Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 622 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014 - 2018 годы"

Текущее положение Кластера на мировом рынке (поставки авиационной техники)

Наименование продукта

Наименование аналога

Наименование предприятия-производителя

Объем поставок на мировой рынок, штук <7>  

Доля производителя на мировом рынке, %

Многоцелевые легкие самолеты

"Рысачок"

АО "РКЦ "Прогресс"

Л 410

Чешская авиастроительная компания "Let Aircraft Industries" ("Лэт Аиркрафт Индастрис")

32

9,6

"Evektor EV-55 Outback" ("Эвектор ИВи-55 Аутбэк")

Чешская компания "Evektor" ("Эвектор")

"DHC-6 Twin Otter 400" ("ДиЭйчСи-6 Твин Оттер 400")

Канадская компания "Viking Air Limited" ("Викинг Эйр Лимитед")

"Cessna Grand Caravan EX" ("Цессна Гранд Караван ИИкс")

Американская компания "Cessna Aircraft Company" ("Цессна Аиркрафт Компании")

100

30

"Pilatus PC-12 NG" ("Пилатус ПиСи-12 ЭнДжи")

Швейцарская компания "Pilatus Aircraft Ltd" ("Пилатус Аиркрафт ЭлТиДи")

201

60,4

Самолеты региональной авиации

Ан-140-100

ОАО "Авиакор - авиационный завод"

9

2,5

Ил-114-300

Государственное акционерное общество "Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова"

ATR-42-600

Франко-итальянский концерн "ATR" ("ЭйТиЭр")

9

2,5

ATR-72-600

Франко-итальянский концерн "ATR" ("ЭйТиЭр")

173

47,5

"Bombardier Q300" ("Бомбардир Кью300")

Канадская компания "Bombardier Aerospace" ("Бомбардир Аэроспэйс")

31

8,5

"Bombardier Q400" ("Бомбардир Кью400")

Канадская компания "Bombardier Aerospace" ("Бомбардир Аэроспэйс")

90

25

МА 60

Китайская компания "Xian Aircraft Industrial Corporation" ("Ксиан Аиркрафт Индастриал Корпорэйшн")

50

14


     --------------------------------
     <7> Общее количество поставленных самолетов в 2012 - 2014 годах, по состоянию на 01.08.2014, по данным чешской авиастроительной компании "Let Aircraft Industries", АО "РКЦ "Прогресс", чешской компании "Evektor", канадской компании "Viking Air Limited", американской компании "Cessna Aircraft Company", швейцарской компании "Pilatus Aircraft Ltd", франко-итальянского концерна "ATR", ОАО "Авиакор - авиационный завод", канадской компании "Bombardier Aerospace", китайской компании "Xian Aircraft Industrial Corporation".

     При разработке и совершенствовании продуктов Кластера необходимо учитывать сильные и слабые стороны Кластера.
     Наиболее выгодно Кластер представлен в сегменте услуг по выводу на орбиту полезной нагрузки и космических запусков. На долю Кластера приходится около 40% всех пусков в мире. При этом Кластер абсолютно не представлен в сегменте ракет-носителей тяжелого класса.
     До 2018 года основными игроками на мировом рынке космических пусков будут американская компания "United Launch Alliance", китайская академия ракетно-космических технологий "CALT", европейское космическое агентство "ESA", американская компания "SpaceX", АО "РКЦ "Прогресс" и ГКНПЦ Хруничева.
     По оценкам канадской компании "Bombardier Aerospace", в ближайшие десять лет в сегменте воздушных судов вместимостью от 20 до 59 человек и от 60 до 99 человек - сегменте основного (Ан-140-100) и потенциального (Ил-114-300) продукта Кластера - общее количество поставок составит около 6000 воздушных судов, в том числе около 400 судов - в сегменте вместимостью от 20 до 59 человек и около 5400 судов - в сегменте вместимостью от 60 до 99 человек.
     Однако основной рост придется на воздушные суда вместимостью до 149 человек - более 13000 судов.
     Особую обеспокоенность на грани утраты конкурентоспособности вызывает сегмент многоцелевых легких самолетов - аналогов самолету "Рысачок" производства АО "РКЦ "Прогресс". В настоящий момент рынок потенциального выхода самолета "Рысачок" плотно занят продукцией чешской авиастроительной компании "Let Aircraft Industries", американской компании "Cessna Aircraft Company", швейцарской компании "Pilatus Aircraft Ltd", канадской компании "Viking Air Limited".
     Вместе с тем производство многоцелевых воздушных судов легкого класса, а также воздушных судов для региональных перевозок является в настоящее время актуальной задачей в масштабах Российской Федерации. Развитие региональной авиации находится в центре внимания федерального центра как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти. Суммарные возможности Кластера по производству воздушных судов для региональной авиации составляют 16 самолетов в год (Ан-140-100 - 6 и "Рысачок" - 10). При условии расширения производства и привлечения дополнительных инвестиций производственные мощности предприятий Кластера позволят производить до 30 самолетов Ан-140-100 и 20 легкомоторных самолетов "Рысачок".
     Текущая потребность в воздушных судах для региональной авиации в России составляет порядка 200 самолетов. С учетом производственных возможностей к 2020 году Кластер будет способен полностью обеспечивать потребности региональных авиакомпаний в воздушных судах.
     С развитием сегмента мониторинга и наблюдения земной поверхности актуальными становятся разработка и производство самолетов специального назначения, в том числе для целей дистанционного зондирования Земли. В Кластере производство самолетов специального назначения возможно организовать на базе ОАО "Авиакор - авиационный завод", АО "РКЦ "Прогресс", а также таких предприятий малого авиастроения, как ООО НПО "АэроВолга", ООО "Гидроплан", ООО "Гидросамолет", ООО "Авиатех", ООО "Самолетостроительная компания "Чайка", ООО "Научно-производственное предприятие "Авиационные технологии".
     Приоритетным для авиационного сегмента Кластера является сохранение возможности государственной поддержки путем размещения государственного заказа на воздушные суда, развитие лизинга авиатехники отечественного (самарского) производства с государственной поддержкой, развитие международной кооперации и продвижение на мировой рынок таких уникальных продуктов в области малого авиастроения, как гидропланы, мобильные воздушные лаборатории для дистанционного зондирования Земли и другие самолеты специального назначения.
     Важным преимуществом организации серийного производства региональных воздушных судов является мультипликативный эффект, который может быть достигнут путем кооперации организаций-участников Кластера. Например, двигатели для Ан-140-100 (ТВЗ-117ВМА-СБМ1) могут производиться на ОАО "КУЗНЕЦОВ" (производственный план до 2020 года может составить 480 двигателей). В целях производства самолетов Ан-140-100 ОАО "Авиаагрегат" способно организовать проектирование и производство шасси и гидроагрегатов (как для Ан-148), ЗАО "Гидроавтоматика" - производство различных агрегатов топливной, гидравлической, пневматической систем, систем управления и пожаротушения, систем жизнеобеспечения людей (продукция применяется на Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148).
     Важным рыночным сегментом для Кластера является сегмент производства космических аппаратов различного назначения. В сегменте космических аппаратов (спутников) около 0,7% мирового рынка занимают произведенные Кластером космические аппараты дистанционного зондирования Земли. Основными конкурентами здесь являются европейские и американские аэрокосмические кластеры и китайские аэрокосмические компании. Большую долю мирового рынка (около 3%) занимает российское предприятие ОАО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева".
     В сегменте космических аппаратов для научно-исследовательских целей продукция Кластера занимает 7,5%. Основным конкурентом в этом сегменте (8,5%) является английская компания "Surrey Satellite Technology Limited" ("Саррей Сателит Технолоджи Лимитед").
     До 2017 года доминирующим сегментом на мировом рынке производства космических аппаратов останется дистанционное зондирование Земли (более 65%). Это объясняется многообразием решаемых прикладных и научных задач в области дистанционного зондирования Земли, развитием новых технологий интерпретации и использования получаемых космических данных, стремительным процессом технического совершенствования и удешевления космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, а также набирающей темпы интенсификацией международного сотрудничества по созданию глобальных систем наблюдения Земли.
     На российском рынке космических аппаратов Кластер представлен 3% в сегменте космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, 80% - в сегменте научно-исследовательских космических аппаратов.
     Важной компетенцией Кластера является производство различных типов двигателей.
     На разработке, производстве и сопровождении в эксплуатации мощных газотурбинных авиационных (семейства двигателей НК-12, НК-25, НК-32) и промышленных двигателей (НК-12СТ, НК-14СТ, НК-36СТ и НК-37СТ) специализируется ОАО "КУЗНЕЦОВ".
     Перспективным направлением развития Кластера является производство двигателя Д-27. Этот двигатель имеет мощностные характеристики, близкие к характеристикам серийных модификаций двигателя НК-12, а по применяемым технологиям близок к двигателю НК-93 разработки ОАО "КУЗНЕЦОВ". Таким образом, предприятие имеет опыт работы с двигателями класса Д-27 и производственно-технологическую базу для проведения их ремонта.
     Важными направлениями являются восстановление производства двигателей НК-32, проектирование, производство и сопровождение в эксплуатации поршневых авиационных и промышленных двигателей, реализация проектов по созданию производства беспилотных летательных аппаратов с двигателями мощностью до 250 л.с.
     Также перспективным направлением до 2017 года остается наращивание объемов производства ракетных двигателей. Предполагается, что к 2016 году их производство в Самарской области увеличится в 1,3 раза (из расчета количества произведенных двигателей в год).
     С учетом планов ОАО "РЖД" и потенциально расширяющегося индийского рынка Кластер имеет большие перспективы для существенного наращивания объемов производства двигателей НК-361. Объем производства двигателей НК-361 к 2017 году может составить около 20 единиц.
     Обеспечение потребностей ОАО "Газпром" двигателями НК-36СТ, НК-12СТ, НК-14СТ позволит дополнительно увеличить выручку Кластера более чем на 3 млрд. рублей до 2017 года.
     Организации-участники Кластера, особенно научно-исследовательские, опытно-конструкторские и учебные заведения авиакосмического направления (например, АО "РКЦ "Прогресс", ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Салют", СГАУ), аккумулируют передовые технологии, являются источником высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики Самарской области.
     Так, силами АО "РКЦ "Прогресс" разрабатываются космический ракетный комплекс "Союз - 2-1-в" для выведения легких международных космических аппаратов на низкие и средние орбиты, трехступенчатая ракета-носитель "Союз-2-3" среднего класса для повышения энергетических возможностей и расширения номенклатуры запускаемых космических аппаратов, трехступенчатая ракета-носитель "Союз-2-3-в" в качестве перспективного средства выведения на орбиту транспортных кораблей нового поколения, автоматических космических аппаратов массой до 14 тонн.
     ОАО "Авиагрегат" проектирует шассийный модельный ряд для летательных аппаратов, которые эксплуатируются во всех климатических зонах Земли, дополняя ее широкой номенклатурой гражданской продукции (гидроцилиндры для наземной техники, продукция для автомобилестроения, железнодорожные комплектующие и др.).
     ОАО "КУЗНЕЦОВ" оснащено исследовательским оборудованием и является специализированным центром по исследованиям конструкционной прочности, развитию нового поколения систем малоэмиссионного горения в камерах сгорания газотурбинных двигателей. ОАО "КУЗНЕЦОВ" может стать ключевым центром по разработке новых типов (поколения) газотурбинных двигателей, так как научно-исследовательская база предприятия является одной из лучших в России.
     Компетенции Кластера поддерживают специализированные конструкторские бюро, научно-исследовательские и инновационно-внедренческие организации, а также вузы.
     Особое место среди них занимает СГАУ, имеющий статус национального исследовательского университета. СГАУ является научно-образовательным центром, на базе которого выполняются исследования и разработки, ведется подготовка кадров для всего Кластера, других высокотехнологичных отраслей по программам среднего профессионального образования, высшего образования, послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования.
     СГАУ входит в топ 20 технических вузов России по уровню подготовки абитуриентов. Перед СГАУ поставлена стратегическая задача - войти в топ 100 ведущих вузов мира.
     Материально-техническая база университета позволяет повышать уровень научно-образовательной деятельности, развивать компетенции в области аэрокосмических, геоинформационных и нанотехнологий, осуществлять (самостоятельно и в кооперации с предприятиями) исследования и инновации.
     Самарский государственный технический университет (далее - СамГТУ) - крупный научный и образовательный центр, который подготавливает высококвалифицированных специалистов и ведет исследования по самым различным направлениям практически для всех отраслей промышленности. Организации-участники Кластера ведут активную работу по вхождению в так называемые технологические платформы, создаваемые и поддерживаемые на федеральном уровне, формированию устойчивых партнерств. Наиболее активными участниками партнерств являются самарские вузы и промышленные компании, которые уже участвуют или планируют участвовать в 20 технологических платформах (СГАУ, СамГТУ, СамГУ, ОАО "КУЗНЕЦОВ", АО "РКЦ "Прогресс").
     Перед Кластером стоит ряд внешних и внутренних проблем, которые препятствуют эффективной реализации существующих рыночных возможностей.
     К внешним проблемам относятся следующие:
     ориентация организаций-участников Кластера преимущественно на государственный заказ, зависимость их финансово-экономического состояния от распределения бюджетных средств (в частности, в рамках федеральных и государственных программ, программ развития оборонно-промышленного комплекса);
     несоответствие масштаба и структуры выпускаемой предприятиями Кластера продукции, его научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса (особенно перспективного) на продукцию аэрокосмической отрасли, причем как гражданского, так и военного назначения;
     замедление процессов инновационного развития, разработки, производства и сбыта продукции отрасли в целом, что приводит к падению технологического уровня производства и проектирования, устареванию основных фондов, кадровым потерям;
     недостаток инвестиций, включая государственные, для технического и технологического перевооружения;
     сохранение пробелов в развитии инновационной инфраструктуры, отсутствие налаженных взаимовыгодных связей крупного и малого бизнеса в отрасли;
     негативное влияние демографического фактора, которое проявляется, например, в сокращении численности студентов вузов (на 4,6 тыс. человек).
     К внутренним проблемам относятся следующие:
     несоответствие технологического уровня и качества части производимой продукции мировым требованиям, что препятствует сохранению позиций и выходу на глобальные рынки;
     неудовлетворительное финансовое состояние;
     низкая степень доверия к поставщикам и контрагентам (завышенные цены на услуги и комплектующие изделия при низком качестве);
     значительный моральный и физический износ станочного парка, экспериментальных установок, исследовательского и другого оборудования;
     наличие неиспользуемых площадей и оборудования;
     наличие возрастных и квалификационных диспропорций в структуре персонала, занимающегося исследовательской, экспериментальной, инновационной и образовательной деятельностью;
     доминирование в структуре подготовки кадров специальностей экономического, управленческого и гуманитарного направления в ущерб техническим и естественнонаучным специальностям;
     дефицит высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, а также слабое развитие материально-технической базы для их подготовки.