Действующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области (с изменениями на 15 ноября 2024 года)



1.7. Сфера государственной молодежной политики


Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан, совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, которая рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий для инновационного развития страны.


Целью государственной молодежной политики в Самарской области является совершенствование условий для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, расширения возможностей для ее эффективной самореализации и содействия успешной интеграции в общество в интересах региона и России в целом.


Молодежная политика в общепринятом смысле рассматривается не как некая область политических процессов, а как комплексная система управления, объектом которой выступает крупная социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Молодое поколение выполняет особые, незаменимые и не выполняемые никакой другой группой населения социальные функции.


С 2019 года структура сферы молодежной политики в Российской Федерации претерпела существенные изменения, а количество задач, возлагаемых на сферу, кратно увеличилось.


Так, 30.12.2020 в Российской Федерации был принят Федеральный закон N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", основной целью которого стало расширение верхней возрастной границы молодежи с 30 до 35 лет, которое привело к увеличению числа лиц, относящихся к категории молодежи и проживающих на территории Самарской области, на 44,7% с 562 873 человек (по состоянию на 01.01.2020) до 814 585 человек (по состоянию на 01.01.2021).


С 2020 года в реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации в целом и ее субъектов в частности особую роль приобретает новый проект - акция, получившая название Всероссийская акция взаимопомощи "МыВместе", организационная и координирующая роль в которой была возложена Администрацией Президента Российской Федерации и Федеральным агентством по делам молодежи на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию молодежной политики.


В 2020 и 2021 годах основной целью акции являлось обеспечение деятельности добровольческих штабов в период распространения новой коронавирусной инфекции: добровольцы муниципальных и регионального штабов обрабатывали поступающие на горячую линию обращения, оказывали консультации по вопросам получения государственной помощи (продуктовые наборы, вызов скорой помощи, приобретение лекарственных средств, психологическая помощь), формировали заявки на оказание той или иной помощи лицам, находящимся на самоизоляции, а также иным категориям нуждающихся, добровольцы оказывали помощь больницам и поликлиникам при проведении массовой вакцинации.


С февраля 2022 года и по настоящее время штабами "МыВместе" обеспечивается постоянное оказание помощи семьям военнослужащих, сбор гуманитарной и иной помощи, проведение отдельных мероприятий для военнослужащих и их семей, помощь пунктам набора граждан для службы по контракту.


14 июля 2022 года был принят Федеральный закон N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи", который дал новый виток развития детским и молодежным движениям. В целях исполнения закона на территории Российской Федерации (в том числе и Самарской области) свою деятельность осуществляют первичные, местные и региональные отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" (далее - Движение).


В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона N 261-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:


разработку и реализацию мероприятий по поддержке Движения (его региональных отделений);


оказание поддержки региональным отделениям Движения, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями;


методическое сопровождение органов местного самоуправления по вопросам содействия Движению, его региональным, местным и первичным отделениям;


поддержку Движения в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.