ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2014 года N 352


Об организации системы проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области

(с изменениями на 26 октября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 28.04.2017 N 278, от 14.04.2020 N 255, от 19.06.2020 N 422, от 25.02.2022 N 108, от 05.07.2022 N 515, от 26.10.2023 N 863)



В целях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Закона Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Самарской области от 26.10.2023 N 863)


1. Уполномочить министерство экономического развития и инвестиций Самарской области на исполнение функций по оценке качества процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области, а также по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению данной деятельности.


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 25.02.2022 N 108)


2. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Самарской области.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 25.02.2022 N 108)


3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 14.04.2020 N 255)


4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


6. Установить, что требования настоящего Постановления не распространяются на проекты нормативных правовых актов Самарской области, процедура согласования которых была начата до дня вступления в силу настоящего Постановления.



Врио вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ



Утвержден
Постановлением
Правительства Самарской области
от 24 июня 2014 г. N 352



ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 25.02.2022 N 108, от 05.07.2022 N 515, от 26.10.2023 N 863)


1. Общие положения


1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и правила проведения экспертизы нормативных правовых актов Самарской области (далее - нормативные правовые акты), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности; оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования), а также нормативных правовых актов, при подготовке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия; оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области (далее - проекты нормативных правовых актов):


устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязательные требования, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью;


устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Самарской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;


устанавливающих или изменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением:


а) проектов законов Самарской области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;


б) проектов законов Самарской области, регулирующих бюджетные отношения;


в) проектов нормативных правовых актов:


устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);


разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций;


подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.


(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 26.10.2023 N 863)


1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:


органы-разработчики - органы государственной власти Самарской области, выступающие разработчиками соответствующего проекта нормативного правового акта (проектов законов Самарской области, постановлений Губернатора Самарской области, постановлений Правительства Самарской области, приказов органов исполнительной власти Самарской области, носящих нормативный характер) либо выступавшие разработчиками соответствующего нормативного правового акта;


уполномоченный орган - орган государственной власти Самарской области, уполномоченный на исполнение функций по оценке качества процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также по нормативно-правовому и информационно-методическому обеспечению данной деятельности - министерство экономического развития и инвестиций Самарской области;


оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - ОРВ) - процедура, целью которой является выявление и устранение положений проекта нормативного правового акта, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, в том числе невыполнимые или сложно контролируемые административные процедуры с участием субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и областного бюджета;


экспертиза нормативного правового акта (далее - экспертиза) - процедура, направленная на выявление в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводимая в целях оценки достижения заявленных при разработке данного нормативного правового акта целей регулирования, эффективности выбранного способа решения проблемы, фактических положительных и отрицательных последствий введения нормативного правового акта в действие посредством анализа правоприменительной практики и оценки качества процедуры ОРВ, если процедура ОРВ проводилась на этапе разработки соответствующего проекта нормативного правового акта;


обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;


оценка фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - ОФВ) - процедура, которая проводится в отношении:


а) нормативных правовых актов Самарской области, проекты которых, имевшие высокую и среднюю степени регулирующего воздействия, проходили ОРВ (далее - ОФВ НПА);


б) нормативных правовых актов Самарской области, содержащих обязательные требования (далее - ОФВ ОТ).


ОФВ проводится в целях анализа достижения целей регулирования, заявленных в отчете о результатах проведения ОРВ (при наличии), определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


ОФВ ОТ проводится в целях, указанных в абзаце десятом настоящего пункта, а также в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей, оценки соответствия принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным статьей 4 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и статьей 2 Закона Самарской области "Об обязательных требованиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Самарской области, и внесении изменений в статью 5.1 Закона Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 62-ГД);


публичные консультации - открытое обсуждение с лицами, интересы которых затрагиваются вводимым (или существующим) правовым регулированием (далее - заинтересованные лица), проекта или действующего нормативного правового акта, организуемое органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедур ОРВ, ОФВ или экспертизы;


участники публичных консультаций - физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения), государственные органы Самарской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;


дополнительные публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое органами-разработчиками и (или) уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ, ОФВ, об экспертизе.


(п. 1.2 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 26.10.2023 N 863)


1.3. При проведении ОРВ, ОФВ и экспертизы осуществляется анализ проблем и целей правового регулирования, выявление и оценка альтернативных вариантов решения проблем, а также определение связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, подвергающихся воздействию правового регулирования, для выбора наиболее эффективного (наилучшего) варианта правового регулирования.


Выбор наиболее эффективного (наилучшего) варианта правового регулирования в результате проведения ОРВ основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.


1.4. Процедуры ОРВ, ОФВ и экспертизы основываются на следующих принципах:


прозрачность - доступность информации о процедурах ОРВ, ОФВ и экспертизы на всех стадиях их проведения;


публичность - обеспечение участия в публичных консультациях в процессе осуществления ОРВ, ОФВ и экспертизы;


сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения процедур ОРВ, ОФВ и экспертизы;


эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта правового регулирования с точки зрения выгод и издержек как субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) иной экономической деятельности, так и различных социальных групп, граждан (потребителей), государства и общества в целом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»