Наряду с положительной динамикой решения вопросов, входящих в компетенцию управления, существует ряд проблем, которые значительно затрудняют реализацию административно-технического контроля на территории области:
1. Непредвиденное возникновение обстоятельств, влияющих на снижение показателей административно-технического контроля, не связанное со случаями ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками управления.
1.1. Возникновение обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, например, таких как недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; отмена закона, установившего административную ответственность; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
1.2. Признание судами при обжаловании постановлений управления ряда совершенных административных правонарушений в сфере благоустройства малозначительными на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" (далее - КоАП РФ) с освобождением виновных лиц от административной ответственности и ограничением устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
1.3. При этом суды часто не учитывают, что нарушение эстетического состояния любого объекта благоустройства влечет не только снижение уровня комфортности проживания и качества жизни граждан, но и нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, что является существенной угрозой сложившимся общественным отношениям. Отдельные правонарушения в сфере благоустройства напрямую создают угрозу жизни и здоровью граждан, также влекут угрозу нравственному развитию детей и вызывают психологический дискомфорт граждан.
Признание судами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, при обжаловании постановлений управления смягчающими обстоятельств, не указанных в КоАП РФ.
Суд может признать такие обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом. При этом соответствующие постановления управления могут быть признаны судом незаконными и изменены в части назначенного наказания.
1.4. Отмена ряда статей Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (далее - Закон), касающихся административных правонарушений в сфере благоустройства, по которым ранее управление осуществляло привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Так, из ранее действовавших 25 статей Закона, устанавливавших административную ответственность за правонарушения в сфере благоустройства, в настоящее время осталось 17, что существенно сужает возможности привлечения правонарушителей к ответственности.
Сокращение количества специальных норм Закона, устанавливающих ответственность за совершение административных правонарушений в сфере благоустройства, приводит к увеличению числа дел об административных правонарушениях, возбужденных управлением по статье 1.1 Закона за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих требования в сфере благоустройства, за нарушение которых ранее административная ответственность предусматривалась в ныне отмененных специальных нормах Закона.
Санкция указанной статьи наряду со штрафом предполагает альтернативное наказание в виде предупреждения. В соответствии с действующим законодательством предупреждение как вид наказания назначается в обязательном порядке за впервые совершенные правонарушения. Однако в результате применения управлением меры административного воздействия в виде предупреждения снижается профилактическая функция административного законодательства, помимо этого снижается общий объем денежных средств, поступающих в областной и местные бюджеты от собранных штрафов за административные правонарушения.
С учетом подобной проблемы в сфере реализации подпрограммы необходимо усилить административно-технический контроль за лицами, ранее привлеченными к административной ответственности в сфере благоустройства.
2. Отсутствие доступа управления к полной базе данных реестров муниципальной собственности.