Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 622 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области" на 2014 - 2018 годы"

1.2. Развитие малого и среднего предпринимательства в Кластере


     Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) - организаций-участников Кластера осуществляется в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2014 - 2019 годы государственной программы Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014 - 2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 699. Объем финансирования указанной подпрограммы в 2014 - 2019 годах за счет средств областного бюджета составит 1 511,092 млн. рублей, в том числе:
     в 2014 году - 582,636 млн. рублей, из них 373,408 млн. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета;
     в 2015 году - 191,636 млн. рублей, в том числе формируемых за счет остатков средств федерального бюджета, поступивших в предыдущих финансовых годах, в размере 1,636 млн. рублей (без учета средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, оцениваемых в размере 425,27656672 млн. рублей);
     в 2016 году - 160,000 млн. рублей;
     в 2017 году - 160,000 млн. рублей;
     в 2018 году - 209,228 млн. рублей;
     в 2019 году - 209,228 млн. рублей.
     В 2015 - 2019 годах планируется привлечение в областной бюджет средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Самарской области.
     Финансовая поддержка СМСП - организаций-участников Кластера осуществляется по следующим основным направлениям:
     предоставление субсидий СМСП - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в части расходов на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;
     предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, являющимся СМСП, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на приобретение производственного оборудования для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, работ, услуг;
     предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, являющимся СМСП, в целях возмещения затрат на организацию производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
     предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, являющимся СМСП, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на уплату процентов по кредитам на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений либо на приобретение производственного оборудования для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, работ, услуг.
     В 2015 - 2019 годах на финансовую поддержку СМСП - организаций-участников Кластера по указанным направлениям планируется направить не менее 55 млн. рублей.
     Организациями-участниками Кластера из числа СМСП являются 20 организаций, т.е. 44% от общего числа организаций-участников Кластера. При этом на долю этих предприятий приходится менее 0,5 млрд. рублей выручки Кластера и суммарно не более 200 человек занятых, т.е. менее 0,5% от общего числа занятых в организациях-участниках Кластера.
     Такие крупнейшие европейские аэрокосмические кластеры, как "POLEPEGASECLUSTER" ("Поль Пегас кластер"), "AVIABELT Bremen" ("Авиабелт Бремен"), "bavARIa" ("БавАрия"), "Hamburg Aviation" ("Гамбург Авиэйшн") и многие другие, обладая соразмерной численностью с Кластером, имеют в своем составе в среднем около 300 СМСП, т.е. более 60% от общего числа участников кластеров.
     Развитие прорывных технологий, и это доказано многочисленными исследованиями и практической деятельностью ведущих североамериканских и европейских производственных компаний, требует создания и развития новых бизнесов - самостоятельных компаний, которые постепенно выходят на рынок и занимают определенную рыночную нишу.
     Для крупных компаний финансовые вложения в развитие новых бизнесов на своей производственной базе являются наиболее рискованными. Новые технологии требуют как минимум нового оборудования, но при этом не дают гарантии того, что инновационный продукт, полученный в результате, будет столь же прибыльным, как и существующий основной продукт компании. Такие продукты часто не востребованы основными потребителями компании, поскольку они, как правило, создают новые рынки и новые группы потребителей. В процессе роста созданной инновационной компании, повышения ее конкурентоспособности, капитализации и прибыльности, формирования и расширения круга потребителей крупное предприятие, ее основавшее, может создать полноценное производство на собственной базе путем заключения с ней лицензионного соглашения либо на базе инновационной компании путем ее 100-процентного приобретения. Подобная практика широко применяется и доказала свою эффективность.
     Кроме того, слабое развитие малого и среднего предпринимательства в Кластере приведет в среднесрочной перспективе к неэффективному использованию инжинирингового потенциала Кластера в целом. Крупные предприятия Кластера (АО "РКЦ "Прогресс", ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Авиаагрегат" и другие), которые встроены в такие вертикально интегрированные компании, как ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация", Государственная корпорация "Ростехнологии", ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" и другие, лишены возможности финансового маневра в тех случаях, когда очевидна необходимость объединения усилий для решения общих проблем. Такой финансовый маневр могут обеспечить малые инновационные компании (далее - МИК), созданные в Кластере, а точнее так называемый пояс МИК. Задача развития пояса МИК является одной из приоритетных для Кластера не только с точки зрения развития прорывных технологий и продуктов, но и перевода на аутсорсинг непрофильных видов деятельности крупных компаний Кластера и определенной доли их производственной номенклатуры и конструкторско-технологических компетенций (производство отдельных комплектующих изделий, проектирование некритических компонентов и оснастки, производство испытательных стендов, проведение различных видов диагностики и аудитов, внедрение систем менеджмента качества и PLM/PDM-систем и другие).
     Таким образом, до 2018 года необходимо существенно увеличить количество малых и средних предприятий Кластера, объемы работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых крупными предприятиями Кластера совместно с МИК, объемы отгруженной инновационной продукции МИК.
     Для этого необходимо создать в Кластере систему воспроизводства МИК и их вовлечения в инвестиционные и инновационные проекты крупных предприятий Кластера, повышать конструкторско-технологические компетенции существующих в Кластере МИК за счет включения их в проекты по созданию и развитию инжиниринговых центров, а также в инжиниринговые проекты Кластера.
     При этом необходимо увеличить, в первую очередь, число технологических МИК, поскольку уровень технологического обеспечения на крупных предприятиях Кластера значительно ниже конструкторского. Основными функциями таких технологических МИК должны быть не только технологическая подготовка производства, но и сервисное обслуживание поступающего на крупные предприятия Кластера новейшего оборудования.
     В настоящее время все крупные предприятия Кластера проводят интенсивное обновление станочного парка. Это предусмотрено планами развития вертикально-интегрированных структур, частью которых они являются (ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация", Государственная корпорация "Ростехнологии", ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" и другие). Причиной этого обновления является необходимость в разы поднимать производительность труда для достижения конкурентоспособности. Соответственно, доля работников, занятых на неавтоматизированных операциях, будет неуклонно снижаться и, по оценкам экспертов, в среднесрочной перспективе зафиксируется на уровне 15 - 20% от общего числа работников крупных компаний Кластера. При этом абсолютное количество станков также будет уменьшаться. Результатом этих процессов станет, с одной стороны, высвобождение значительного числа квалифицированных рабочих, которые могут занять рабочие ниши в существующих и создаваемых технологических МИК, а, с другой стороны, необходимость наличия узкоспециализированной организации сервиса оборудования. Содержание собственных сервисных служб для крупного предприятия является низкоэффективным, поскольку потребность в сервисных работах для каждого отдельного крупного предприятия Кластера весьма низкая, но значительная для Кластера в целом.
     Поэтому сегмент сервисного обслуживания станочного парка крупных предприятий Кластера, в том числе обеспечения инструментом и стандартными приспособлениями, является весьма перспективным для освоения малыми и средними предприятиями.
     Другими перспективными сегментами для малых и средних предприятий могут стать выполнение отдельных расчетных работ и техническая подготовка производства.
     Этап проектирования и доводки изделий занимает несколько лет. Затем на всем протяжении жизненного цикла производства это изделие постоянно совершенствуется. Поэтому все крупные предприятия Кластера имеют собственные конструкторские бюро. Все конструкторские работы выполняются на современном оборудовании с программным обеспечением, квалификация персонала соответствует современным требованиям. Вместе с тем существует объективная необходимость в проведении узких специализированных расчетов с применением узкоспециализированного программного обеспечения и оборудования. Такие расчеты способны взять на себя существующие в Кластере МИК. МИК способны разрабатывать инновационные методы расчетов и соответствующее программное обеспечение, а также повышать квалификацию персонала конструкторских бюро крупных предприятий Кластера.
     Проектирование и изготовление оснастки и технологического оборудования часто представляет собой задачу, сравнимую по трудности с проектированием и освоением производства самого изделия. Между тем системы автоматизации технологической подготовки производства в настоящее время используются на крупных предприятиях значительно меньше, чем системы автоматизированного проектирования и системы автоматизации инженерных расчетов. Создание МИК для этих целей позволит не только решать локальные задачи конкретного крупного предприятия Кластера, но и создать центр по проектированию и изготовлению оснастки и технологического оборудования, ориентированного на национальный и мировой рынки.
     Важным сегментом для СМСП может стать сегмент консалтинговых услуг для крупных предприятий Кластера.
     Вышеизложенное трудно реализуемо без решения следующих первоочередных задач в области развития малого и среднего бизнеса в Кластере, в том числе МИК:
     повышение компетенций СМСП Кластера в области программных средств совместной работы, управления жизненным циклом продукции и производства, в том числе в соответствии с требованиями крупных компаний Кластера;
     развитие инфраструктуры информационного обеспечения СМСП Кластера в режиме коллективного пользования;
     предоставление на льготных условиях МИК Кластера научной, инжиниринговой и производственной базы, имеющейся в распоряжении ведущих вузов, а также производственных предприятий и инжиниринговых центров Кластера;
     вовлечение МИК Кластера в научно-исследовательские и инжиниринговые проекты крупных компаний Кластера.
     Организационное обеспечение развития СМСП в Кластере осуществляет специализированная организация Кластера.
     На базе специализированной организации создается постоянно действующая система консультаций и услуг для СМСП Кластера, ориентированная на оказание информационных услуг в части законодательства, а также на поддержку развивающихся и вновь создаваемых СМСП, включая стартапы, МИК и технологические компании.
     Специализированная организация Кластера взаимодействует в интересах СМСП Кластера с органами государственной власти и органами местного самоуправления в Самарской области, федеральными органами государственной власти, крупными компаниями Кластера, различными организациями, в том числе международными.
     На базе специализированной организации Кластера при сопровождении совместных кластерных проектов, участниками которых являются СМСП Кластера, предоставляются следующие основные услуги:
     оказание консалтинговых услуг по специализации отдельных СМСП Кластера, включая услуги в области обеспечения соответствия продукции и услуг СМСП Кластера стандартам и требованиям потребителей, модернизации производственных процессов СМСП Кластера;
     предоставление услуг СМСП Кластера в части правового обеспечения;
     проведение информационных кампаний в средствах массовой информации для СМСП Кластера, а также по освещению деятельности СМСП Кластера и перспектив их развития;
     оказание маркетинговых услуг СМСП Кластера (проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ различных рынков, исходя из потребностей СМСП Кластера, разработка и продвижение так называемых зонтичных брендов СМСП Кластера);
     оказание услуг по позиционированию и продвижению новых продуктов (услуг) СМСП Кластера, включая содействие в разработке и реализации комплексных проектов по выводу СМСП Кластера на рынки крупных заказчиков;
     организация и проведение в интересах СМСП Кластера обучающих тренингов, семинаров и других образовательных и коммуникационных мероприятий с привлечением сторонних организаций, включая обучающие тренинги и семинары, направленные на внедрение систем менеджмента, повышение качества продукции, повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение системы бережливого производства, производственных систем.
     Организационное обеспечение развития СМСП Кластера осуществляется специализированной организацией в период с 2014 по 2018 год.
     После 2018 года организационное развитие СМСП Кластера должно осуществляться на принципах их сетевого взаимодействия путем создания собственных ассоциативных структур в рамках реализации совместных проектов, единой информационно-коммуникационной платформы.
     Существенно укрепит основу для сетевого взаимодействия СМСП Кластера, а также их взаимодействия с крупными компаниями Кластера портал технологических возможностей Кластера. В 2014 году реализована первая стадия реализации этого проекта - разработан портал технологических возможностей Кластера в области литья.
     Вовлечение СМСП Кластера в реализацию кластерных проектов и кластерных инициатив осуществляется на основе проектно-ориентированного подхода. Предусмотрено несколько таких моделей вовлечения СМСП Кластера в реализацию проектов:
     первая модель предполагает создание совместных лабораторий и центров компетенций в рамках инжиниринговых центров Кластера;
     вторая модель основана на привлечении СМСП Кластера к реализации проектов крупных предприятий Кластера;
     третья модель включает в себя усиление сетевого взаимодействия СМСП Кластера.
     Вышеуказанные действия в итоге должны привести к следующим результатам в области развития СМСП Кластера:
     увеличение количества МИК, созданных организациями-участниками Кластера;
     увеличение доли СМСП в Кластере в общем количестве организаций-участников Кластера;
     увеличение доли выручки СМСП в общем объеме выручки Кластера;
     увеличение доли отгруженной СМСП инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, в общем объеме отгруженной инновационной продукции Кластера;
     увеличение доли работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых СМСП совместно с крупными компаниями Кластера, а также иностранными организациями, в общем объеме работ и проектов Кластера.