Недействующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014 - 2030 годы (с изменениями на 22 января 2019 года)



1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма 3


Сегодня туристский бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом роста. Российская Федерация располагает значительным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране продолжает оставаться недостаточно развитой отраслью при возрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает региональный туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.


Управление развитием туристской отрасли, в первую очередь, должно базироваться на междисциплинарном подходе к экономике туризма, специфике данного направления. Набор характерных видов деятельности в туризме включает ряд классов отраслей и делает туристскую отрасль сопряженной с различными сферами общественного производства.


В связи с этим в реализации государственной политики по развитию рекреационного направления наиболее целесообразным и перспективным методом видится кластерный подход. Туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, организаций сферы размещения, поставщиков туристских услуг; транспортных компаний, объектов инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.


Туристско-рекреационный кластер в Самарской области в настоящее время представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. Туристская инфраструктура области представлена достаточно широко: свыше 100 гостиниц, более 40 санаториев, 122 базы отдыха, 74 детских оздоровительных лагеря. Наличие в области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также значительных культурно-рекреационных возможностей является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ. Потенциальной туристской привлекательностью обладает национальный парк "Самарская Лука" и один из старейших природных заповедников - Жигулевский государственный природный заповедник имени И.И. Спрыгина, где созданы и функционируют две охраняемые природные зоны с богатым природным и культурно-историческим наследием.


Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, развитие рекреационно-туристского сервиса является одним из приоритетных направлений устойчивого развития Самарской области как современного развивающегося центра.


С учетом комплексности туристской отрасли для ее эффективного функционирования и стабильного развития необходима регулярная методическая и аналитическая поддержка субъектов отрасли, капитальные вложения в поддержание и улучшение инфраструктуры туризма и государственная централизованная маркетинговая деятельность по продвижению туристского продукта в Самарской области.


Анализ факторов, таких как географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, инфраструктура рынка, информационное пространство и иных, выявляет сильные и слабые стороны развития туристского кластера в Самарской области.


Имея выгодное экономическое и географическое положение, Самарская область тем не менее уступает по объему въездного туризма Татарстану, Нижнему Новгороду и таким лидерам российского туризма, как Москва, Санкт-Петербург и городам Золотого кольца России.


Анализируя этот факт, можно сказать, что причиной недостаточного роста въездных туристских потоков является отсутствие четко сформированной системы взаимодействия между вовлеченными в процесс образования туристского предложения отраслями. Внутренний туризм зачастую воспринимается участниками туристского рынка как малоэффективное направление ввиду наличия значительного количества инфраструктурных издержек, повышенной степени риска частных вложений, отсутствия государственных гарантий безопасности деятельности.


Формирование централизованной системы интересно, в первую очередь, государству, так как, реализуя настоящую задачу, оно тем самым усиливает конкурентные преимущества создаваемого туристского продукта, обеспечивает географическую концентрацию компаний и занятость населения, увеличивая туристский въездной поток, и, следовательно, поступления в бюджеты всех уровней.


Неотъемлемыми составляющими туристского кластера являются субъекты туристской деятельности (туроператоры и турагенты), субъекты сферы размещения (гостиницы, мотели, туристские базы, кемпинги, детские лагеря и т.п.), транспортные компании, учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для данного сегмента, объекты туристского показа, культурно-развлекательная и досуговая сферы.


В Подпрограмме 3 нашли отражение меры государственной поддержки, способные обеспечить качественный переход от разрозненных предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственно-частного партнерства, и привлечение максимально возможного объема туристских ресурсов региона.


Подпрограмма 3 в том числе ориентирована на создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и формирование имиджа Самарской области как перспективного туристского направления центральной части Российской Федерации.