге, г. Обнинске, Дзержинском, Тарусском, Кировском, Людиновском, Козельском и Юхновском районах Калужской области), позволяющая охватить контролем всю территорию области, а также специфика деятельности управления - систематическое осуществление правоприменительной практики (возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях) предъявляют особые требования к организации работы территориальных отделов, их материально-техническому обеспечению, подбору и обучению кадрового состава управления и особенно осуществлению надлежащего контроля за их деятельностью в условиях удаленного доступа.
В 2012 году в результате деятельности управления в областной бюджет поступило 11666 тыс. рублей.
В результате применения мер административного воздействия отремонтированы фасады 268 зданий; оборудованы в соответствии с нормами, отремонтированы и обеспечена уборка и надлежащее санитарное состояние 763 контейнерных площадок; восстановлена и отремонтирована изоляция тепловых сетей общей протяженностью около 7400 м; отремонтировано около 1516 м инженерных сетей, восстановлено наружное освещение 97 объектов; ликвидировано 197 несанкционированных свалок общей площадью 77 тыс. кв. м; приведено в надлежащее состояние около 140 тыс. кв. м территорий, прилегающих к объектам благоустройства (включая удаление мусора, наледи, покос сорной растительности и т.п.), более 2,0 тыс. км полос отвода и придорожных полос автодорог; установлено свыше 240 номерных знаков домов и указателей улиц; очищено от несанкционированного размещения объявлений, листовок, афиш около 1700 объектов; удалено 115 разукомплектованных автомобилей; обеспечена механизированная и ручная уборка 263 улиц населенных пунктов области. В результате комплекса проведенных мероприятий с участием управления, федеральных и муниципальных органов власти выявлено и демонтировано 48 незаконно установленных рекламных конструкций.
Проведены проверки по следующим приоритетным направлениям работы управления:
- "Свалка" - выявление и принятие мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок и навалов мусора;
- "Фасад" - осуществление контроля за надлежащим состоянием и содержанием фасадов нежилых зданий и сооружений (во исполнение постановления Губернатора Калужской области от 12.08.2008 N 243 "О поддержании в нормативном состоянии объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений) на территории Калужской области");
- "Контейнерная площадка" - осуществление контроля за обеспеченностью и надлежащим состоянием оборудования для сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, а также наличием контейнерных площадок для размещения такого оборудования и их соответствия установленным нормам;
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 09.03.2016 N 151)
- "Дорога" - осуществление контроля за надлежащим состоянием полос отвода, придорожных полос, порядком и благоустройством объектов придорожного сервиса, находящихся в полосах отвода автодорог и придорожных полосах;