ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2015 года N 120

Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области

(с изменениями на 30 ноября 2015 года)

________________________________________________________________________________________
     Изменение:
                               Постановление Правительства Самарской области от 18 июня 2015 г. № 350;
                               Постановление Правительства Самарской области от 22 июля 2015 г. № 449;
                               Постановление Правительства Самарской области от 31 июля 2015 г. № 477;
                               Постановление Правительства Самарской области от 16 сентября 2015 г. № 578;
                               Постановление Правительства Самарской области от 01 октября 2015 г. № 624;
                               Постановление Правительства Самарской области от 29 октября 2015 г. № 684;
                               Постановление Правительства Самарской области от 30.11.2015 N 782
________________________________________________________________________________________

      В соответствии со статьёй 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 №35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» Правительство Самарской области

     постановляет:

1. Установить, что в целях обеспечения исполнения дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, к расходным обязательствам Самарской области относится реализация в 2015 году за счет средств областного бюджета следующих мероприятий:
     временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
     опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
     стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов;
     социальная занятость инвалидов.
     Финансовое обеспечение расходных обязательств Самарской области, предусмотренных абзацами вторым, третьим и пятым настоящего пункта, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в соответствии с утверждаемыми настоящим постановлением порядками предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета:
     юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на оплату труда в период временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в связи с оказанием услуг по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
     юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на организацию опережающего профессионального обучения и стажировку работников организаций в Самарской области, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
     юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на оплату труда инвалидов в связи с оказанием услуг по организации социальной занятости инвалидов.
     Финансовое обеспечение расходного обязательства Самарской области, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат гражданам в соответствии с утверждаемым настоящим постановлением Порядком предоставления в 2015 году социальных выплат на организацию предпринимательской деятельности гражданам из числа молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, реализующим социальные проекты.
2. Утвердить прилагаемые:
     Программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2015 год;
     Порядок предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на оплату труда в период временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в связи с оказанием услуг по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
     Порядок предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на организацию опережающего профессионального обучения и стажировку работников организаций в Самарской области, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
     Порядок предоставления в 2015 году социальных выплат на организацию предпринимательской деятельности гражданам из числа молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, реализующим социальные проекты;
     Порядок предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на оплату труда инвалидов в связи с оказанием услуг по организации социальной занятости инвалидов.
3. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета,
в том числе формируемых за счет поступающих в соответствии с действующим законодательством в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2015 год.
4. Определить министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
6. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.Нефедов


     Утверждена
 постановлением Правительства Самарской области
 от 17 марта 2015 года N 120

     

Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Самарской области, на 2015 год
 (далее - Программа)

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 31 июля 2015 г. № 477)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 16 сентября 2015 г. № 578)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 01 октября 2015 г. № 624)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 октября 2015 г. № 684)

Паспорт программы

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 октября 2015 г. № 684)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 30.11.2015 N 782)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2015 год

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

-

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

-

министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - министерство)

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

-

поручение первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области А.П. Нефедова от 27.01.2015 N АН-6-2

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

министерство

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

улучшение ситуации в сфере занятости населения, снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и напряженности на рынке труда Самарской области

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

стимулирование сохранения и создания рабочих мест, предупреждение значительного роста безработицы в Самарской области;

повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения (проведение мероприятий по высвобождению работников, введение режима неполного рабочего времени, простой, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей), и граждан, ищущих работу, в целях их трудоустройства

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

-

временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов;

социальная занятость инвалидов

ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ

-

уровень регистрируемой безработицы в среднем за год не выше 1,1%;

численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, - 6 064 человека;

численность направленных на профессиональное обучение граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, - 5 168 человек;

численность молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, реализующей социальные проекты, - 364 человека;

численность трудоустроенных инвалидов - 1 200 человек

ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ

-

План мероприятий министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения в 2015 году

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

2015 год.

Программа реализуется в один этап

ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПРОГРАММЫ

-

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 795 534,7 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 676 204,4 тыс. рублей (85,0% от общего объема финансирования мероприятий Программы);

средства областного бюджета (за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета) - 119 330,3 тыс. рублей (15,0% от общего объема финансирования мероприятий Программы)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

расширение возможностей трудоустройства;

снижение риска невостребованности работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

содействие росту занятости молодых людей в сфере реализации социальных проектов;

расширение возможности занятости инвалидов

  

1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Программы, анализ рисков реализации Программы

 
     Самарская область является регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в связи с чем в большей степени (по сравнению с другими регионами) подвержена влиянию общеэкономических, финансовых кризисных ситуаций. Спад производства, который может быть вызван экономическим кризисом, болезненно отразится прежде всего на сфере занятости региона, может привести к значительному снижению спроса на рабочую силу и, как следствие, - росту напряженности на рынке труда.
     В связи с неравномерной динамикой развития различных сфер экономики региона сфера занятости и рынок труда Самарской области также находятся под риском негативных изменений.
     По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в среднем за IV квартал 2014 года численность занятых по сравнению с аналогичным периодом 2013 года уменьшилась на 19,4 тыс. человек, или на 1,2%, до 1661,4 тыс. человек (главным образом за счет обрабатывающих производств), а общая численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) достигла 67 тыс. человек, превысив данные аналогичного периода прошлого года на 20,6 тыс. человек, или на 44,4%.
     По уровню общей безработицы в среднем за IV квартал 2014 года, составляющему в Самарской области 3,9%, регион находится на 1-, 2-м местах среди субъектов Приволжского федерального округа (4,6%), и на 9- 16-м местах среди субъектов Российской Федерации (5,2%). По сравнению с уровнем общей безработицы в среднем за III квартал 2014 года (2,3 %) рейтинг региона ухудшился: Самарская область находилась на 1-м месте среди субъектов Приволжского федерального округа (4,2%) и на 3-м месте среди субъектов Российской Федерации (4,9%).
     В целом за 2014 год общая численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) составила 53,1 тыс. человек.
     В январе-сентябре 2014 года превышение численности выбывших работников по сравнению с численностью принятых составило 21,6 тыс. человек (в аналогичном периоде 2013 года - 9,1 тыс. человек), что также является предпосылкой к негативному сценарию развития ситуации с занятостью.
     По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, наметившаяся в 2013 году тенденция увеличения количества убыточных организаций в регионе активно проявилась в 2014 году. За январь-октябрь 2014 года число убыточных организаций по сравнению с январем-октябрем 2013 года увеличилось на 24,8%, количество прибыльных организаций уменьшилось на 7,3%. Эта тенденция может способствовать росту численности высвобождаемых работников, так как одним из методов сокращения издержек бизнеса является оптимизация численности персонала.
     В 2014 году, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, происходило увеличение масштабов скрытой безработицы - с 360,4 тыс. человек в январе-сентябре 2013 года до 373,4 тыс. человек в январе-сентябре 2014 года.
     Кроме того, продолжается сокращение трудовых ресурсов области из-за снижения численности граждан трудоспособного возраста.
     По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, за 11 месяцев 2014 года естественная убыль населения области как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения составила 4,8 тыс. человек.
     Уменьшение трудовых ресурсов вследствие демографических процессов компенсировалось до последнего времени высоким уровнем экономической активности населения региона и привлечением иностранной рабочей силы.
     По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в IV квартале 2014 года уровень экономической активности населения региона составлял 69,2%, что выше, чем в целом по Российской Федерации (69,0%) и Приволжскому федеральному округу (68,5%).
     В январе-ноябре 2014 года на территории Самарской области наблюдался значительный миграционный прирост, сложившийся за счет обмена населением со странами Содружества Независимых Государств. Общий миграционный прирост составил 5,5 тыс. человек и по сравнению с данными за январь-ноябрь 2013 года увеличился в 1,5 раза, в том числе за счет граждан Украины, прибывших из зоны боевых действий.
     В Самарской области наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли прибывающих иностранных трудовых мигрантов. По итогам
2014 года в Самарской области осуществляли трудовую деятельность 70,9 тыс. иностранных граждан (в рамках утвержденной квоты было выдано 23,5 тыс. разрешений на работу, по патентам работали 47,4 тыс. иностранцев). Доля легальной иностранной рабочей силы составляет не более 2% от численности занятого населения области. Мигранты трудоустраиваются на вакансии, в основном не востребованные жителями Самарской области ввиду их непривлекательности из-за низкого уровня оплаты труда, отсутствия социальных гарантий, невысокого качества рабочих мест.
     В регионе приоритетное право трудоустройства российских граждан на рабочие места, которые заявлены для иностранных работников, неукоснительно соблюдается службой занятости при проведении работы по замещению указанных рабочих мест гражданами Самарской области.
     Для оказания содействия работникам организаций, находящимся под риском увольнения, повышения эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, а также недопущения развития негативных явлений на рынке труда и защиты прав коренного населения при трудоустройстве разработан План мероприятий министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области по замещению ино
странных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения в 2015 году (приложение 1 к Программе).
     Перераспределению трудовых ресурсов, в том числе занятого населения, между видами экономической деятельности способствуют мероприятия по реализации инвестиционных проектов, созданию высокопроизводительных рабочих мест, развитию малого и среднего предпринимательства.
     В рамках государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 622, предоставляются субсидии за счет средств областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения понесенных ими затрат на создание и развитие инфраструктуры промышленных площадок и индустриальных парков, а также в ходе реализации инвестиционных проектов на выполнение работ, связанных с подключением к источникам электроснабжения.
     Осуществляется активное взаимодействие с банками по реализации инвестиционных проектов, поддержке инновационного развития, модернизации предприятий.
     Утвержден Перечень стратегических инвестиционных проектов Самарской области (включает 40 проектов, в рамках реализации которых планируется создание к 2020 году более 19 тыс. рабочих мест, из которых в стадии реализации находятся порядка 20 проектов), реализуются План создания объектов инфраструктуры в Самарской области на 2014-2015 годы и План создания инвестиционных и инновационных проектов в Самарской области, утвержденные распоряжением Правительства Самарской области от 09.04.2014 № 221-р.
     В регионе реализуется крупный проект по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский (далее - ОЭЗ). Резидентами ОЭЗ являются 17 компаний (с общим количеством новых рабочих мест порядка 5 тысяч). В тестовом режиме запущен первый завод на территории ОЭЗ - завод общества с ограниченной ответственностью «Нобель Автомотив Ру- сиа». Завершается строительство завода общества с ограниченной ответственностью «Эдша Тольятти», а также первого объекта общества с ограниченной ответственностью «Джей Ви Системз» - склада запасных частей. Планируется, что за 2012-2020 годы будет создано более 13 тыс. рабочих мест, фактически создано 204 рабочих места.
     В конце 2014 года состоялось открытие технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в г.о. Тольятти - одного из крупнейших технопарков в России. Всего к 2018 году планируется создать более 3000 рабочих мест, уже создано 2027 рабочих мест.
     Проводится масштабная работа по созданию на территории области системы индустриальных парков. Готов к приему резидентов индустриальный парк «Преображенка» в муниципальном районе Волжский. На его территории возможно размещение ряда производств с общей численностью работающих около 4,5 тыс. человек. Начали работу 3 резидента с планируемым количеством созданных рабочих мест более 1 тысячи. Якорным резидентом парка является общество с ограниченной ответственностью «Роберт Бош Самара», которое завершает I этап строительства завода по производству автокомпонентов.
     В г.о. Тольятти создан первый частный индустриальный парк «Толь- яттисинтез» на базе закрытого акционерного общества «Тольяттисинтез». По итогам реализации проекта планируется создать 1 тыс. постоянных и
1 тыс. временных рабочих мест.
     Принимаются меры по привлечению инвесторов на территорию мо- нопрофильных городских округов Самарской области.
     На территории г.о. Чапаевск по инициативе Правительства Самарской области создается индустриальный парк, занимающий территорию площадью около 200 га. Индустриальный парк «Чапаевск» при полной загрузке способен разместить около 12 резидентов, планируется обеспечить рабочими местами около 1,5 тыс. человек. Якорным резидентом парка является общество с ограниченной ответственностью «КНАУФ ГИПС Челябинск», строящее завод по производству гипсовых вяжущих и сухих гипсовых смесей. Реализация проекта (2014-2017 годы) позволит создать порядка 60 новых рабочих мест.
     Закрытым акционерным обществом «ПЭС/СКК» в г.о.Чапаевск введено в эксплуатацию предприятие по сборке автомобильных жгутов, проводов производственной мощностью около 250 тыс. комплектов жгутов, проводов в год. Всего за период реализации проекта (2013-2019 годы) запланировано создание около 1,7 тыс. рабочих мест, из них в 2014 году создано 483 рабочих места. Закрытому акционерному обществу «ПЭС/СКК» из областного бюджета перечислена субсидия на создание новых рабочих мест в размере
16,3 млн. рублей.
     Начата реализация двух инвестиционных проектов в г.о.Похвистнево: строительство производственных цехов по выпуску электрозащитных средств (общество с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Промтехресурсы»), строительство завода по выпуску керамических строительных материалов (общество с ограниченной ответственностью «Похвистневский завод керамики»),
     В г.о.Октябрьск общество с ограниченной ответственностью «Аутокомпонент Инжиниринг-2» планирует реализацию инвестиционного проекта по созданию производственной линии по изготовлению и окраске автодеталей.
     Проводится активная работа в рамках государственно-частного партнерства. В настоящее время в работе находятся 53 проекта, из них начата реализация 9 проектов. Общий объем привлеченных внебюджетных инвестиций составляет порядка 9 млрд. рублей, что позволит создать более 1,3 тыс. рабочих мест. Инвестиции направлены на модернизацию системы здравоохранения, а также на развитие спорта.
     Большое внимание уделяется поддержке развития предпринимательства, в том числе инновационного. В рамках реализации государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 699, в 2014 году по мероприятиям, направленным на модернизацию и инновационное развитие экономики Самарской области в сфере малого и среднего предпринимательства, общий объем выделенных средств составил 170,5 млн. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета - 117,8 млн. рублей), что позволило создать и сохранить более 5,9 тыс. рабочих мест.
     В целях увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики принимаются меры, направленные на внедрение инноваций, реализуется подпрограмма «Развитие инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2015 годы государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014- 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 622. В настоящее время в единой региональной базе инновационных проектов содержится более 500 проектов, которые находятся на разной стадии проработки.
     Реализуются Программа развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013-2017 годы, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 630-р, государственная программа Самарской области «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 04.06.2014 № 321.
     Регистрируемый рынок труда в минувшем году характеризовался следующими процессами. В 2014 году в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 69,7 тыс. человек, что на 2,5 тыс. человек больше, чем в 2013 году (67,2 тыс. человек). Признано безработными в 2014 году 37,3 тыс. человек, что на 2,6 тыс. человек больше, чем в 2013 году (34,7 тыс. человек).
     По состоянию на 31.12.2014 в Самарской области было зарегистрировано 18,0 тыс. безработных. По сравнению с 31.12.2013 численность безработных увеличилась на 2,9 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - на 0,1 процентного пункта до 1,0%.
     По уровню зарегистрированной безработицы на 31.12.2014 регион находился на 10-м месте среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 0,9%) и на 33-м месте среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 1,2%).
     Количество открытых вакансий на 31.12.2014 составляло 29,1 тыс. единиц, что на 0,5 тыс. единиц меньше, чем на 31.12.2013.
     В течение 2014 года вырос коэффициент напряженности на рынке труда региона (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию): если в начале января 2014 года на 100 рабочих мест претендовало 55 человек, незанятых трудовой деятельностью, то в конце декабря 2014 года - уже 66 человек. В 2015 году коэффициент напряженности продолжает расти - на 04.02.2015 он составляет 73 человека.
     Только за последний месяц 2014 года рейтинг региона по коэффициенту напряженности заметно ухудшился: если по состоянию на 30.11.2014 Самарская область находилась на 8-м месте среди субъектов Приволжского федерального округа (48 незанятых граждан на 100 вакантных рабочих мест) и на 29-м месте среди субъектов Российской Федерации (59 человек), то по состоянию на 31.12.2014, то есть за минувший месяц, регион опустился на 10-е место среди субъектов Приволжского федерального округа (66 человек) и на 36-е место среди субъектов Российской Федерации (73 человека).
     Учитывая темпы развития экономики Самарской области, одним из рисков 2015 года является рост напряженности на рынке труда региона.
     В случае дальнейшего сокращения объемов производства и ухудшения экономических ожиданий высока вероятность высвобождения работников организаций Самарской области.
     По состоянию на 04.02.2015 в целом по региону численность работников, предполагаемых к увольнению в ближайшие месяцы, составляет 6,1 тыс. человек.
     Так, о предстоящем в 2015 году высвобождении работников уже сообщили 2 ведущих предприятия региона - открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» и открытое акционерное общество «РКЦ «Прогресс»: предполагается сокращение 1100 и 1000 рабочих мест соответственно. В
2014 году количество вакансий, заявленных этими организациями в службу занятости населения, уже сократилось по сравнению с 2013 годом в 9,5 раза и 5 раз соответственно.
     Соответственно, как для работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также граждан, ищущих работу, так и для самих организаций, испытывающих трудности, необходима организация временной занятости.
     Тенденция снижения количества заявленных работодателями вакансий отмечается с IV квартала 2014 года: 28,2 тыс. единиц против 30,8 тыс. единиц в IV квартале 2013 года. В январе 2015 года потребность в работниках, заявленная работодателями в службу занятости населения, составила 5,9 тыс. единиц, что в 2 раза меньше, чем в январе 2014 года - 11,5 тыс. единиц.
     Отмечается рост дифференциации территорий области по уровню регистрируемой безработицы: вариация этого показателя по области на 31.12.2013 составляла 9,5 раза, на 31.12.2014 - 17,3 раза. Максимальный
уровень регистрируемой безработицы в конце декабря 2014 года отмечался в Приволжском (5,2%), минимальный - в Волжском (0,3%) муниципальных районах.
     Одной из причин, влияющих на сохранение высокого уровня безработицы в муниципальных районах, является низкий уровень заработной платы. Средний уровень оплаты труда по заявленным в 2014 году вакансиям в целом по области составил 12,3 тыс. рублей, что в 2,1 раза ниже номинальной начисленной средней заработной платы одного работника по Самарской области за январь-ноябрь 2014 года - 25,3 тыс. рублей.
     Кроме того, сохранению высокого уровня безработицы способствует нехватка вакантных рабочих мест. Так, в муниципальных районах в конце декабря 2014 года на 1 вакансию претендовало 2 безработных гражданина.
     В 2014 году по сравнению с 2013 годом в структуре обратившихся в службу занятости граждан:
     уменьшилась доля граждан с длительным перерывом в работе, которых легче трудоустроить, так как для них подходящей является любая работа, - с 16,9 до 16,2%;
     увеличилась доля высвобожденных с предприятий граждан (с 8,3 до 10,9%), профессиональная подготовка и квалификация которых затрудняют их трудоустройство на определенный период времени, необходимый для переподготовки или адаптации;
     увеличилась доля граждан предпенсионного возраста, которые менее конкурентоспособны на рынке труда - с 6,0 до 7,0%.
     Сохранение территориального и профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы усиливает структурный характер региональной безработицы и негативно влияет на интенсивность трудоустройства ищущих работу граждан.
     Количественный дефицит рабочей силы выражен в городах, где в конце декабря 2014 года на 1 незанятого гражданина имелось 2 вакансии, в муниципальных районах, наоборот, на 1 вакансию претендовало 2 человека.
     Профессионально-квалификационный дисбаланс вызван дефицитом квалифицированных рабочих и избытком служащих, а также несоответствием подготовки кадров потребностям рынка труда в разрезе профессий, практической подготовки граждан требованиям работодателей, условий и оплаты труда ожиданиям выпускников учреждений профессионального образования.
     Соответственно, наиболее актуальна реализация такого мероприятия, как стимулирование занятости молодежи, особенно при реализации социальных проектов. Кроме того, что материальное стимулирование обеспечит занятость молодежи, особенно с гуманитарным образованием, оно повысит социальную защищенность отдельных категорий граждан, таких как пожилые люди, пенсионеры, инвалиды и т.д.
     Тенденция увеличения количества и доли заявленных работодателями вакансий для рабочих и уменьшения - для служащих наблюдается в последние годы. Так, в общем количестве заявленных в 2013 году вакансий 74,1% предназначалось для рабочих, 25,9% для служащих, в 2014 году - 76,3% и 23,7% соответственно.
     Вместе с тем среди граждан, признанных безработными, наблюдается противоположная тенденция, что усиливает структурный характер региональной безработицы: доля рабочих среди безработных уменьшилась с 56,4 до 55,8%, а доля служащих увеличилась с 36,7 до 37,9%.
     Суммарный дефицит рабочей силы по отдельным профессиям в конце декабря 2014 года составил 20,1 тыс. единиц, при этом по рабочим специальностям дефицит рабочих (то есть отсутствие претендентов на вакансии) достигал 15,3 тыс. единиц, по служащим - 4,8 тыс: единиц.
     По состоянию на 31.12.2014 максимальная нагрузка безработных на 10 вакантных рабочих мест сложилась в группе служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием, составляет 34 человека, в группе руководителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий, - 23 человека; минимальная - в группе квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр - 3 человека.
     В указанной связи особенно актуальна с учетом сложной социально- экономической ситуации реализация таких мероприятий, как опережающее профессиональное обучение и стажировка.
     Вышеуказанные отдельные факторы оказали негативное влияние на рынок труда и способствовали снижению уровня трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости населения, с 43,9 тыс. человек (65,3% от обратившихся) в 2013 году до 42,1 тыс. человек (60,4% от обратившихся) в 2014 году.
     В Самарской области проживает 235,3 тыс. инвалидов (7,5% от общей численности населения области), в том числе 74 тыс. - трудоспособного возраста, из них около 30% являются работающими (20,5 тыс. инвалидов). Из общей численности инвалидов 8,4% - инвалиды I группы, 56,6%) - инвалиды II группы, 35,0% - инвалиды III группы.
     В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2012 № 643 осуществляется мониторинг потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела. В 2014 году были опрошены более 3,1 тыс. инвалидов, из них 71,8% - инвалиды III группы, 25,5% - инвалиды II группы и 2,7%) - инвалиды I группы. Данные опроса показали, что 57,8% респондентов нуждаются в трудоустройстве.
     Традиционно в Самарской области уделяется особое внимание содействию занятости инвалидов.
     В 2014 году в службу занятости обратилось 4,7 тыс. инвалидов, из них 2,0 тыс. трудоустроено, что составляет 42,7% от общего числа обратившихся и является самым высоким уровнем трудоустройства инвалидов в Самарской области за последние 10 лет.
     Однако, несмотря на значительный рост уровня трудоустройства инвалидов в целом по области, продолжает оставаться и ряд проблем как объективного, так и субъективного характера: предвзятое отношение работодателей и нежелание принимать на работу инвалидов ввиду необходимости установления для них определенных льгот, удаленность места работы, низкий уровень заработной платы, ограничения к труду, указанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, и отсутствие мотивации к труду у самих инвалидов.
     Особое внимание уделяется созданию рабочих мест для инвалидов в рамках программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области (далее - ПДМ).
     Всего за 2010-2014 годы в рамках реализации ПДМ создано практически 1,8 тыс. рабочих мест для инвалидов. Причем в целях стимулирования работодателей к созданию рабочих мест в Самарской области сумма возмещения затрат работодателям на создание рабочих мест для инвалидов начиная с 2013 года зависит от группы инвалидности трудоустраиваемого инвалида.
     В связи с тем, что перечисление средств работодателю проводится не в момент создания рабочего места, а по факту трудоустройства инвалида на данное рабочее место и размер выплаты зависит от группы его инвалидности начиная с прошлого года работа по созданию рабочих мест проводится адресно для каждого конкретного инвалида (с предварительным подбором инвалида на данное рабочее место) в зависимости от показаний и противопоказаний к труду, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
     В то же время в условиях сложной социально-экономической ситуации работодатели заинтересованы в мерах государственной поддержки по стимулированию их к сохранению уже созданных рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья, что может быть реализовано в рамках мероприятия по организации социальной занятости инвалидов.
     В дальнейшем ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда Самарской области будет определяться темпами развития экономики области, эффективностью реализации принятых и планируемых мер по содействию занятости населения, в том числе в рамках программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2015 год.
     Неоднозначное влияние различных факторов может привести к тому, что численность официально зарегистрированных безработных в 2015 году будет заметно колебаться (в случае модернизации производства и оптимизации кадрового состава предприятий уровень зарегистрированной безработицы в среднем за год может повыситься до 1,1%).
     Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость разработки программы, для реализации которой необходима скоординированная совместная деятельность федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»