____________________________________________________________________
Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 12.02.2019 N 98, утвердившего новую государственную программу Калужской области "Охрана окружающей среды в Калужской области".
____________________________________________________________________
(с изменениями на 26 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 22.09.2014 N 554, от 16.10.2015 N 582, от 09.03.2016 N 151, от 22.07.2016 N 395, от 20.03.2017 N 145, от 04.12.2017 N 702, от 19.03.2018 N 167, от 25.10.2018 N 666, от 26.12.2018 N 814)
С целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также в соответствии с перечнем государственных программ Калужской области, утвержденных постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 18.11.2013 N 613), Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Калужской области "Охрана окружающей среды в Калужской области".
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 22.09.2014 N 554, от 16.10.2015 N 582, от 09.03.2016 N 151, от 22.07.2016 N 395, от 20.03.2017 N 145, от 04.12.2017 N 702, от 19.03.2018 N 167, от 25.10.2018 N 666, от 26.12.2018 N 814)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области | ||||||||
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 22.07.2016 N 395) | |||||||||
2. Соисполнители государственной программы | Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области; - управление административно-технического контроля Калужской области; - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области" | ||||||||
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 22.07.2016 N 395) | |||||||||
3. Цели государственной программы | - Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем | ||||||||
4. Задачи государственной программы | - Сохранение и восстановление биологического разнообразия Калужской области; - сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий; - развитие комплексной системы обращения с отходами; - рекультивация не подлежащих эксплуатации объектов размещения отходов; - повышение уровня благоустройства территории Калужской области | ||||||||
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 22.07.2016 N 395) | |||||||||
5. Подпрограммы государственной программы | - "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления"; - "Регулирование качества окружающей среды, повышение уровня экологического образования населения"; - "Стимулирование муниципальных программ по повышению уровня благоустройства территорий"; - "Формирование современной городской среды"; - "Обеспечение реализации полномочий в сфере административно-технического контроля" | ||||||||
(строка 5 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 20.03.2017 N 145) | |||||||||
6. Показатели государственной программы | - Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников; - доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I - IV классов опасности; - выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников; - объем образованных отходов I - IV классов опасности; - доля площади субъекта Российской Федерации, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения | ||||||||
7. Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы, в один этап | ||||||||
8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований | Наименование показателя | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
ВСЕГО | 1592066,22 | 216442,6 | 175908,3 | 161978,01 | 646161,49 | 188470,42 | 101552,7 | 101552,7 | |
В том числе по источникам финансирования: | |||||||||
средства областного бюджета <*> | 1306776,22 | 216442,6 | 151721,3 | 161978,01 | 385058,49 | 188470,42 | 101552,7 | 101552,7 | |
средства федерального бюджета<**> | 285290,0 | - | 24187,0 | - | 261103,0 | - | - | - | |
<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из областного бюджета в 2017 году, отражены с учетом предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в областной бюджет в объеме 14143,08 тыс. руб. на реализацию подпрограммы "Формирование современной городской среды". <**> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию государственной программы из федерального бюджета, ежегодно уточняются после принятия и (или) внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год (в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период) | |||||||||
(строка 8 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 26.12.2018 N 814) | |||||||||
9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы | В качественном выражении: - создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями; - обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в достоверной экологической информации, информации о состоянии окружающей среды. В количественном выражении: - увеличение доли утилизированных (использованных) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в общем объеме образовавшихся ТКО с 1,3 до 35%; - увеличение доли рекультивированных площадей муниципальных полигонов (свалок) ТКО по отношению к общей площади карт захоронения муниципальных полигонов (свалок) с 4 до 66 %; - доля населения области, принявшего участие в экологических мероприятиях, к общему числу населения области к 2020 г. - не менее 70%. | ||||||||
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 09.03.2016 N 151) |
По данным государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации", ежегодно публикуемого Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Калужская область является одним из наиболее чистых в экологическом отношении регионов Центрального федерального округа.
Калужская область занимает последнее место среди субъектов Центрального федерального округа по объему выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (в 2011 году - 12,59 тыс. тонн). Значение данного показателя для Белгородской, Курской и Воронежской областей составляет соответственно 134,49 тыс. тонн; 41,9 тыс. тонн; 72,21 тыс. тонн.
Объем образования отходов в 2011 году в Белгородской области составили 142,5 млн. тонн, Курской области - 55,14 млн. тонн, Воронежской области - 6,7 млн. тонн, тогда как в Калужской области - всего 1,9 млн. тонн. Процент использования и обезвреживания отходов производства и потребления в этих областях составляет всего 23; 3,2; 42,9 соответственно (в Калужской области в 2011 году - 96,1%).
Объемы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в Воронежской, Ивановской и Липецкой областях превышают объем сбросов сточных вод в Калужской области.
В регион привлекаются инвестиционные проекты, доказавшие свою экологическую состоятельность. Одним из основных требований при проектировании и строительстве новых предприятий на территории индустриальных парков в Калужской области является не только использование современных конкурентоспособных технологий, но и их соответствие нормам и требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации.
При проектировании и на стадии предпроектной подготовки заводов в индустриальных парках в Калужской области проводятся научные экологические исследования, разрабатывается вся необходимая экологическая документация, позволяющая минимизировать негативное воздействие на окружающую среду при строительстве и дальнейшей эксплуатации заводов. Мероприятия для предотвращения загрязнения окружающей среды предусмотрены как на стадии проектирования и строительства заводов, так и во время их эксплуатации.
Современная природоохранная политика в обеспечении безопасности при функционировании предприятий ориентирована не только на ликвидацию последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, но и на предотвращение такого воздействия.
Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в Калужской области продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.
Сложившаяся в Калужской области система работы с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), включающая в себя деятельность по их сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и размещению отходов, не соответствует современным требованиям. Кроме того, в Калужской области отсутствуют предприятия по переработке ТКО, слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 09.03.2016 N 151)
Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки. Последнее приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых коммунальных отходов без предварительного обезвреживания.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 09.03.2016 N 151)
Существенное влияние на качество жизни населения региона оказывает отсутствие должного внимания к вопросам внедрения передовых методов в сфере благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, территорий общего пользования, энергоэффективного уличного освещения, ремонта и строительства тротуаров, благоустройства прилегающих территорий кладбищ, родников и пляжей, реконструкции и развития существующих парков, скверов, аллей, озеленения улиц.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 20.03.2017 N 145)
Отсутствие полной информации о состоянии компонентов природной среды из-за недостаточно развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга снижает качество принятия экологически обоснованных управленческих решений при разработке мероприятий и программ, направленных на уменьшение негативного влияния на человека и на объекты окружающей среды.
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира и относятся к объектам общенационального достояния. Недостаточная система мер по поддержке и развитию ООПТ приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
Хозяйственная деятельность человека приводит к обеднению природных экосистем за счет исчезновения отдельных видов живых организмов, что сказывается на способности саморегуляции биосферы в целом и создает угрозу существованию самого человека. Поэтому сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, а также выявление новых редких видов и регистрация мест их обитания становится одной из первоочередных задач.
Таким образом, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды являются:
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;
- низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;
- недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;
- угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.
Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем является ухудшение качества окружающей среды, снижение качества жизни граждан и, как следствие, повышение заболеваемости и смертности населения.
С учетом внедрения новых механизмов регулирования в области охраны окружающей среды к 2020 году должно быть достигнуто определенное снижение удельных показателей негативного воздействия на окружающую среду, наметится постепенный переход экономики от стадии экстенсивного развития, приводящего к усилению негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста, к экологически эффективному устойчивому развитию, предусматривающему снижение показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ при росте промышленного производства, установлению приоритета минимизации образования и использования (утилизации) отходов производства и потребления над их обезвреживанием и захоронением. Темпы перехода к новой модели развития и, соответственно, снижение негативного воздействия на окружающую среду существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, формирования технологической базы и финансовых инструментов ликвидации прошлого экологического ущерба, развития индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления.
В случае роста объемов бюджетного финансирования вопросов охраны окружающей среды процесс перехода к экологически эффективному развитию значительно ускорится за счет реализации практических мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, а также и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. В этом случае к 2020 году возможно существенное сокращение удельных уровней негативного воздействия отраслей, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду.