Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2014 года N 352


Об организации системы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области

(с изменениями на 25 февраля 2022 года)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 28.04.2017 N 278, от 14.04.2020 N 255, от 19.06.2020 N 422, от 25.02.2022 N 108)




В целях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:


1. Уполномочить министерство экономического развития и инвестиций Самарской области на исполнение функций по оценке качества процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области, а также по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению данной деятельности.


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 25.02.2022 N 108)


2. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 25.02.2022 N 108)


3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 14.04.2020 N 255)


4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


6. Установить, что требования настоящего Постановления не распространяются на проекты нормативных правовых актов Самарской области, процедура согласования которых была начата до дня вступления в силу настоящего Постановления.



Врио вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ



Утвержден
Постановлением
Правительства Самарской области
от 24 июня 2014 г. N 352



ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 25.02.2022 N 108)




1. Общие положения


1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и правила проведения экспертизы нормативных правовых актов Самарской области (далее - нормативные правовые акты), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности; оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования); оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - проекты нормативных правовых актов):


устанавливающих новые, изменяющих или отменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязательные требования, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью;


устанавливающих новые, изменяющих или отменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;


устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением:


а) проектов законов Самарской области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;


б) проектов законов Самарской области, регулирующих бюджетные правоотношения;


в) проектов нормативных правовых актов:


устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);


разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.


1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:


органы-разработчики - органы государственной власти Самарской области, выступающие разработчиками соответствующего проекта нормативного правового акта (проектов законов Самарской области, постановлений Губернатора Самарской области, постановлений Правительства Самарской области, приказов органов исполнительной власти Самарской области, носящих нормативный характер) либо выступавшие разработчиками соответствующего нормативного правового акта;


уполномоченный орган - орган государственной власти Самарской области, уполномоченный на исполнение функций по оценке качества процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению данной деятельности - министерство экономического развития и инвестиций Самарской области;


оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - ОРВ) - процедура, целью которой является выявление и устранение положений проекта нормативного правового акта, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, в том числе невыполнимые или сложно контролируемые административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и областного бюджета;


экспертиза нормативного правового акта (далее - экспертиза) - процедура, направленная на выявление в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводимая в целях оценки достижения заявленных при разработке данного нормативного правового акта целей регулирования, эффективности выбранного способа решения проблемы, фактических положительных и отрицательных последствий введения нормативного правового акта в действие посредством анализа правоприменительной практики и оценки качества процедуры ОРВ, если процедура ОРВ проводилась на этапе разработки соответствующего проекта нормативного правового акта;


оценка фактического воздействия нормативного правового акта (далее - ОФВ) - процедура, целью которой является анализ нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, на предмет обоснованности установленных в них обязательных требований, определение и оценка фактических последствий установления обязательных требований, выявление избыточных условий, ограничений, запретов и обязанностей;


публичные консультации - открытое обсуждение с лицами, интересы которых затрагиваются вводимым (или существующим) правовым регулированием (далее - заинтересованные лица), проекта или действующего нормативного правового акта, организуемое органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедур ОРВ, ОФВ или экспертизы;


участники публичных консультаций - физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения), государственные органы Самарской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области.


1.3. При проведении ОРВ, ОФВ и экспертизы осуществляется анализ проблем и целей правового регулирования, выявление и оценка альтернативных вариантов решения проблем, а также определение связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, подвергающихся воздействию правового регулирования, для выбора наиболее эффективного (наилучшего) варианта правового регулирования.


Выбор наиболее эффективного (наилучшего) варианта правового регулирования в результате проведения ОРВ основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.


1.4. Процедуры ОРВ, ОФВ и экспертизы основываются на следующих принципах:


прозрачность - доступность информации о процедурах ОРВ, ОФВ и экспертизы на всех стадиях их проведения;


публичность - обеспечение участия в публичных консультациях в процессе осуществления ОРВ, ОФВ и экспертизы;


сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения процедур ОРВ, ОФВ и экспертизы;


эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта правового регулирования с точки зрения выгод и издержек как субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) иной экономической деятельности, так и различных социальных групп, граждан (потребителей), государства и общества в целом;


экономичность - обеспечение надлежащего качества проведения процедур ОРВ, ОФВ и экспертизы при условии минимально необходимых затрат на их проведение.


1.5. При осуществлении ОРВ, ОФВ и экспертизы проводятся публичные консультации. Публичные консультации при проведении ОРВ, ОФВ и экспертизы не проводятся, если проекты нормативных правовых актов или действующие нормативные правовые акты содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну.


1.6. Методические рекомендации о применении настоящего Порядка утверждаются уполномоченным органом.



2. Порядок проведения ОРВ


2.1. ОРВ проводится:


а) органами-разработчиками;


б) уполномоченным органом по его инициативе.


2.2. В случае если уполномоченный орган по собственной инициативе решает провести ОРВ в отношении проекта нормативного правового акта, который планируется к разработке не самим уполномоченным органом, уполномоченный орган при проведении ОРВ вправе осуществить привлечение органа-разработчика для выполнения отдельных функций (процедур), предусмотренных настоящим Порядком. По результатам проведения ОРВ в данном случае составляется только отчет о проведении ОРВ, который подписывается руководителем уполномоченного органа и направляется органу-разработчику в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. Дальнейшее согласование проекта нормативного правового акта осуществляется органом-разработчиком с учетом данного отчета о проведении ОРВ.


2.3. ОРВ проводится органами-разработчиками, а в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2.1 настоящего Порядка, - уполномоченным органом (далее - орган, проводящий ОРВ) с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного правового акта:


а) высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Самарской области расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) областного бюджета; устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;


б) средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе изменяющие предусмотренные административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; или способствует установлению положений, которые могут предусматривать обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и (или) положений, приводящих к увеличению ранее предусмотренных нормативными правовыми актами Самарской области расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;